Главная тайна кумранской общины
Некоторое время эти свитки не вызывали интереса у антикваров Вифлеема и Иерусалима. В поисках покупателей бедуины зашли в православный монастырь Св. Марка в Иерусалиме, где и продали часть найденных рукописей. Оставшуюся часть в конце концов приобрел Еврейский университет в Иерусалиме.
Консультанты по древностям сначала объявили найденные свитки не имеющими научной ценности. Однако другие исследователи усомнились в этом и отправили фотокопии некоторых рукописей известному в те времена американскому семитологу У. ф. Олбрайту. Ответ не заставил себя долго ждать, и в пришедшей от американца телеграмме значилось: "Примите мои самые сердечные поздравления с величайшим открытием нашего времени
- находкой доисторических текстов. Я отношу их к первому веку до нашей эры!"
Весной 1948 года о свитках узнали в Европе, и вокруг них начался подлинный бум, ибо, как оказалось, это были священные тексты, проливающие новый свет на происхождение христианства. Неудивительно, что в Хирбет-Кумран зачастили различные экспедиции, которые за несколько лет обнаружили в горной гряде протяженностью 6-8 километров около 40 пещер, причем к 1957 году в 11 из них нашлись новые свитки. Между тем 4 рукописи, купленные у бедуинов за бесценок православным монастырем Св. Марка, "ушли" в США за 250 тысяч долларов!
Первая обобщающая работа по найденным свиткам вышла в 1957 году. С тех пор выпущено множество книг и статей по
ким рукописям, проведены десятки научных конференций. А в 1994 году и в Петербурге в издательстве Центра востоковедения вышла книга об этом библеиста И. Тантлевского "История и идеология Кумранской общины".
Неутихающий ажиотаж вокруг кумранских рукописей на протяжении полувека объясняется главным образом тем, что в них описываются события, хорошо известные нам из священных христианских книг. В этом не было бы ничего особенного, если бы не одно обстоятельство, а именно: кумранские мудрецы записали все это за полтора века до возникновения христианства!
В свитках особое внимание уделяется личности руководителя Кумранской общины, называемого Учителем праведности. Время его деятельности определено И. Тантлевским периодом 176- 136 годы до нашей эры. Его жизненный путь удивительно напоминает биографию Иисуса Христа. Например, глава кумранитов выступал как пророк, получивший откровение от Бога, и происходил из священнического рода (материнская линия Иисуса, согласно Евангелиям, тоже восходила к потомкам Аарона). Учитель праведности, подобно Иисусу, имел своего "предтечу" - предшественника в управлении общиной. Так же, как Иоанн Креститель, кумранский "предтеча" призывал израильтян выйти в иудейскую пустыню для
ния от грехов и ожидал в ближайшем будущем прихода истинного пророка. Учитель праведности и явился как ожидаемый Мессия, Помазанник Божий.
Последователи Учителя обосновались в Иерусалиме и действовали наряду с другими религиозно-политическими группами и сектами. В одном из свитков говорится: "И Человека, который силой Всевышнего обновит закон, вы назовете обманщиком и, наконец, замыслите убить его, не распознав его величия". Столкновение Учителя праведности, претендовавшего на роль Мессии, с иерусалимским жречеством было неизбежным. И, конечно, последовало наказание. Какое же? Ответ на этот вопрос И. Тантлевского иначе как сенсационным не назовешь. В одной из рукописей говорится, что враги "наложат руки" на Мессию Израйлева и "распнут его"! По И. Тантлевскому, это в действительности было констатацией свершившегося факта! В другом кумранском фрагменте упоминаются даже гвозди, которыми прибивали распятого. Оказывается, еще декрет персидского царя Дария грозил преступникам
нием к бревну". Так что практика распятия применялась в Иудее задолго до прихода римлян.
Этими фактами удивительные параллели с жизнеописанием Иисуса Христа не исчерпываются. По смерти Учителя праведности кумраниты выдвинули идею о его ВТОРОМ пришествии в "конце дней" для отмщения своим врагам и спасения верных последователей! Характерно, что своего руководителя кумраниты называли Сыном Божиим. "Он исцелит раненых и воскресит мертвых, - говорится в одном из свитков, - будет благовествовать бедным и насытит слабых, поведет отвергнутых и обогатит нуждающихся". Согласно Евангелиям, Иоанн Креститель послал к Иисусу учеников с вопросом: "Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам Другого?" Не исключено, что под этим Другим Иоанн подразумевал Учителя праведности... 1^ак толковать столь поразитель1\ные совпадения в биографиях Учителя кумранитов и Иисуса Христа? Можно, конечно, отнести их на счет случайных совпадений, либо общих исторических тенденций для того и другого времени. Высказывается и иное предположение. Как известно, Иисус в начале своей эпопеи провел некоторое время в иудейской пустыне, где обитали ессеи-кумраниты. Не исключается, что учение кумранитов было, как говорится, принято Христом к сведению и оказало влияние на формирование христианской доктрины.
Геннадий ЛИСОВ
НЛО 43 (106),1999
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|