Главная икона России
|
14 декабря 1918 года по Московскому Кремлю шли 12 человек: революционеры и священники, искусствоведы и финансисты... Только событие чрезвычайной важности могло свести вместе таких разных людей. Под настороженными взглядами латышских стрелков, охранявших Кремль, странная группа вошла в Успенский собор, в котором уже год как не было богослужений. |
Посетители приблизились к киоту слева от царских врат. Представитель новой власти, комиссар Михаил Ольминский, дал знак начинать. Ризничий собора протоиерей Сергий Ермонский открыл переднюю створку киота и извлек главную святыню России - икону Владимирской Богоматери. |
В то время Кремль был буквально набит сокровищами, но равных этой небольшой иконе среди них не было. Недосчитавшись в окладе нескольких бриллиантов, жемчужин и рубинов, финансисты деловито отметили недостачу. Затем в дело вступили эксперты из Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи. Когда сняли массивный оклад, все были поражены: икона оказалась покрыта густым слоем потемневшей, вскипевшей олифы, на которой появились грибообразные наросты и вспученности, начавшие сдирать живопись и вызывать осыпь краски. |
Легендарная икона, воспетая в древних сказаниях, заступница, спасавшая Русь от вражеских набегов и внутренних усобиц, как и вся страна, лежала в руинах. |
Теперь ее надлежало восстановить, чем и занялись опытные реставраторы во главе с Александром Анисимовым. Все они искренне считали, что возвращение красоты древнему образу способно образумить погрязших в братоубийстве соотечественников. |
Икона, которая сейчас известна как «Владимирская Богоматерь», написана в Константинополе в начале XII века, и вскоре этот шедевр шедевров попал в Киев, на окраину христианского мира. Как, почему? Ответов на эти вопросы нет и доныне. В ту пору, в правление Владимира Мономаха и его сына Мстислава, Киевская Русь достигла пика своего могущества, а князья Мономаховичи были тесно связаны с византийским императорским домом и могли получить икону в дар. |
Помимо «светской» версии есть и «церковная», свидетельствующая: спустя несколько десятилетий «Мать городов русских» начала терять свое значение, все большую силу набирало новое Ростово-Суздальское княжество. В 1155 году князь Андрей Боголюбский вопреки воле своего отца Юрия Долгорукого бежит из Киева. Долгорукий, хоть и был хозяином северной Залесской земли, жизнь положил на то, чтобы утвердиться на юге на киевском великокняжеском столе. А его наследник окончательно выбрал для себя север. |
Андрей был уникальным человеком. |
В молодости он - рыцарь без страха и упрека: первый в битве, милостивый к побежденным, обаятельный, но беспечный романтик. В зрелые годы это первый в русской истории северный «самовластец» и государственник. Жестокий, подозрительный, упорный и неразборчивый в средствах, лишь бы они вели к достижению цели. В битвах не участвует, сидит во Владимире и плетет интриги. |
Андрей бежал из Киевского княжества тайно, с семьей, боярами и дружиной. |
Ночью он выкрал икону Богоматери из монастыря - да еще из женского! - в Вышгороде. Взял как «путеводительницу» побега, покровительницу своего выбора, «заступницу» нового государства, которое решил создать. |
Почему выбор князя-беглеца пал на будущую «Владимирскую»? Его бояре решили: именно она превосходила все остальные иконы красотой божественного образа. Князь вошел во храм и сразу «узнал» икону, хотя раньше никогда ее не видел. Ведь и православие Русь выбрала за красоту богослужения. |
