Эти необузданные кентавры
|
Коль скоро мы вступаем в год Синей Лошади, не грех вспомнить, что поэт Владимир Маяковский в своем стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» когда-то написал: «…Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь…» |
Как знать, может быть, классик был и прав, особенно если иметь в виду, что мифология издревле объединила человека и это благородное животное в единый образ, создав легендарное существо, получившее название «кентавр». Что же мы знаем об этих полулюдях-полуконях?Со времен греческой античности кентавры - мифические существа с туловищем лошади, торсом и головой человека - являются символом двойственности. |
Они представляют собой олицетворение низшей природы людей, их животной натуры, соединенной с высокой природой, человеческими достоинствами и способностью мыслить.В греческой мифологии это - дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Кентавры возили колесницу Диониса, бога вина и виноделия; на них также ездил бог любви Эрос, что подразумевало склонность этих существ к пьянству и амурным приключениям. |
Существует несколько легенд о происхождении кентавров. В так называемую «доолимпийскую» эпоху, когда Олимпа, который населяли боги, еще не было, появился «справедливейший из кентавров» - Хирон. Его родителями были океанида Фелира и бог Крон. Крон принял облик коня, поэтому дитя от этого брака соединило в себе черты лошади и человека. Хирон прославился мудростью, терпением, умением врачевать, он был наставником героев мифологических историй Ясона, Актеона, Ахиллеса. Первых двух Хирон учил благородной охоте, добывая дичи столько, сколько необходимо для пропитания, и не допуская никаких излишеств. Будущего героя Троянской войны Ахиллеса Хирон воспитывал с младенчества, вскармливая его мясом львов и диких кабанов, костным мозгом медведей («Ахилл» — значит «не кормленный грудью»). |
Фениксу - мифологической птице, обладающей способностью сжигать себя и затем возрождаться, кентавр Хирон вернул зрение, вылепив искусственные глаза из порошка опала, бирюзы и сапфиров, смешав этот порошок с золотым песком, нектаром и амброзией. Ко всему был добавлен осколочек солнечного луча, и мир яркими красками засиял в новых глазах Феникса.Хирон - единственный из кентавров (одежда для собак киев), обладавших бессмертием, дарованным ему богами. Но и он, страдая от раны, нечаянно нанесенной ему Гераклом, жаждет умереть. |
А случилось вот что. Как-то раз Геракл, направлявшийся за огромным вепрем, заглянул по дороге в гости к кентавру Фолу. И, увидев у того бочку с вином, предназначенным для всех соплеменников Фола, открыл ее. Привлеченные запахом вина, стали сбегаться к пещере другие кентавры. Выпитое вино вскружило голову Гераклу, и он отогнал нежданных визитеров горящими головнями, а потом стал стрелять из лука отравленными ядом стрелами, предназначенными для вепря. Одной из стрел Геракл и попал в своего друга Хирона. Велики были страдания несчастного, но смерть не шла к нему, так как он был бессмертен. И тогда титан Прометей согласился стать бессмертным вместо него. |
Бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, Зевс согласился на этот обмен, перенеся Хирона на небо – так появилось созвездие Стрельца (Кентавра).В «олимпийскую» эпоху возникает другой миф о происхождении кентавров. Будто бы фессалийский царь Иксион (Фессалия - исторический регион северо-востока Эллады на побережье Эгейского моря) воспылал любовью к самой владычице богов Гере. Зевс подшутил над ним, подослав вместо богини туманное облако, которому он придал облик Геры. И родился в этом странном браке кентавр; от него и диких кобылиц фессалийских гор и произошло все это буйное племя. Данный миф объясняет эпитет «тучеродные», которым античные авторы обозначали кентавров. Самая популярная из легенд та, где повествуется о битве кентавров с пригласившими их на свадьбу лапифами — мифическим фессалийским племенем. Их вождь Пирифой праздновал свадьбу. Все его соплеменники прибыли со своими подругами, а среди кентавров оказалось много одиноких мужей. И задумали они похитить себе невест из племени лапифов. |
Много вина выпили кентавры на свадьбе, помутился их разум. Захмелевшие существа оскорбили невесту и, опрокидывая столы, затеяли знаменитую «кентавромахию»: стали хватать беззащитных дев и крушить лапифов. Но те тоже были могучи и мужественны, к тому же на их стороне сражался герой Тесей. И побежденные кентавры вынуждены были бежать из Фессалии. Этот миф как бы подтверждает известную истину, что пьянство до добра не доводит. В знаменитой «Одиссее» великого грека Гомера описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пейритоона, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши, нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Не случайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого, в общем и целом, положительного существа. |
Греческий кентавр – практически человек, однако его поведение разительным образом меняется под воздействием вина. Гомер пишет: «Именно вино повинно в бесчинствах, которые известный кентавр Эвритион учинил во дворце великодушного Пейритоона… Его разум взбесился от опьянения. И в ярости своей натворил он много бед… С тех пор продолжается вражда между людьми и кентаврами». И Эвритион был первым, кто ощутил на себе зло пьянства.История другого кентавра – Нессоса – дошла до нас благодаря трагедии Софокла (V век до н.э.). Геракл везет к себе в дом свою невесту Дейанейру. Кентавр зарабатывает перевозом людей через реку Эвен. |
