Трудно быть евреем
|
Ибо тому, кто захочет принять иудаизм, придется помнить о соблюдении 613 заповедей Торы. Давно подмечено: многие из тех, кто приезжает на постоянное местожительство в Израиль, вовсе не являются евреями. |
Не будем размышлять, почему так случается, однако заметим: проходит время, и значительное число новоприбывших в страну решает все-таки принять иудаизм. Но вот вопрос: трудно ли стать евреем? Сегодня для этого многие новые репатрианты из СНГ, Америки, Аргентины и других стран усердно занимаются в ульпанах – так называются специальные курсы по подготовке к прохождению гиюра. Именно гиюр - предусмотренный Торой акт, который превращает человека иной веры или прежде неверующего, в еврея. |
От соискателей нередко можно услышать: «В советские времена еврею с полновесным «пятым пунктом» легче было поступить в самый престижный институт, чем сегодня пройти гиюр». Конечно, это шутка, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды. |
Как же стать евреем? Среди множества определений гиюра и советов, как его пройти, для интересующихся этим вопросом, пожалуй, самыми приемлемыми станут рекомендации раввина Элиягу Эссаса. Он прекрасно говорит по-русски, кроме того, в своей прошлой жизни, окончив университет в Вильнюсе, занимался проблемами математической логики. |
- Прежде всего необходимо, - считает он, - однозначное и осознанное решение претендента навсегда присоединиться к нашему народу и соблюдать все заповеди. Не менее важно, чтобы и раввины, уполномоченные проводить гиюр, убедились, что претендент искренен и подготовлен к еврейскому образу жизни. Это два главных условия, хотя и брит-мила - обряд обрезания - для некоторых мужчин становится камнем преткновения. Зато погружение, согласно обряду, в микву (специальный бассейн) вряд ли может вызвать и у женщин, и у мужчин какие-либо затруднения. |
Попробуем разобраться в том, что вкладывается в понятие «осознанное решение». Во главу угла ставится знание истории иудеев и особенно тех ее этапов, которые содержат сведения о погромах, убийствах и гонениях народа Израилева на протяжении веков. «Осознанное решение» - это четкое представление о законах Торы и строгом соблюдении всех заповедей, несмотря на возможные препятствия. И, конечно же, необходимость изучения иврита, чтобы самостоятельно читать Тору и молиться по сидуру - сборнику молитв. |
Самое же главное место в своде еврейских законов занимает суббота и все, что с ней связано. |
Царица суббота «Шесть дней ты можешь трудиться и делать все работы свои, день же седьмой - суббота, посвященная Господу, Богу твоему; не делай никакой работы... поэтому благословил Господь седьмой день и освятил его» (Шмот, 20:9-11). Эти слова человек, стремящийся пройти гиюр, должен не просто знать, а проникнуть в их самую глубинную суть. В Мишне (кодекс еврейского права) перечисляются 39 запретных занятий: нельзя пахать, собирать урожай, печь, красить шерсть, шить, забивать животных, строить, разрушать, тратить деньги, ударять молотом, переносить вещи из одного частного владения в другое... Нельзя также включать плиту, водить машину. Известен такой случай: верующего еврея, участника митинга, проходящего в субботу, полиция арестовала, посадила в машину и увезла в участок. Это вызвало протест арестованного и его товарищей. Чем же они возмущались? Отнюдь не арестом. |
Возмущение было вызвано тем фактом, что арестованного в субботу повезли в участок на машине. |
Чем же можно заниматься в субботу? Это общение с детьми, прогулки, встречи с соседями и друзьями, живущими неподалеку. Но самое возвышающее душу субботнее занятие - обращение к Торе. |
Еврейские мудрецы считают, что суббота и праздники даны народу Израиля для того, чтобы он мог изучить Тору. В будни не все имеют возможность уделить этому много времени, а потому в субботу надо выделить часть дня для духовного самосовершенствования. |
Наступление субботы возвещается зажиганием свечей. |
Это обязанность матери семейства. Субботняя еда готовится заранее. На стол, покрытый белоснежной скатертью и сервированный лучшей посудой, ставят разнообразные блюда: и гефилтефиш - фаршированную рыбу, и цимес - тушеную морковь с черносливом, и фаршмак, и нашинкованную куриную печенку, и грибную икру на чесночных тостах... Перед началом трапезы муж обычно читает библейскую поэму, выражающую восхищение женой. «Жена, - говорит он, - дороже жемчуга». Затем во многих семьях поют «Шалом-алейхем» - гимн об ангелах, которые сопровождают евреев по субботам. |
Тора определяет две причины установления субботы. Первая - это память о сотворении мира: «...шесть дней созидал Господь небо и землю, а в седьмой день не работал, пребывал в покое» (Шмот, 31-17). Вторая причина - напоминание об Исходе из Египта: «Помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда дланью могучей, рукою простертой» (Дварим, 5:15). |
Суббота - символ свободы человека, его души и разума. |
Так много ли требует суббота? Вроде бы нет - отдыхай, побудь с Господом твоим и с семьей... Но все ли, и особенно те, кто стремится пройти гиюр, готовы выполнить эту святую заповедь? Увы, не всегда. |
То бизнес не выпускает из своих когтей, то кому-то требуется срочно отправить электронное послание. И только тот, у кого хватит душевных сил и воли отвернуться от «суеты сует», стать свободным и целиком посвятить себя субботе, может считать, что он уже на пути к прохождению гиюра. |