Первые чудеса, связываемые с иконой Владимирской Богоматери, записаны еще в XII веке. В них, в частности, сообщалось, что икона оберегала небольшой отряд князя во время бегства. Так, молитва, обращенная Андреем к иконе, спасла тонущего слугу, искавшего в реке брода. Благодаря заступничеству Богоматери осталась невредимой жена духовника князя - попа Микулы, которую затоптала лошадь… Но главное чудо - выбор новой столицы Залесской земли, Владимира. Раньше ее главным городом был Ростов. Туда и направлялся Андрей из Киева. Однако в Рогожских полях, на Клязьме, в десяти верстах от Владимира, кони под иконой вдруг встали, и их невозможно было тронуть с места. Раскинув тут шатер, утомленный Андрей засыпает, и во сне ему является Богоматерь. Она приказывает не везти икону дальше, а поставить ее во Владимире. Так небольшой городок стал столицей Северо-Восточной Руси, а икона-заступница получила имя Владимирской. |
В новом «стольном граде» Андрей возводит для иконы Успенский собор, а саму ее приказывает украсить золотым окладом весом в пять килограммов, покрытым жемчугом и самоцветами. Возникает обряд «омовения» драгоценного оклада водой, которую давали пить больным. |
Проводили тряпицей по окладу, а потом выжимали ее в специальный сосуд. |
Андрей сам участвовал в обряде, пел канон. |
Икона-целительница спасла жену князя, у которой были тяжелые роды. Княгиня выжила, и ребенок родился здоровым. |
Икона уберегла и ближайших советников Андрея. При освящении рухнули Золотые ворота и погребли под собой бояр, которые несли Владимирскую, но та защитила их. Ворота строились во Владимире в пику Золотым воротам в Киеве. |
Гибель после их обрушения близких к Андрею людей означала бы, что Бог против всех начинаний князя. Но бояре спаслись знаком божественного покровительства, явленного через чудотворную икону. |
B честь победы над булгарами князь учредил 1 октября праздник Покрова Богородицы, ставший важнейшим праздником новой Русской земли. Отныне основные чудеса, творимые Владимирской Богоматерью, будут связаны с прекращением кровопролития, будь то защита от вражеского нашествия или предотвращение внутренней смуты. Так, в 1175 году, когда до Владимира дошла весть об убийстве Андрея заговорщиками, унять волнения и грабежи удалось, лишь обойдя город с иконой. «Владимирская» усмирила и «чернь», и князей, начавших войну за престол погибшего «самовластца». Когда неразборчивый в средствах князь Ярополк ограбил икону, сняв с нее оклад, он вскоре проиграл борьбу за власть. Богохульнику пришлось не только все вернуть «до золотника», но и долго отмаливать свой грех. |
Однако взять икону из специально построенного для нее Успенского собора во Владимире долгое время считали кощунством, - пока в 1395 году на Русь не двинулся Тамерлан. Взяв русский город Елец, «царь Темир-Аксак», как его называют московские летописи, перед решающим броском останавливается на Дону. Великий князь Василий Димитриевич готовит оборону, но все понимают: остановить «железного хромца» способно лишь чудо. На военном совете в Коломне митрополит Киприан предложил призвать на помощь чудотворную икону. «И пречистый образ взяше и понесоша от града Владимира на Москву страха ради Темиря Аксакова». |
Толпы народа вышли навстречу «Заступнице». Знатные и простые, богатые и бедные на коленях молились перед «Владимирской». Это был один из тех редких моментов, когда весь народ в едином порыве чистой веры приник к святыне. И Тамерлан внезапно повернул свои войска и навсегда исчез из русских пределов. Он не только не тронул Москву, но, разгромив Золотую Орду хана Тохтамыша, навсегда изменил соотношение сил в пользу русских. И не было на Руси человека, который бы окончательно не уверовал в покровительство Пресвятой Богородицы. |
Окруженная всеобщим почитанием, икона становится главной святыней молодого Московского государства, символом заступничества всевышних сил. |
В сознании русского человека уже укрепилась мысль: где «Владимирская», там и «Русь православная». Возникла легенда, будто «Владимирская» написана с живой Богородицы евангелистом Лукой - на досках стола, за которым проходила Тайная вечеря. Великий князь Василий Димитриевич, лежа на смертном одре, «позвал» «Владимирскую» благословить его переход в иной мир, и с тех пор это стало традицией у правителей Московского государства. |
