Магическая реальность Вуду
|
«Католик идет в церковь, чтобы разговаривать о боге; |
вудуист танцует во дворе храма, чтобы стать богом». |
Гаитянская мудрость |
Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «магия вуду»? Кровавые ритуалы, жестокие жертвоприношения, злобные колдуны, куклы, истыканные иголками, жуткие зомби? Благодаря стараниям поп-культуры, наверняка вы представили себе нечто подобное. Но все эти ужасы сильно преувеличены, а некоторые и вовсе – придуманы. И в этом я убедилась на собственном опыте. |
Колыбель вуду |
Старшилки про вуду впервые были созданы вовсе не на «Фабрике грез». В Европе еще в 1884 году вышла книга католического миссионера Джона Гайти, где были описаны ужасающие обряды жрецов вуду, человеческие жертвоприношения и даже каннибализм – что, по свидетельствам других современников, не имело практически ничего общего с действительностью. Однако цивилизованная Европа, а за ней и Новый свет, с удовольствием поверили в страшную сказку о черной магии чернокожих рабов – и популярность подобных триллеров, как художественных, так и якобы документальных, растет по сей день (туалетные кабины). |
Я долго занималась изучением религий и философий разных стран, и для меня было совершенно очевидно, что у любой медали всегда имеются две стороны. Поэтому мне было жутко интересно разгадать тайну вуду – не то магической, не то религиозной системы, которая у нас преподносилась исключительно в негативном ключе. И однажды такая возможность представилась. |
Много лет назад мне удалось побывать на Гаити, земле, которую считают родиной вуду. Я прекрасно понимала, что окажусь в одном из беднейших уголков планеты со странными обычаями, пугающими традициями и полуголодными людьми (рассказы о недоедающих детях стран третьего мира в те годы постоянно заполняли эфир). Так что я была готова ко всему. Но первое впечатление не ввергло меня в шок. Безусловно, для европейца здесь все необычно. Жара, духота, полчища жутких насекомых, все пропитано духом бедности – но ощущения страха и безнадежности в глазах местных жителей я ни разу не заметила! Босые дети в поношенных футболках и шортах играли и смеялись, как и в любом другом городке или селении. И старики, как и везде, судачили о серьезных делах. Когда мне удалось познакомиться с этими людьми поближе, я поняла, что разница между нами все же существует – и колоссальная! Однако назвать гаитян людьми жестокими (а ведь практически все они являются приверженцами культа вуду) у меня бы язык не повернулся. Но давайте обо всем по порядку. |
Свидание с Великим Змием |
Кое-что о вуду к тому моменту мне уже было известно из разных источников. Не секрет, что это синтетическая религия, основанная на смеси коренных верований африканских племен, которых в качестве «черного дерева» завозили на Гаити и в другие страны – на Ямайку, в Бразилию, на Кубу – и католичества, активно насаждавшегося колонизаторами. Долгое время вуду была под строжайшим запретом, поскольку считалось, что рабы при помощи древних культов и черной магии способны отомстить своим хозяевам. Однако в положенные моменты под покровом ночи поводились соответствующие ритуалы – и никакие угрозы не могли их остановить. |
Сегодня вуду – это не совсем религия, не совсем магия и, уж конечно, не темное колдовство. Это образ жизни и мировосприятия, который впитывается с молоком матери. Впрочем, приверженцы этого культа довольно демократичны и готовы принять в свои ряды абсолютно всех, независимо от расы и места рождения – при условии, что человек настроен благожелательно. Спустя несколько дней я подружилась с одной местной женщиной примерно моих лет, которая и провела меня на мой первый ритуал вуду. Она рассказала, что все участники обряда от мала до велика смогут связаться с духами (лоа) и обрести защиту и покровительство предков. «Конечно, - добавила женщина, - если все пройдет, как надо». |
Я с нетерпением ждала начала таинства. Мне сказали, что каждый ритуал начинается с того, что унган (жрец) или мамбо (жрица) втыкают в землю огромный шест, чтобы на нем воплотился Дамбалла Веда, Змий, кусающий свой хвост, символ Вечности и гармонии Вселенной, которому поклоняются вудуисты. Когда церемония началась, шест воткнули в землю и освятили, на мгновение мне показалось, что Великий Змий действительно занял свое почетное место – хотя, возможно, это была всего лишь визуализация. Затем освятили алтарь и всех присутствующих, и трое барабанщиков возвестили о начале обряда. Все они отбивали четкий ритм, причем, каждый – свой, особый. Мамбо начала танцевать вокруг шеста, а ее помощники струйкой воды из кувшина окропляли священное место – дабы отогнать злых духов. Жрица вуду при помощи муки прямо на земле начертала замысловатый орнамент, состоящий из креста, сердечек и кругов. Рисунок получился на удивление четким, будто вычерчен мелом на асфальте. Затем начались ритуальные танцы, в которых участвовали все присутствующие, и прямо во время танца на алтарь принесли жертвы – фрукты, вино и молодого петуха. Все это продолжалось до рассвета, и под утро у меня появилось стойкое ощущение, что мне удалось воссоединиться с лоа, то есть с духами добра. |
Как видите, ничего страшного и даже слегка пугающего на ритуале не произошло. Обряд был посвящен обретению Силы, и, знаете, я реально чувствовала себя гораздо бодрее и увереннее. Впрочем, большая часть магических практик вуду имеют вполне позитивную направленность, так что они вряд ли заинтересовали бы создателей фильмов ужасов. |
«Маленький добрый ангел» и другие |
