Полет в космос в конце войны ?
А в минувшем году зарубежные "голоса" сообщили невероятную на первый взгляд историю: некий житель ГДР, служивший во время войны в люфтваффе, оказавшись в ФРГ, сделал заявление, что он первый -космонавт планеты, поскольку еще в 1943 г. поднимался на ракете в космос! И добавил: когда много лет назад он сделал подобное заявление властям ГДР, то угодил в психиатрическую лечебницу.
Отправной точкой этой истории является 1938 г. По странному стечению обстоятельств он стал переломным в развитии ракетной техники и в Германии, и в СССР. Б Германии был создан ракетный научно-исследовательский центр на о. Пенсмюнде в Балтийском море, и будущий главный конструктор немецких, а затем и американских ракет Вернер фон Брауи получил "режим наибольшего благоприятствования".
В СССР в этом же году был разгромлен ракетный исследовательский институт и физически уничтожены многие ведущие специалисты в этой области. Наш же будущий генеральный конструктор р^кет С. П. Королев оказался в концентрационном лагере.
Последствия сказались незамедлительно. И если к 1941 году мы имели лишь "катюшу", то у немцев началось эскизное проектирование мощной ракетной системы, способной вывести человека в космос. К 1943 году проект А9/А10 был готов. Позже ракета получила название Фау-З.
А9, вторая ступень, представляла собой крылатый вариант ракеты А4 (более известной как Фау-2) с герметичной набиной пилота. В качестве первой ступени служила ранета А10 высотой 18 м и стартовым весом 75 тонн. Полный вес гвухступенчатой ракеты А9/А10 составлял около 100 т при длине свыше 30 метров (АЛЯ сравнения: подобные параметры были достигнуты в американских межконтинентальных ракетах "Атлас" и "Титан" спустя лишь 15 лет!).
Но с началом войны с Советским Союзом проект пришлось отложить и взяться за чисто во" екную ракету А4 (длина - 13 м, вес - 13 т, дальность полета - 300 км, скорость - около 5700 км/ч). Даже по нынешним временам это весьма внушительное сооружение.
Что известно рядовому читателю о немецких ракетах 40-х годов? В лучшем случае он назовет Фау-1 и Фау-2. Кое-что другое известно военным специалистам. Однако стоит заглянуть в немецкие арсеналы тех лег
"РЕН БОТЕ" - твердотопливная ранета класса "земля - земля", дальность действия - 150 км.
"ВАССЕРФАЛЬ" - зенитная управляемая ракета класса "земля - воздух". По размерам всего в 2 раза меньше Фау-2, предназначена для поражения высотных бомбардировщиков. Достигнутая высота подъема - 16 км. Несколько меньшие по размеру зенитные ракеты "РЕЙНТОХТЕР" и "ШМЕТТЕРЛИНГ" находились в стадии разработки.
"БАХЕМ НАТТЕР" - истребитель - перехватчик с ракетны" двигателем и вертикальным взлетом. Вооружение - 30
управляемых ракет класса "воздух - воздух". Спорость - до 1000 км/ч, скороподъемность 11 км/мин. Прошел летные испытания.
К месту сказать, что наша гордость послевоенных парадов - первые реактивные самолеты были оснащены трофейными немецкими реактивными двигателями.
Но вернемся в 1943 г., когда, яо неизвестно каким образом возникшим версиям, "совершили полет три немецких космонавта". Летать им в этот год было еще не на чем; из 18 ракет А4 шестнадцать взорвались на старте или в воздухе, не долетев до цели. Но уже в 1944 г. заводы, в том числе крупные подземные, находившиеся в Нордхаузене, выпускали по 25-30 ракет Фау-2 в сутки. К концу войны общее количество выпущенных немцами ракет составило несколько тысяч.
Фау-2 имела существенный недостаток - точность попадания на предельной дистанции составляла около 10 километров. Была предпринята попытка использовать для наведения ракеты систему радиоуправления, взятую с зенитной ракеты, но она закончилась неудачей - ракета упала на территории Швеции. Для Вернера фон Брауна это был удобный случай вернуться к своему отложенному проекту и предложить вместо А4 ее пилотируемый крылатый вариант А9. Крылья, по замыслу конструктора, выполняли двоякую роль - резко повышали дальность полета, существенно уменьшали
регрузки и скорость на заключительном этапе траектории, что делало возможным ее управление пилотом (ракеты А4 приближались к Земле со сверхзвуковой скоростью).
