В современном деловом мире правила хорошего тона предписывают делать партнерам не только комплименты, но еще и подарки. И далеко не всегда такой презент должен непременно подчеркивать состоятельность того, кто его делает. Но вот чувство вкуса при выборе делового презента является обязательным. Как, впрочем, и наличие хотя бы минимальной информации о его получателе. В этом случае, подарок сформирует репутацию дарителя как человека осведомленного во многих вещах, и обладающего безупречным вкусом.
Если при выборе подарков для клиентов и сотрудников ситуации, когда приобретаются сувениры и упаковка подарочная оптом – не редкость, то для делового партнера подарок выбирать нужно индивидуально. И правильно выбрать повод для его дарения. В частности, дарить презент при первом же знакомстве, как и по окончании деловых переговоров, не принято. Если хочется все же одарить партнера, можно ограничиться только небольшим корпоративным сувениром. Достаточно скромными могут быть и подарки по окончании сделки.
А вот личные подарки, преподнесенные к календарным праздникам или памятным для этого человека датам, могут быть уже более солидными и дорогими. Желательно, чтобы презент партнеру не носил личного характера. Хорошим выбором считаются вещи для оформления интерьера кабинета, а также дорогие канцелярские изделия. Этикет дозволяет дарить и дорогую кожгалантерею – разумеется, речь идет о натуральной коже.
Если вам известно о хобби или увлечениях вашего партнера – вам, как говорится, и карты в руки. Охотничьи или рыбацкие принадлежности, набор для курения или кальян – выбор здесь достаточно велик. Безусловно, традиционным подарком является алкоголь, а также сладости. Впрочем, последние гораздо чаще дарятся женщинам.
Во многих случаях вполне допустимо в качестве делового подарка мужчине использовать сувениры. К примеру, это могут быть изделия народного промысла из экзотической страны, откуда вы недавно вернулись.
Если это позволяет характер сувенира, можно нанести на него элементы корпоративной символики. однако нужно помнить о том, что это бывает уместным далеко не всегда, если речь идет о деловых подарках, предназначенных для использования на рабочем месте. К примеру, вы дарите представителю другой компании настенные часы в офис со своим логотипом. Вряд ли он украсит ими стены своего рабочего кабинета, ведь чужой логотип в кабинете руководящего работника – это не лучшее проявление лояльности.
Принято считать, что деловые презены должны быть дорогими. Однако на самом деле, понятие дороговизны является весьма относительным. Да и слишком дорогой подарок может рассматриваться как завуалированная взятка, или желание каким-то образом повлиять на характер решений, принимаемых в ходе встречи.
Пожалуй, когда речь идет о деловых подарках, как нельзя более уместным будет известное выражение о том, что дорого внимание. Не отделываясь очередным казенным сувениром, а преподнеся пусть небольшой, но персонализированный презент, вы, несомненно, произведете на своего партнера самое благоприятное впечатление.
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|