Народ не знающий смерти
В индонезийском архипелаге есть остров Сулапеси, на котором живет племя торуша. От других обитателей нашей планеты эти люди отличаются тем, что не знают слова "смерть".
Отошедших в иной мир они считают не покойниками, а всего лишь больными людьми.
Когда кто-то из членов племени готовится, по нашим понятиям, отдать Богу душу, приходит шаман и втягивает в себя через бамбуковую трубочку его последнее дыхание. А затем объявляет, что этот человек заболел. Никто не горюет и не плачет по "занедужившему", напротив, слова шамана радуют всех торуша, поскольку приход "болезни" означает: через какое-то время будет праздник - проводы "заболевшего" встрану Пуа, иначе говоря, в рай.
Это - самый главный праздник племени; свадьба или рождение ребенка не идутс ним ни в какое сравнение.
Понять постороннему такое сразу трудно, надо знать, как устроен мир по мнению торуша. Оказывается, все годы, проведенные на Земле, являются лишь подготовкой к переселению в прекрасную страну Пуа, где и начинается настоящая жизнь.
Праздник, как ни удивительно, могут отложить на месяц и даже на годы или десятилетия. Потому что к нему нужно подобающим образом подготовиться. Сначала местный мастер резьбы по дереву долго трудится над изготовлением "волшебной фигурки" - магического изображения скончавшегося. Она помещается в расположенном на холме некрополе, где стоят фигуры всех предков торуша. Статуэтка позволяет "больным"
продолжать общаться с соплеменниками и делает их надолго, пока не рассыпется в прахдерево, частью окружающего мира.
Волшебные фигурки изготавливаются для всех умерших, кроме младенцев. Для них процедура похорон иная. Их помещают в дупла, вырезанные в стволах деревьев: раз ребенок не смог "прорасти" в человеческом обличье, пусть сде-- лает это, превратившись в пышную зелень джунглей.
Все время, пока "больной" лежит дома в выдолбленном из колоды открытом гробу, семья копит средства на организацию праздника, который является довольно дорогим мероприятием. Поэтому бедным приходится иногда ждать торжественных проводов годы, богатым - месяцы. Подготовка кним- дело сложное. Прежде всего надо построить для приглашенных на праздник гостей временную деревню, где они будут жить дни или недели: ведьсвой главный праздникторушаотмечают долго. На Сулавеси много брошенных старых . временных деревень - после похорон в них никто не живет, а для других все строят свои новые деревни, чужие использовать считается недостойным.
Пока идетстроительство, "больной" дожидается своего часа в доме. Родственники заботливо кормят его, запихивая в рот вареный рис и наливая туда же молоко или пальмовое вино. Потом суют в него дымящуюся сигарету - торуша любят покурить после еды. "Больного" навещают друзья или подруги,-рассказывая ему обо всем важном, что происходит вокруг. Дурной запах их не беспокоит: по мнению знахарей племени, он только укрепляет здоровье.
Но вот наконец приходит время проводов усопшего в страну Пуа. Красочное шествие наряженных в замысловатые костюмы и яркие маски торуша с песнями и танцами движется к входу в рай - уходящей-глубоко под землю шахте. Перед этим приносят в жертву много быков. Чем их больше, тем скорее больной попадет в рай.
Спуск в шахту крутой - по шатким бамбуковым лестницам. Однако это не смущает юношей, которые, взвалив гроб-колоду на плечи, как-то умудряются спускаться вниз. Не обходится и без того, чтобы кто-нибудь не сорвался в бездонную про- * пасть. Но это не считается несчастьем, напротив, такому человеку завидуют - рай взял его раньше, чем он "заболел". Достигнув последней площадки, до которой спущены лестницы, похоронная команда срадостными воплями сбрасываютсвою ношу вниз.
Выполнив свои обязанности по отношению к соплеменнику, торуша отправляются пировать.
Тайная власть 17,1999
|