Предчувствие катастроф
|
Однажды селевой поток почти полностью разрушил горное село Булунгу, что в Кабардино-Балкарии. Сегодня, на фоне многих иных печальных событий, этот факт вряд ли кого-то сильно изумит. Поражает другое: в Булунгу погибли один человек да пара коров. Но ведь горы – это вам не тундра, где к соседу на чашку чая надо двое суток на оленях добираться. Высокогорное селение - как правило, пятачок более-менее удобной земли, где все строения жмутся друг к другу, как виноградины в грозди. Как же на таком клочке уцелели почти все жители? |
Случайность или закономерность? |
Удивительно, но факт: обитатели деревни именно в этот момент вдруг все дружно покинули свои дома и разбрелись кто куда. Одни увели скот на пастбище, а родные как раз перед разгулом стихии понесли им обед. Другие всей семьей уехали к родственникам на свадьбу. Еще у кого-то разболелся зуб, и он отправился в райцентр к дантисту, а родичи присоединились к нему, чтобы походить по магазинам. Жилища же тех, кто в тот недобрый час находился дома, смертоносный поток каким-то чудом обошел стороной. |
Выходит, имеет место быть совпадение счастливых случайностей? |
Стюардесса компании «Эйр Франс» Изабель Сарьян в 2000 году должна была вылететь в очередной рейс. Но с утра она порезала палец, а потом у ее сына поднялась температура. Изабель позвонила матери и попросила посидеть с ребенком. Но та умудрилась поскользнуться на мокром от дождя тротуаре и сломать ногу. После этого Изабель ничего не осталось, кроме как позвонить начальству и попросить ее подменить. Через несколько минут после взлета лайнер разбился… |
11 сентября 2001 года многих сотрудников Всемирного торгового центра в Нью-Йорке тоже уберег счастливый случай. Например, Грир Эпштейн из офиса на 67 этаже незадолго до падения на здание самолета отправился в табачный киоск. Некий Билл Тринкл опоздал на работу, заигравшись дома с маленькой дочкой и не успев на утренний поезд, а девушка по имени Моника О’Лири за день до трагедии была уволена. |
В 2008 году пять человек по различным причинам опоздали на рейс «Боинга-737», летящего по маршруту Москва – Пермь, и вынуждены были отправиться к месту назначения на поезде. Во время посадки самолет потерпел крушение, и из находившихся на борту 87 человек не выжил никто. |
Многие знаменитости утверждают, что у них есть ангел-хранитель, оберегающий их от несчастий. Пример тому ? история со знаменитым аргентинским автогонщиком Хуаном Мануэлем Фанхио. 23 февраля 1958 года он был похищен кубинскими повстанцами. Произошло это за сутки до начала очередного этапа «Формулы-1» ? «Гран-при Гаваны». Спустя 28 часов повстанцы отпустили Фанхио, сделав заявление, что совершили этот акт для того, чтобы весь мир узнал о восстании против диктатуры Батисты. Во время гонок, в которых Фанхио не смог принять участие, произошла жуткая катастрофа с множеством жертв. После этого Фанхио заявил, что в его судьбу вмешалось провидение, и отказался давать какие-либо показания против своих похитителей… |
В поисках истины |
Исследователь Вильям Кокс выяснил, что число пассажиров в 28 поездах, потерпевших крушение, было значительно меньше, чем в следовавших по тому же маршруту за неделю до аварии или через несколько дней после нее. Кроме того, количество пассажиров в поврежденных или сошедших с рельсов вагонах тоже оказалось меньше, чем в остальных. |
Наши отечественные специалисты по паранормальным явлениям Ольга и Борис Кольченко идут в своих исследованиях дальше, утверждая, что почувствовать приближение катастрофы людям помогло подсознание, вернее, интуиция. Кольченко взяли этот вывод не с потолка: предварительно ими была проведена большая работа по изучению подобных явлений. И что же? Они обнаружили массу аналогичных случаев. Бывает, человек опоздал на поезд, а тот потерпел крушение; кто-то проявил халатность и не вышел на работу, а в тот день в офисе произошел взрыв, и прочее, прочее, прочее. |
Между тем, на другом конце земного шара, в США, схожую идею выдвинул в свое время известный американский социолог Джеймс Д. Л. Стаунтон. Еще в 1958 году он опубликовал в журнале «Джорнэл оф социолоджи» результаты своего труда, тщательно исследовав более 200 железнодорожных крушений (начиная с 1900 года) и более 50 авиационных катастроф (с 1925 года). |
