Корабли-призраки - порождение богатой фантазии моряков
|
Казалось бы, корабли-призраки - порождение богатой фантазии моряков, подогретой крепким грогом или виски. Действительно, часто рассказы о встречах с такими кораблями оказываются чистой воды выдумкой. Однако есть и реальные случаи, подтвержденные документально. Один из них связан с лайнером, носящим имя всенародно любимой советской актрисы Любови Орловой. |
Красиво жить не запретишь |
Двухпалубное круизное судно под заводским номером 413 было построено по советскому заказу на судоходной верфи Titovo Brodogradiliste в югославском городе Кральевица в 1976 году. Первым собственником судна стало Дальневосточное морское пароходство. Лайнер по тем временам представлял собой нечто незаурядное. Великая артистка Любовь Орлова обожала роскошь, знала толк в дорогих вещах, и корабль был ей под стать. Судостроители оборудовали каждую каюту индивидуальным санузлом с туалетом, умывальником и душем. В каютах поставили шикарные диваны, десять кают были снабжены складывающимися детскими кроватками. В кормовой части судна устроили шикарный ресторан на 100 мест. Кроме того, открыли два кафе, одно с кинозалом, музыкальный салон с баром, танцевальную площадку и концертный зал со сценой для оркестра. Во всех пассажирских и служебных помещениях установили кондиционеры и стабилизаторы (эти устройства сводят на нет качку). |
Корабль осуществлял круизные рейсы. Простому советскому человеку попасть в это царство шика и блеска было практически невозможно. Пассажиры лайнера были сплошь из высших слоев общества: номенклатурные работники, партийные бонзы, чиновники высшего ранга, иностранцы. Оказаться на борту судна означало продемонстрировать свою статусность и принадлежность к тогдашней элите. Даже несмотря на заоблачные цены, приобрести путевку на лайнер считалось огромной удачей. |
Крысиная семья |
Каждому кораблю, как и человеку, отведен свой срок. В 1999 году Дальневосточное морское пароходство решило списать лайнер с баланса, но неожиданно он обрел вторую жизнь - его выкупила американская компания Marine Expeditions, специализирующаяся на круизах. Судно отремонтировали, переоборудовали, словом, сделали из него конфетку, правда, уже не такую сладкую, как прежде. Лоска немного поубавилось, зато появилась, например, вертолетная площадка, которая, несомненно, необходима судну, которое может оказаться зажатым во льдах. Ведь отныне «Любовь Орлова» предназначалась для круизов в Антарктику. Это тоже было развлечение для избранных, однако, несмотря на высокую стоимость путевок, «Любовь Орлова» не простаивала. |
С годами корабль приобрел дурную славу. Моряки, обслуживающий персонал и путешественники часто жаловались на неприятности, случавшиеся с ними на борту. То кто-нибудь во время штиля упадет и сломает руку или ногу, то с мостика пропадут с концами навигационные карты, то самопроизвольно сработают сигналы оповещения о пожарной тревоге. Но самое противное - «Любовь Орлову» оккупировали полчища крыс, вывести которых не удавалось вопреки всем стараниям экипажа. Гадкие грызуны пугали туристов и членов команды, перегрызали канаты, портили съестные припасы. Их травили самыми эффективными средствами, какие только имелись в наличии - тщетно! Крысиная колония прочно обосновалась на судне и не желала уступать людям ни пяди отвоеванной территории. |
На металлолом |
До поры до времени «Любовь Орлова» приносила компании-судовладельцу приличные доходы. Несмотря на большое количество клиентов, желающих посетить Антарктику, в 2010 году лайнер задержали в канадском порту Сент-Джонс за долги. Члены экипажа и пассажиры покинули судно. Лишь изредка на борту появлялись с обходом охранники порта. Честно говоря, они делали это с неохотой: крысы так обнаглели от недоедания, что потеряли всякий страх и буквально лезли под ноги. |
Прошло больше двух лет, но владельцы лайнера не смогли рассчитаться с кредиторами. Чтобы погасить хотя бы часть долгов, судно продали на слом, или, говоря на языке моряков, «на иголки». Утилизировать «Любовь Орлову» решили в Доминиканской Республике, где находятся крупные предприятия по разборке корпусов кораблей и где эта процедура стоит дешевле. Но вот что странно: обычно крысы, чувствуя, что судно скоро окажется на месте своей последней стоянки, бегут с корабля, в случае же с «Любовью Орловой» ничего подобного не происходило. Крысы вели себя как всегда. Сотрудникам порта Сент-Джонс это показалось подозрительным, они решили, что с кораблем явно что-то не так. Вскоре подозрения канадских докеров оправдались. |