Начиная с XVI века четыре раза в год на различные праздники, связанные с чудесами «Владимирской Богоматери», устраивались знаменитые «большие выходы» иконы. Ее выносили из Успенского собора и с крестным ходом обходили Кремль. Во время этих торжеств москвичи, тверичи, новгородцы и владимирцы чувствовали себя единым народом. |
Но когда у ворот Москвы появился «антихрист» Наполеон, «Владимирская» вновь встала на защиту России. В день праздника Владимирской Богоматери, 26 августа 1812 года, началась Бородинская битва. И благодарная память народа связала с «Владимирской» благополучный для русских исход того кровопролитного сражения. Одну из немногих реликвий - «Владимирскую» - эвакуировали из Москвы перед захватом города французами. |
Она странствовала между Москвой, Владимиром и Муромом до весны 1813 года, когда вернулась в сожженную столицу и была помещена в чудом уцелевший от пожара Успенский собор. |
К концу XIX века икона превратилась в столь высоко почитаемую реликвию, что к ней боялись прикоснуться. Тем не менее однажды в Успенский собор забрался вор и содрал оклад с чудотворной иконы, польстившись на украшавшие его бриллианты. |
Разбитое окно, через которое он влез в собор, заметил сторож. Храм оцепили, посадили туда вооруженных сыщиков. |
Через несколько дней, во время одного из ночных дежурств они увидели, что из-за иконостаса выползает какое-то страшное, взлохмаченное и черное существо. |
Со страху сыщики открыли стрельбу по «черту». Пули повредили несколько икон, но «Владимирская» не пострадала. Уцелел и «черт», которым оказался одуревший от жажды и голода и с ног до головы перепачканный вековой церковной пылью тать. |
«Владимирской» вернули ее бриллианты. Но четыре года спустя, после того как к власти пришли большевики, бриллианты с иконы попали в руки грабителям масштабом покрупнее - комиссарам. |
Сама же она оказалась в заботливых руках энтузиастов-реставраторов во главе с Александром Анисимовым. |
Судьба этих людей сложилась трагически. Анисимова трижды арестовывали. |
Один из главных пунктов обвинения - публикация в Праге исследования о «Владимирской Богоматери». |
Через неделю после того, как мастера в третий раз доставили на Лубянку, «Владимирская» упала с мольберта, на котором стояла в отделе реставрации Третьяковской галереи. Комиссия, расследовавшая причины падения иконы, пришла к выводу: они «необъяснимы». |
Удар был такой силы, что основательно повредил образ. |
Одним из первых, за кем пришли чекисты, был великий русский реставратор Григорий Чириков, увлеченно работавший над иконой Владимирской Богоматери. Из тюрьмы он вышел смертельно больным человеком и вскоре умер. О последних же днях Анисимова в его следственном деле говорится: «Настроен резко антисоветски. |
Пользуется громадным авторитетом среди заключенных... Тройка НКВД Карельской АССР постановила: Анисимова Александра Ивановича расстрелять. 2 сентября 1937 года в 23 часа 30 минут приговор был приведен в исполнение»... |
Завершая этот рассказ о главной иконе России, писатель Григорий Козлов сообщает в своей книге «Покушение на искусство» (издательство Слово/Slovo): сейчас она доступна для всех верующих. «Владимирская» перенесена в храм Николы в Толмачах, расположенный на территории Третьяковки, куда можно попасть прямо из залов музея. Для нее изготовили специальный киот, в котором поддерживаются необходимая температура и влажность даже во время богослужений. Музейщики регулярно следят за «здоровьем» иконы, а священник храма отец Николай и его прихожане молятся Чудотворной Заступнице. |
Из полумрака церкви, как и восемьсот лет назад, на нас взирает Богоматерь, склонившаяся над младенцем... |
Подготовил Владимир КОСАЧ |
Тайная Власть 21,2010 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|