Как я уже говорила, овладеть магией вуду способен не только наследник древних традиций – но и любой «пришелец», вроде меня. Было бы желание, а главное – вера и полное погружение в эту удивительную культуру. По крайне мере, в момент практик. А вот действуют эти ритуалы на всех без исключения – не важно, католик вы, православный или атеист. Разумеется, никто вам сразу не откроет все магические секреты – для того, чтобы стать унганом или мамбо, нужно пройти долгий путь. И, уж конечно, вуду невозможно изучить по книжкам, фильмам и форумам. Так что давайте немного поговорим об азах этой системы – просто, чтобы понимать основные принципы магического воздействия. |
Вудуисты считают, что человек обладает несколькими телами, которые как бы наслаиваются друг на друга. В обыденной жизни мы имеем дело лишь с физической оболочкой. Следующий пласт – некий «дух плоти». Он не является нашей «частной собственностью» и после смерти человека медленно, в течение полутора лет, покидает тело, вытекает в почву, передается живущим в ней организмам. То, что в европейской традиции принято называть душой, согласно верованиям вуду, состоит из двух составляющих. Это «большой добрый ангел» и «маленький добрый ангел». Первый, как и «дух плоти», после смерти покидает тело и растворяется в едином энергетическом пространстве. А вот «маленький добрый ангел» - это, можно сказать, персонифицированная часть души, нечто личное, отличающее тебя от других. «Маленький добрый ангел» способен отделяться от тела и возвращаться в него снова и снова – во время сна, например, или транса, или сильного стресса. И именно на него направлены любые магические воздействия – как позитивные, так и негативные (без которых, конечно же, не обходится ни в одной культуре). К примеру, маг способен окружить «маленького доброго ангела» мощной защитной оболочкой – и тогда человек может не опасаться происков злых колдунов. И, наконец, последний компонент, который никак не связан ни с телом, ни с духом – личная звезда, находящаяся, как ей и положено, на небе, и во многом определяющая судьбу человека. |
Магия черная и белая |
Как вы уже поняли, большинство приверженцев культа вуду – люди нормальные, вполне адекватные, не желающие зла ни ближним, ни дальним. Так зачем же они обращаются к магам? В основном, как уже было сказано, чтобы защитить своего «маленького доброго ангела». А также для исцеления, привлечения удачи и любви, предсказаний и исповедей. Некоторым, наверное, покажется странным, что за свои услуги жрецы вуду привыкли получать деньги, и немалые. Наши-то предки расплачивались с местными ведьмами и знахарями, в основном, натуральным продуктом – яйцами да картошкой. А то и вовсе считали: раз тебе дарован талант, то служить людям ты должен совершенно безвозмездно, то есть даром. Но здесь иные законы. Во-первых, жрец или маг – это не столько призвание или дар, сколько профессия. Прежде чем стать унганом или мамбо, человек много лет учится мастерству, тратит массу сил, времени и денег, кстати, тоже. К тому же, любой ритуал – это огромные энергозатраты, поэтому нет ничего удивительного, что опытные профессионалы получают свои кровно заработанные. |
Конечно, есть у этой медали и другая сторона: колдуны вуду действительно существуют. Такого человека называют бокор. Он может изначально выбрать путь тьмы, но порой ими становятся унганы и мамбо, которые по тем или иным причинам перешли на сторону зла. И, да, они способны навести порчу или, например, изъять «маленького доброго ангела», поместить его в некий сосуд – и управлять человеком, подчинять его своей воле. При этом жертва может ничего не подозревать: просто совершать какие-то не свойственные ей поступки. А место «ангела» займет тем временем злой лоа (или демон, как охарактеризовали бы подобную сущность в Европе). Если же емкость, в которой заключен «маленький добрый ангел» разбить, человек умрет… |
Раз уж мы заговорили о черной магии вуду, нельзя не упомянуть о печально знаменитых зомби. Как утверждают местные, это вовсе не миф. Вернее, не совсем миф. Бокор способен создать некую смесь, которая наносится на кожу, и минут через 15 жертва «умирает». А точнее – впадает в кому: сильно замедляются все органические процессы, и человек реально выглядит мертвым. А через некоторое время он «оживает» и при этом частично, а порой и полностью забывает свою прошлую жизнь. Говорят, подобные ритуалы были весьма популярны во времена рабства – хозяева плантаций получали послушных людей-роботов, способных пахать от зари до зари… |
Есть сведения, что во времена холодной войны подобными «фокусами» заинтересовались американские спецслужбы. Химический анализ зомбирующей смеси показал, что основным веществом является нервнопаралитический яд – тетродоксин. Эксперименты на шимпанзе доказали, что яд действительно практически останавливает все процессы жизнедеятельности – но лишь на время. Однако секрет управления «восставшими мертвецами» наука так и не открыла. Видимо, все-таки, дело здесь именно в магии. |
К счастью, сейчас подобные ритуалы не проводятся, а на Гаити они даже запрещены законом. Да и вообще, профессионального бокора сегодня днем с огнем не сыщешь: профессия черного колдуна явно теряет популярность. И это неудивительно. Ведь универсальный закон вуду гласит: «Главное – не навреди». Просто клятва Гиппократа! Правда, объясняется этот принцип несколько иначе: дело в том, что, согласно верованиям вуду, любое деяние вернется тебе в тройном размере. И прекрасно, если ты совершил или замыслил нечто доброе и светлое, но вот когда наоборот… Бумеранг ударит так, что мало не покажется. |
Мария ШАПОВАЛОВА |
Ступени №13 (июнь)/2013 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|