Для начала он ввел все данные в компьютер, чтобы установить соотношение трех факторов: количество людей, вовлеченных в катастрофу, число погибших и вместимость транспортного средства. А для чистоты эксперимента самым тщательным образом изучил еще и одинаковое количество самолетов и поездов, благополучно добравшихся до пункта назначения. Результаты исследования поразили ученого. Оказалось, что во всех несчастных случаях транспорт был заполнен только на 61 процент. А при удачном исходе путешествия численность пассажиров превосходила 76 процентов от полного объема самолета или поезда. Разница в 15 процентов – не пустяк. Это вам подтвердит любой специалист. |
Эта теория была разработана Стаунтоном еще до появления ЭВМ, а «умная машина» лишь доказала ее. |
Из этих расчетов Стаунтон сделал вывод: люди, конечно же, не знали, какие именно самолеты и поезда попадут в аварию, но что-то помогло им ее избежать. Что? Все та же интуиция, хотя причины у всех везунчиков были разными. У одного, например, перед поездкой «схватило живот». У другого внезапно умер родственник. Третий по пути в аэропорт подворачивает ногу, из-за чего на какие-то считанные минуты опаздывает на рейс. Стаунтон назвал это явление феноменом предчувствия катастроф. |
Забытые навыки |
Идея Джеймса Д. Л. Стаунтона нашла своих благодарных поклонников, в частности ею увлекся Стивен Кинг, большой знаток человеческой психологии и писатель, чья каждая новая книга становится бестселлером. |
«После того, как я первый раз прочел статью Стаунтона, - писал Кинг, - самолет компании «Маджестик эйрлайнз» разбился в аэропорту Логана. Все находившиеся на борту погибли. Когда все немного утряслось, я позвонил в офис компании и представился журналистом (небольшая ложь с благими намерениями). Сказал, что мы хотели бы написать статью об авиакатастрофе, попросив сообщить, сколько человек, купивших билет на этот рейс, не вылетели. Таковых оказалось 16. На вопрос, сколько опоздавших в среднем бывает на линии Денвер – Бостон, мне ответили, что не больше трех. Кроме того, еще 15 человек отказались лететь этим рейсом, тогда как обычно число отказов не превышает восьми. Что же получается? Хотя заголовки всех газет и кричали на все лады «Авиакатастрофа в Логане погубила 94 человека», их можно было бы прочитать и так: «31 человек избежал смерти в крушении». |
Но Кинг продолжал гнуть свою линию дальше. В частности, задался логичным вопросом: если мы все такие тонко чувствующие натуры, так почему тогда не всегда предчувствуем беду? После долгих размышлений писатель пришел к весьма оригинальному выводу. |
Наши далекие предки, по его мнению, жили совершенно в других условиях – не чета нынешним. Чтобы выжить в суровой среде, им нужны были не только ловкость, смекалка, выносливость, но и сильно развитые органы чувств, в том числе интуиция. Со временем многое, приобретенное на заре человеческой цивилизации, отпало за ненадобностью. Лишились простые смертные и природного чутья. Какой прок его иметь, если в нем пропала практическая необходимость? Что толку от того, когда, сидя в офисе, вы почувствуете, что вашу жену сбила машина, если вам все равно позвонят по телефону и сообщат об этом? Наша чувствительность давным-давно атрофировалась, как и многое другое. И лишь в самых экстремальных случаях, да и то не у всех, «срабатывает» «система подсознательной сигнализации». И тогда человек счастливо избегает, казалось бы, неминуемой гибели. |
Так смотрит на проблему Стивен Кинг. Его трактовка подсознательного предчувствия катастроф как нельзя лучше объясняет случай массового «спасения» жителей селения Булунгу. Ведь многие поколения горцев живут в таких условиях, которые вогнали бы равнинного жителя в глубокий и длительный стресс. Такова уж природа гор – все время приходится держать ухо востро. Поэтому у большинства горцев сохранились элементы того самого психологического чутья, которого лишились люди, живущие в комфортных условиях равнин. А потому и смерти там избежали не 30 процентов селян, а почти все. |
Увы, пока этой проблемой озаботились лишь единицы. Большинство же ученых мужей обходят ее стороной. А зря. Возможно, более детальное ее изучение помогло бы избежать печальной участи не одному человеку… |
Любовь ДЬЯКОВА |
Ступени №8 (апрель)/2015 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|