23 января 2013 года началась операция по буксировке корабля. При полном штиле к «Любови Орловой» прицепили трос, и лайнер должен был отправиться в свое последнее плавание. Но судьба распорядилась иначе. На следующий день в Атлантике разразился шторм. Это было странно, ведь ни одна метеорологическая служба не обещала ухудшения погоды. Трос, которым «Любовь Орлову» прицепили к буксиру Charlene Hunt, лопнул. Попытки вновь взять судно на буксир не увенчались успехом. Море разбушевалось не на шутку, поднялись большие волны, и капитан Charlene Hunt принял единственно верное в таких случаях решение - пустить «Любовь Орлову» на все четыре стороны. В конце концов, жизнь экипажа куда важнее списанного корабля. Буксир ушел в сторону канадского порта, а безлюдное судно отправилось в новое плавание. Спустя некоторое время шторм стих, и капитан буксира бросился вдогонку за «Любовью Орловой». Но обнаружить беглянку не удалось. Морской волк предположил, что судно затонуло, о чем и сообщил на берег. |
Канадские власти, обеспокоенные тем, что корабль-призрак может столкнуться с одним из нефтеотстойников, направили еще одно, более мощное судно, которое взяло его на буксир. Тем не менее канадцы решили не переправлять «Орлову» в порт, а вместо этого вывели судно за границу канадских вод и оставили его там, позволив ему свободно дрейфовать в океане. Они предполагали, что вскоре во время шторма судно, лишенное управления, непременно затонет. |
Игра в прятки |
Через месяц «Любовь Орлова» напомнила о себе: береговые станции Ирландии внезапно поймали сигнал бедствия корабля, который считался затонувшим. Как такое возможно? Эксперты пришли к выводу: иногда в то время, когда корабль идет ко дну, морская вода замыкает цепи передатчика, и SOS автоматически передается в эфир. Сигнал больше не повторялся, и специалисты решили, что с «Любовью Орловой» покончено раз и навсегда. Не тут-то было! Через месяц корабль снова дал о себе знать. Это не поддавалось никакому разумному объяснению. А «Любовь Орлова», словно издеваясь, посылала один сигнал за другим. Судя по пеленгу, лайнер покинул воды Карибского моря, пересек Атлантический океан и медленно приближается к берегам Ирландии или Шотландии, чему тамошние власти мало обрадовались. Один раз американскому спутнику-шпиону удалось засечь крупный неопознанный металлический объект примерно в тысяче километров от берегов Ирландии. Однако самолеты-разведчики Королевских ВВС, отправленные в указанный квадрат, вернулись с пустыми руками. Они вылетали еще неоднократно, чтобы отыскать «Орлову», но она словно в воду канула. |
Корабль будто играл с людьми в прятки. Только его сочтут утонувшим, а он будто возвращается с того света. Вот и в январе 2014 года судно снова послало сигнал. И вновь по пеленгу определили, что оно неумолимо движется к берегам Ирландии. Дабы успокоить местных жителей, власти пообещали затопить корабль-призрак, как только он появится на горизонте. |
Началась охота на «Любовь Орлову». Ее ищут не только ВВС Великобритании, но и рядовые граждане разных стран. Формально корабль никому не принадлежит, и обнаруживший его может делать с ним все, что ему заблагорассудится. Если сдать судно на металлолом, можно заработать приличную сумму - около миллиона долларов, а такие деньги на дороге не валяются. Исследователи паранормальных явлений тоже не остались в стороне: они нанимают рыбачьи лодки и выходят в открытое море, не забыв прихватить с собой крысиный яд. Они верят, что «Любовь Орлова» населена заразными крысами-мутантами, которые, высадившись на сушу, могут доставить людям немало бед. Пока корабль бороздил морские просторы, крысы поедали друг друга, в результате выжили самые сильные, крупные и хитрые. Паранормальщики мечтают вытравить всех грызунов-мутантов и спасти человечество от верной гибели. |
Влад РОГОВ |
Ступени №10 (май)/2015 |