Кровавые жертвы богу Егоржеру
Директор музея археологии, палеонтологии и истории города Тружилло Сантьяго Уседа осторожно открывает один из ящиков сейфа, в котором находятся вещи, приводящие в изумление Вот чудесный золотой диск с изображением воина-победителя на красном фоне, а это - два лица, выкрашенных в синий цвет, с голубой инкрустацией А от божественной красоты накидки, покрытой золотыми бляшками и украшенной кошачьей головой, отделанной перламутром, невозможно оторвать взгляд И все это обнаружено неподалеку от горы Бланке только в 2001 году, как, практически, и сама культура мочика - таинственного народа, названного по реке Моче в Северном Перу, с его поселениями, культовыми сооружениями, расписной посудой и удивительными керамическими фигурками-вазами и другими творениями этих талантливых индейцев
Цивилизация Мочика процветала с начала нашей эры до 850 года Апогей расцвета пришелся на 300-600-е годы В то время эта народность, насчитывавшая всего лишь около миллиона человек, проживала близ Тихого океана, на территории нынешней северной части Перу Местное население занималось охотой, рыбной ловлей различными ремеслами и поливным земледелием, для чего создавало великолепные оросительные системы По этому поводу Сантьяго Уседа говорит, что мочика в мировой истории занимали такое же место, что и греки, используя в жизни все достижения предыдущих цивилизаций, известных им
Нужно было иметь могущество и несметное богатство, чтобы воздвигать, например, впечатляющие Лунный Хуака и Солнечный Хуака Эти культовые и ритуальные памятники, построенные из кирпича-сырца, еще год назад приписывались инкам Сенсационность же нынешнего открытия состоит в том, что эти так называемые пирамиды - дело рук не инков, а мочика Выяснилось и другое между этими «пирамидами» (Лунным Хуака и Солнечным Хуака) простирался древний город цивилизации Мочика с населением около двадцати тысяч человек
Но почему этих «пирамид» только две Мочика противопоставляли друг другу два больших божества дневное божество, связанное с солнечными лучами, противопоставляется ночному божеству, исходящему от Млечного Пути и Луны
Время не пощадило архитектурные шедевры цивилизации Мочика Сегодня между двумя холмами Хуака простирается пустыня С этих мест вдалеке по ночам можно видеть лишь сияющий огнями перуанский прибрежный город Тружилло Сами же холмы Хуака, расположенные около горы Бланко, изрыты ненастной погодой на протяжении веков да конкистадорами в XVI веке, которые хотели «разнести» на куски часть холма Солнечный Хуака, чтобы добраться до спрятанного в нем золота Это им сделать, к счастью, до конца не удалось Примечательно, что пришедшие сюда испанцы описывали жизнь только инков, даже не подозревая о существовании мочи-ка И богатейшая цивилизация, предшествовавшая инкам, стала интересовать исследователей и ученых только с 1900 года, когда немецкие археологи во главе с Максом Улем первыми начали раскопки, продолжавшиеся несколько десятилетий
Последние шестнадцать лет этой изнурительной работой занимается 48-летний перуанец Сантьяго Уседа Свой проект он осуществляет с французским археологом из научного исследовательского центра CNRS Клодом Шоша, который является специалистом по этой древней перуанской цивилизации
В последний свой приезд Клод Шоша провел полтора месяца на небольшой плдщадке размером 30 на 50 метров, ориентированной с запада на восток и находящейся у подножья Лунного Хуака Его археологическая бригада состояла из трех археологов, трех французских студентов и четырех перуанских рабочих В самом начале раскопок эта команда и не подозревала, что на их долю придется одно из самых значительных археологических
Руки из золота - одна из наиболее частых находок в гробница народа мочика открытий последних десятилетий
Клод Шоша обнаружил три ранее не известных захоронения В одном из них находились останки ребенка, ничего особенного не представлявшие Но когда археологи вскрыли второе захоронение, все просто обомлели в боковых нишах на глубине двух метров взору исследователей предстала фантастическая коллекция, состоявшая сразу из шестидесяти керамических изделий
Цивилизация Мочика не знала письменности, однако, как выяснилось, она умела создавать поразительную ке-аналогов которой в мире просто не существует Это скульптурные изображения людей и животных, а также расте ний На некоторых керамиках были обнаружены сцены жертвоприношения, битв, фигуры божеств Изображенные на этих изделиях лица людей были очень естественны и выразительны Например, мер твец, играющий на флейте, с глазами из перламутра и аспида Или гончар в тюрбане, строящий гримасу, или совсем небольшая - великолепной работы - черная утка с палицей и щитом, как у воинов Что она означала для мочика К этим, возможно, ритуальным предметам можно добавить и эротические вазы с изображением на них любовных сцен