Крылатый вариант А4 был испытан - дальность полета возросла до 600 км, которые ракета преодолевала за 17 минут.
В военных архивах не уда* лось обнаружить данных о том, что это испытание проводилось с пилотом на борту. Однако несколько ранее, "диверсант № 1" Отто Скорцени произвел набор в отряд "военных космонавтов" для пилотирования ракетной техники. Разные источники называют их число -от 100 до 500 человек.
Но близился крах третьего рейха, и Вернер фон Браун, понимая, что либо его тайное детище поднимется в космос сейчас, либо уже никогда, предложил фюреру использовать
свою систему А9/А10 для обстрела Нью-Йорка!
Начались испытания ракеты и одновременно проведение тайной операции под кодовым названием "Эльстер". В ночь на 30 ноября 1944 г. с подводной лодки вблизи американского берега была вйсажена спецкоманда, целью которой была установка радиомаяка наведения на одном из небоскребов НьюЙорка. Однако операция провалилась - Немецкие агенты были схвачены ФБР, и пришлось вернуться к изначальному пилотируемому варианту.
В ряде источников указывалось, что межконтинентальную ракету должен был пилотировать космонавт-"камикадзе", однако это не совсем так - пилот мог катапультироваться над Атлантическим океаном перед подлетом к цели и затем быть подобранным с борта подводной лодки.
По некоторым данным, испытания этого ракетного монстра состоялись 8 и 24 января 1945 г. (первое-неудачное). Но космический перелет по маршруту Германия - Америка с тротиловым "подарком" на борту состояться не успел.
Поскольку при полете по такой траектории ракета выходит в космическое пространство, то формально человек, его совершивший, может претендовать на звание космонавта. Именно за такие полеты в мае - июне 19^1 г. на корабле "Меркурий" получили свои звания первые
американские астронавты Ше1 пард и Гриссом.
Эта история в некотором смысле не имеет конца. После окончания войны проект А9/А10, опередивший по крайней мере на полтора десятилетия будущие американские и советские разработки, таинственно исчез. Хотя американцы и успели вывезти из Нордхаузена все оборудование подземного завода вместе с сотней экземпляров "готовой продукции", а заодно заполучили и главного конструктора, проект в Америке не "проявился". По-видимому, Вернер фон Браун не стремился афишировать систему, которую он же и предложил использовать для обстрела Нью-Йорка: если бы эта история всплыла, американцы могли отнестись к ней крайне отрицательно.
Вот свидетельство генерала Тофтоя: "Мы были жалкими приготовишками, когда мой штаб привез из Германии эти ракеты. Немецкая Фау-2 сэкономила для американских военных исследований 50 млн. долларов и пять лет времени".
От побежденной Германии и нам досталось ракетное наследство. В марте 1946 г. пра* вительство приняло решение о развитии собственной ракетостроительной промышленности. Пока в нашей стране восстанавливали "Фау", в параллельно работавшем КБ Королем ва создавался ее отечествен"* ный аналог, успешный пуск которого был осуществлен 10 октября 1948 г. Больше необходимости в немецких специалистах не было, и,, по нмем ющимся сведениям, они был" отпущены домой.
После создания ракеты Р-^ наша космонавтика пошла свог им путем.
Если кто-нибудь усмотрел в этой публикации восхваление немецкого ракетостроения ж умаление наших собственных достижений в этой области, то совершенно напрасно. Таковы исторические факты, если из архивов не выплывет очередная, долго скрывавшаяся тайна. Для нас же и К). Гагарин, и С. Королев стали подлинными национальными героями. Было бы наивно полагать, что растащенная странами-победительницами немецкая ракетная индустрия тихо скончалась. Вряд ли вернувшиеся на родину специалисты переключились на выращивание капусты. Вспомним сравнительно недавние события: крупный немецкий военный концерн берет в аренду в Заире, в Западной Африке, громадную территорию под ракетный полигон, а один из его представителей заявляет, что там будет испытываться новейшая немецкая суперракета. Затем история с Заирским полигоном исчезла с газетных страниц...
Как видим, "заирская тайна" тоже ждет своей разгадки.
В. ПСАЛОМЩИКОВ, кандидат физико-мат"- матическмх наук, научный консультант Ленинградской комиссии по аномальным явлениям. ЛЕНИНГРАД.
Труд 40,1991
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|