Девушка садится к нему на спину, чтобы перебраться на другой берег, но посередине реки Нессос хватает ее и пытается обесчестить. Геракл спасает невесту, пронзая кентавра копьем в грудь. Умирая, Нессос советует невесте собрать его кровь и использовать ее в качестве ядовитого зелья в случае, если Геракл когда-нибудь полюбит другую женщину. Дейанейра обмакивает в кровь кентавра край туники. Когда Геракл, в конце концов, изменив ей, надевает эту тунику, пропитанная ядом ткань прилипает к его телу и причиняет такую мучительную боль, что он бросается в огонь…Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра сделал Овидий (43 до н.э. – ок. 18 н.э.) в своих знаменитых «Метаморфозах». В частности, поэт рассказывает о Цилларе – юном, белокуром кентавре и Гилономе – его возлюбленной, девушке-кентавре с длинными волосами, украшенными розами, фиалками и белыми лилиями, «прекрасней которой не было в лесах». Когда Циллар погибает в битве, Гилонома бросается на копье, пронзившее ее возлюбленного, и сливается с ним в последнем объятии. Эта история юного кентавра, его подруги, их верной любви и трогательного самоубийства контрастирует с образом дикого и необузданного греческого кентавра. |
Словом, кентавр - необычное, парадоксальное существо, полное страстей и чувств. И - недоразгаданная тайна природы. Именно природы - сейчас специалисты могут утверждать это с абсолютной точностью. В течение долгого времени ученые не располагали более или менее достоверными доказательствами реальности существования кентавра. Ошибочно считалось, что это сугубо мифологический персонаж, которого нет, и никогда не было. |
Однако было бы странно, если бы это вымышленное существо так часто упоминалось в различных литературных источниках, так часто изображалось скульпторами и живописцами. Ведь, к примеру, широко известно, что прототипом морских сирен послужили реальные животные с этим же названием, а на острове Комодо сохранились вараны воистину драконовских размеров.Недавно сторонники версии о реальности кентавров получили неопровержимые доказательства своей правоты. Археологические раскопки близ Эль-Аюма (Западная Сахара) рассеяли все тайны и домыслы - там было обнаружено более десятка скелетов кентавров, многие из которых довольно хорошо сохранились. |
Профессор Калифорнийского института естествознания Дж. Эпштейн по этим останкам восстановил внешний вид кентавра. Размеры его оказались отнюдь не гигантскими: в холке - около метра, от передних копыт до макушки - примерно метр восемьдесят. Объем мозга несколько меньше, чем у человека, но больше чем у шимпанзе и гориллы.Ученые полагают, что доисторические предки кентавров, очевидно, обитали в лесах, и были чересчур медлительными. Выглядели протокентавры иначе: конечности были короткие и неуклюжие, передняя часть туловища совсем не напоминала человеческую. |
Жили они в берлогах и были всеядны. Однако, в связи с изменением климата, предки кентавров сделались степными животными, что потребовало от них более высокой скорости передвижения. При этом передняя часть тела оторвалась от земли и стала легче, а задняя - наоборот, сделалась более массивной; средние и задние конечности заметно вытянулись. Далее, в процессе эволюции, задняя часть их тела все более напоминала лошадиную, так как условия обитания и образ жизни кентавров были абсолютно такими же, как у диких лошадей. Передняя же часть, став вертикальной, высвободилась для полезного труда, передние конечности постепенно стали напоминать человеческие руки. Остается загадкой, были ли кентавры разумными. |
Мифология говорит "да", но наука не обладает достоверными данными на этот счет. К сожалению, загадка эта неразрешима, так как все кентавры давно вымерли. Можно предположить, что повинны в этом именно люди, враждовавшие с ними, как и утверждают мифы. Очевидно, громоздкие и неповоротливые, кентавры не выдержали конкуренции с ловкими и мобильными представителями человеческого племени. Предположительно, уже в первом тысячелетии до нашей эры эти животные были полностью вытеснены с территории Древней Греции и из Европы вообще. Загнанные в пески Сахары, уменьшающиеся группы могли просуществовать до первых веков нашей эры. Как бы там ни было, но эти полулюди-полулошади стали неотъемлемой частью нашего знания о древности. Их «похождения» издревле привлекали поэтов, художников и скульпторов возможностью показать действие грубой необузданной силы. |
Эти сюжеты были популярны как в античные времена, так и в последующие эпохи. Интересно, что в христианстве кентавр символизирует чувственность, чрезмерные страсти, излишества, прелюбодеяние, становится воплощением дьявола. Кроме того, этот персонаж служил образом человека, разрывающегося между добром и злом, еретика, который хоть и знает истинное учение, но применяет его неверно. В средневековой символике кентавр, поскольку он не преодолел своей животной природы, противопоставляется благородному рыцарю, а часто является олицетворением высокомерия.Так это или нет – легенды на то и легенды, чтобы будоражить наше воображение. И в канун года Синей Лошади, быть может, стать еще одним поводом, чтобы задуматься о сложности человеческой натуры, в которой уживаются многие противоположности. Так же, как уживались они в мифическом образе необузданных полулюдей-полуконей… |
Виктор ЧЕРНОВ |
Тайная Власть 24,2013 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|