Экономическая конкуренция является сложной системой общественного отношения. Ее многоплановость мешает выделению единого интегрального показателя, который характеризовал бы степень развитости конкурентных отношений в национальной экономике:
- во-первых, необходимая оценка институциональных предпосылок конкуренции, без которых она невозможная. Важнейшие из них - либерализация цен , приватизация, либерализация внешней торговли, система государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.
- во-вторых, развитость конкуренции может быть оценена на основе исследования структуры товарных рынков.
- в-третьих, состояние конкурентной среды может быть оцененный с помощью анализа рыночного поведения субъектов хозяйствования, данных опрашиваний предпринимателей. Пример такого субьекта Вы найдете по ссылке - https://elektromotor.com.ua//
Состоялось важное изменение такой составляющей общих институциональных предпосылок конкуренции как законодательное регулирование отношений в данной сфере. Вступление в силу в 2002 году Законом Украины "О защите экономической конкуренции" и принятие ряда нормативных актов, направленных на реализацию его положений, значительно укрепило правовые основы государственной защиты конкуренции.
Важнейшим параметром структуры товарных рынков есть уровень концентрации. Определенное понятие о нем дает расчет частицы наибольших предприятий в промышленном производстве.
Ряд употребленных государственно-управленческих мероприятий обусловил качественно новый уровень развития конкурентноздатного рынка: 1) завершена структурная демонополизация отдельных региональных рынков; 2) сняты барьеры для вступления новых субъектов хозяйствования на рынки; 3) активизировано превентивный контроль, а также контроль относительно прекращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции; 4) осуществлено регулирования деятельности субъектов естественных монополий и отдельных наиболее социально-значащих рынков; 5) определен перечень платных услуг, которые могут предоставлять непосредственно органы исполнительной власти; сузилась сфера предоставления тех услуг, которая осуществлялась раньше субъектами хозяйствования, подконтрольными этим органам; 6) наметились тенденции постепенной отмены регулирования цен (тарифов) на тех рынках, где угрозы монополизации больше не существовало (временное регулирование цен и тарифов осуществлялось лишь в случае злоупотребления монопольным положением или необоснованного их рост).
Национальная экономика представляет собой совокупность очень большого числа рынков. В Государственном классификаторе продукции и услуг свыше 20 тысяч видов. Количество товарных рынков как минимум на порядок больше, поскольку значительная часть рынков товаров и основная часть рынков услуг являются региональными и местными, т.е. соответствующий рынок существует в каждом регионе.
|