Одна из керамических ваз выполнена в виде скульптурного изображения головы одноглазого воина, другая представляет собой изборожденное морщинами лицо бога Аипаека с клыками, которые являлись обязательным атрибутом всех скульптур богов цивилизации Мочика Фигурка черного цвета воина со странной каской на голове больше задала исследователям вопросов, чем они получили ответов, потому что этот «воин» похож на инопланетянина, каким его изобразили бы наши современники-контактеры В этом захоронении была найдена бутылка, выполненная в виде двух маленьких человечков, другой сосуд с ручкой сделан в «керамической пуме» Секрет этого сосуда ученые разгадали сразу пума у мочика считалась священным животным Будучи очень агрессивными, мочика даже в изображении птиц остались верны «военному жанру» сосуд в виде обыкновенной утки имеет атрибутику воина Но эти же художники прославляли бессмертие воина путем изображения на ритуальных вазах одновременно лося, ягуара и змеи
Несмотря на три сезона раскопок, у археологов возникло много сомнений по поводу иерархического построения государства Мочика Найденные захоронения свидетельствовали о том, что в них были погребены отнюдь не простолюдины Но кто именно Об этом пока холмы Хуака молчат слишком мало еще найдено захоронений, чтобы можно было с достоверностью сказать, кем был богатый покойник - военачальником, главой города, главным ремесленником или обыкновенным шаманом
Настораживает исследователей, например, такая деталь Площадка, на которой до сих пор работают археологи, по структуре захоронения похожа на погребение в местечке Шан Шан, относящееся к более поздней культуре Шиму, в котором покоился, судя по всему, очень состоятельный человек, а вокруг находились могилы его подчиненных и родственников Это захоронение Сеньора де Сипана было обнаружено в 1987 году неподалеку от холмов Хуака Таким образом, исследователи лишь прикоснулись к истории цивилизации Мочика Многое еще не известно
- Я опасаюсь возможной катастрофы, связанной с открытием нами этого богатого захоронения, исследование которого пока не удается закончить Уедем на отдых, а могила останется открытой, - сетует французский археолог
Каждая могила требует года раскопок при наличии хорошей команды археологов и достаточных средств Сейчас Клод Шоша разрабатывает проект для выделения необходимых средств, значительно больших, чтобы попытаться за сезон проделывать больший объем археологических работ Этот проект француз разрабатывает вместе с Сантьяго Уседой и Луи Джеймсом Кастилло, еще одним перуанским специалистом из Католического университета Лимы Французский научный центр CNRS уже выделил для этого проекта часть необходимых средств
Разрывая по вертикали в этой безводной, засушливой, даже несмотря на частые дожди, местности холм Лунный Хуака, Сантьяго Уседа обнаружил несколько залов с поли-хромными барельефами с очень «живыми» фасками по сравнению с найденными на верхнем этаже, подверженном влиянию непогоды В центрах этих красных, желтых и белых барельефов в виде геометрических рисунков находится изображение бога Егоржера, часто в виде паука Именно изображение бога Егоржера связано со «способом» уничтожения народом мочика своих врагов Сначала они связывали их веревками, а затем ножом перерезали им горло, чтобы уже после этого напиться крови этих несчастных
- Такие жертвоприношения не совершались у всех на виду, - говорит Сантьяго Уседа - Для этого выбиралось укромное место После кровавого ритуала кубок с кровью жертвы преподносился одному из участников тайного действа, переодетому божеством Со временем именно этот участник приобретал у народа мочика статус божества
Правда, пока тонкости обряда жертвоприношения не изучены Почему в жертву приносили людей И кого, пленников-врагов или все-таки своих7 Считается, что это делалось для утверждения власти элиты Народ требовалось держать в страхе и повиновении При этом места жертвоприношения всегда были скрыты от народа, кровь жертв простые люди также не видели Лишь во время погребальных ритуалов они видели изображения на керамических изделиях, которые имели «жестокое» предназначение - внушать страх Таким образом, цивилизация Мочика держалась на страхе
А он был нужен и для того, чтобы цивилизация Мочика могла расширять свои владения Для достижения этой цели необходима была армия Потому власть и говорила простому люду о бессмертии воинов, потому культ воина был очень сильно развит у мочика Недавние исследования ДНК найденных останков тех, кого приносили в жертву, дали ошеломляющие результаты1 Выяснилось, что жертвы, как из элиты, так и из простого народа, принадлежали к одной этнической группе Таким образом, люди, приносимые в жертву, были не «иностранцами», а представителями этой же народности1 Археологи нашли даже нож, которым перерезали горло человеку, приносимому в жертву богу Егоржеру При раскопках Лунного Хуака уже обнаружен и алтарь, где проводилось кровавое действо1