Другая заповедь, без исполнения которой о гиюре не следует даже помышлять, это - кашрут. |
Не вари козленка в молоке матери его Термин «кашрут» чаще всего относится к дозволенной и недозволенной пище. |
Однако само понятие кашрута намного шире. Поскольку в переводе это слово означает «правильный», «подходящий», то применимо оно и к иным предметам и явлениям - кошерная книга, кошерная квартира, кошерная одежда, кошерный человек и даже кошерный раввин. |
О запрете употребления в пищу некоторых животных точно сказано в священных книгах иудаизма «Вайикра» (глава одиннадцатая) и «Дварим» (глава четырнадцатая). Разрешены только парнокопытные млекопитающие, жующие жвачку; рыбы - имеющие чешую. А вот дары моря - омары, креветки, крабы, устрицы, трепанги в пищу непригодны. |
К разрешенным птицам традиция относит кур, гусей, уток, индюков... Запрещены хищные птицы и те, что поедают падаль. Нельзя есть и пресмыкающиеся существа. Важно знать и то, что Тора запрещает употреблять мясо животных и птиц, умерших естественной смертью. |
Они должны быть умерщвлены особым способом, называемым «шхита». Правила шхиты разработаны таким образом, чтобы животное почти не страдало. Кроме гуманности, такой метод забоя имеет и другое преимущество: он гарантирует полное вытекание крови, что является непременным условием кашрута. |
Человека, осуществляющего забой животных, называют шохет (резник). Он обязан быть глубоко религиозным человеком, отлично разбираться в анатомии и физиологии животных, сдать сложный экзамен и иметь соответствующий документ от раввината. Процедура шхиты детально разработана и указана в Талмуде. |
Особое внимание Тора обращает на предписание: «Не вари козленка в молоке матери его». Видимо, в далекой древности на Ближнем Востоке козленок, сваренный в молоке, считался большим деликатесом. Однако после того как еврейский народ получил от Всевышнего Тору, это действие стало запретным. А еврейские законоучители сделали из этого вывод, что одновременно готовить и есть молоко и мясо вообще не следует. И потому в израильских религиозных домах всегда есть два набора посуды - отдельно для мясной и молочной пищи. И моют ее тоже в раздельных раковинах. |
Есть люди, считающие, что правила кашрута - часть древнееврейского кодекса здоровья. Это не так. Верующий иудей соблюдает кашрут потому, что это - заповедь Всевышнего. |
Брит-мила В переводе с иврита «брит-мила» означает обряд обрезания. Это древнейший завет иудаизма и восходит он к временам Авраама. Именно к праотцу нашему были обращены слова Всевышнего: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас... |
каждый младенец мужского пола... Душа того, кто не обрежет край плоти своей, истребится из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Брейшит, 17:10-14). |
Проводит обрезание обычно человек, знающий все правила обряда, а также хорошо знакомый с методами санитарии и гигиены. Называют его могелем. Бывают случаи, когда вместо могеля приглашается хирург, который проводит операцию в присутствии раввина, читающего молитвы и благословения. Однако глубоко религиозные люди осуждают это, ибо обрезание - не медицинский акт, а Завет, символизирующий вечный союз между Всевышним и еврейским народом. И не случайно, что именно в этот день ребенок получает имя свое. |
У людей, желающих пройти гиюр и стать евреем в зрелом возрасте, обрезание иногда вызывает самые противоречивые чувства. Одни боятся физической боли и особенно хирургических вмешательств, другие считают себя слишком старыми для такой процедуры. Что касается возраста, то здесь есть самый убедительный пример - Авраам сделал обрезание, когда ему было уже девяносто девять лет. Кстати, после этого его девяностолетняя жена родила сына. Говорят, что брит-мила вообще действует благотворно. Ну, а что касается боли, то безболезненным новое рождение, наверное, быть не может. Дело в том, что, пройдя обряд обрезания и погружения в микву в присутствии трех свидетелей, гер – человек, прошедший гиюр, - становится как бы новорожденным евреем. Ему дается новое имя, и он становится «сыном Авраама, праотца нашего». |
613 заповедей Торы! Итак, стать евреем трудно. Нужно не только знать, но и исполнять заповеди. |
А их в Торе 613! Здесь нам следует еще раз обратиться к словам раввина Элиягу Эссаса, приведенным в начале статьи. Называя условия, необходимые для перехода в иудаизм, он указал «однозначное и осознанное решение». Понятие «осознанное» мы уже рассмотрели. Обозначение же «однозначное» умышленно оставили для заключительной части. Так вот, «однозначность в данном случае предполагает, что решение стать евреем принято на все сто процентов. |
Вариант, что на восемьдесят процентов он будет жить по-еврейски, а на двадцать - как прежде, исключается». |
Сколько же времени требуется для подготовки к прохождению гиюра? Законы еврейской жизни надо не просто знать, нужно руководствоваться в жизни именно ими. А потому и времени требуется много. В Израиле, например, человек, стремящийся пройти гиюр, по рекомендации раввина прикрепляется к религиозной семье. И в течение двух-трех лет там отмечает субботы и все другие праздники, постигает суть обрядов, правил и предписаний еврейской жизни. Если двух-трех лет оказывается недостаточно, «практика» продлевается. Иногда на это требуется и четыре, и даже пять лет. Ведь гиюр принимается один раз и навсегда… |
Юрий ПОЛОГОНКИН, Израиль |
Тайная Власть 22,2010 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|