По этому поводу Клод Шоша замечает, что жертвоприношения мочика связаны со «смятением» индейцев перед климатическим феноменом этих мест, когда неожиданно в этой сухой зоне выпадали опустошающие всю местность, в том числе и сельхозугодья, дожди Этим также можно объяснить жестокость ритуалов мочика для задабривания богов сокровище Бога Луны, как назвали Лунный Хуака ученые, хранящееся в сейфе Сантьяго Уседы, о котором мы упомянули в самом начале, очень вдохновило археологов Ожидая, пока Ююд Шоша закончит свой археологический сезон в другом месте, Сантьяго Уседа продолжал работу на Лунном Хуака, где ему и посчастливилось обнаружить одно из самых прекрасных сокровищ доколумбовой цивилизации Точнее, этот ларчик с сокровищами, размерами 50 на 30 сантиметров и возрастом не менее 1500 лет, обнаружил один из сотрудников команды Сантьяго Уседы Внутри вскрытого ларчика и нашли завернутые в ткань вещи из золота исключительного качества Чего стоит один медальон в 24 карата с изображением воина А также золотые бляшки, вероятнее всего предназначавшиеся для украшения одежды, или золотые попугаи с маисовыми колосками и креветками
Но самой впечатляющей вещью является накидка, возможно относящаяся к церемониальной одежде, изобилующая прикрепленными к ней золотыми бляшками и брелоками, а также перьями Сантьяго Уседа, ссылаясь на сходство таких накидок, изображенных на найденной керамике и рисунках, предполагает, что найденная его командой накидка надевалась на плечи победителя в ритуальных поединках А кошачья голова на этой накидке - голова священной для мочика пумы, олицетворяющей как плененных врагов, так и сам акт жертвоприношения
Пока археологи занимаются раскопками только Лунного Хуака Но найденные Сантьяго Уседой драгоценные сокровища вдохновили его и на начало работ на втором холме - Солнечном Хуака, высота которого достигает сорока метров Он выше Лунного Хуака, и, возможно, там можно будет сделать более грандиозные открытия Правда, как выяснили специалисты, испанцы в XVI веке основательно «потрудились» над этим холмом в поисках золота Но испанцы искали его и в Лунном Хуака Удача же улыбнулась Сантьяго Уседе
Однако археологи - это не авантюристы, гоняющиеся только за «золотой наживой» Наука важнее Откуда произошли мочика? Сейчас ученые полагают, что этот народ -продукт внутренней эволюции мира Анд Такое утверждение опирается на исследование архитектуры и керамики тех мест Считается, что мочика происходят от трех цивилизаций Первая-этокультураЧавин( 1200-500 лет до нашей эры), от которой мочика унаследовали основные божества, а также архитектуру Вторая-это культура Салинар (500-200 лет до нашей эры), внесшая в производство керамических изделий красный и кремовый цвета Третья - культура Галлиназо (300 лет до нашей эры - 200 лет нашей эры) частично перекликается с культурой Мочика От Галлиназо мочика унаследовали систему строительства больших сооружений, которую усовершенствовали, а также политическое и экономическое обустройство своей цивилизации, сравнимое с греческой
Кто же они были, мочика Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что это была первая большая античная перуанская цивилизация, создавшая настоящие города и придавшая государству определенную структуру Находясь на севере нынешнего Перу, это государство, точнее, его власть, опиралось в основном на религию Цивилизация Мочика просуществовала восемь с половиной веков, а ее правители в глазах народа стали настоящими божествами Что касается Хуака, то это памятник доколумбова периода в Андах, его часто называют пирамидой, состоящей из площадок-этажей Слово «хуака» также обозначает место религиозных ритуалов Этим же словом называют и ритуальные вазы, найденные в захоронениях Но с какой целью их туда клали Ответа на этот вопрос пока у ученых нет инки же, появившиеся только в 1470 году как цивилизация, использовали все то положительное, что было «наработано» мочика сложную городскую планировку, выращивание сельскохозяйственных культур с применением, как бы сказали сейчас - генетики А вот в организации общества мочика и инки сильно разнятся Если у мочика существовала теократическая система с упором только на религию, то у инков - гражданственная и религиозная Мочика молились божеству Луны, а инки -Солнцу Архитектура мочика очень красочная и выразительная, у инков же - более строгая
Почему исчезла цивилизация Мочика Это очень сложный вопрос Однако сейчас, благодаря раскопкам, проводимым перуанским археологом Луи Джеймсом Кастелло в местечке Сан Жозе де Моро, ученые дают осторожный ответ Цивилизация Мочика была сильна до тех пор, пока ее власть опиралась только на религию, с помощью которой народу объясняли причины экономических и социальных кризисов Однако со временем стала проникать к мочика иная идеология центральной части Перу, которая опиралась не только на религиозные ценности В захоронениях элиты были найдены гончарные изделия из центральной части Перу, а также надгробия, керамика, предназначенная для средних слоев мочика То есть в этой цивилизации началась не управляемая элитой «перестройка», которая привела к противостоянию в обществе В итоге чисто религиозная власть сменилась иной, утверждающей порядок и экономическую эффективность, что и привело к исчезновению Мочика как цивилизации
Галина ОСГЯКОВА, Вячеслав ОРЛОВ
НЛО #14(230),2002