Вундеркинды - кто они
Речь о чудо-ребенке возникает преж-це всего тогда, когда его необыкновенные способности обнаруживаются в чрезвычайно раннем детстве. Не-. редко такие дети проявляют поразительную интеллектуальную зрелость и опыт, которого не имеют даже взрослые. Во все времена людей интересовала тема вундеркиндов. До сих пор установлено,только существование части необычайных способностей, но явление само собой остается загадкой. Кто это - вундеркинд?
Мы потрясены, когда говорят о проявившейся в раннем детстве гениальности Паскаля, Лейбница и Гаусса. Известно еще множество других знаменитостей, ошеломивших своих современников. В справочнике Кристиана Исхера «Общийлексиконученыхлюдей»,вышедшем в XVIII веке, можем прочесть об итальянском поэте Торквато Тассо, что он произносил в шестимесячном возрасте V целые предложения, а трехлетним мальчиком мог уже читать и стал систематически заниматься учебой. По сохранившимся до наших дней документам, бесу спорноустановлено, что в тринадцать лет Тассо поступил в Болонский университет и стал там изучать философию, юриспруденцию и риторику.
Чаще других встречаются чудо-дети с музыкальными сверхспособностями. Широко известна феноменальность Ференца Листа и Вольфганга Амадея Моцарта в ранней молодости. Во второй половине XVIII века в салонах аристократов стало даже модным давать представления таких детей. Одним из таких любимцев высшего общества, выступающих в замках, как раз и был В.-А. Моцарт (род. 26 января 1756 г.). Пятилетнего Вольфганга признавали тогда самым исключительным чудо-ребенком всех времен, истинным чудом XVIII века. Он превосходно играл на клавесине, скрипке и органе, импровизировал, имел необыкновеннишую мукальную память и читал любую неизвестную ему партитуру.
Чем же отличаются современные вундеркинды? Одни поражают меньше, другие больше. Нас удивляет, когда читаем в газете о пятилетнем московском парнишке Алеше Панове, играющем наизусть произведения русской и западной классики, двенадцатилетнем армянском мальчике Давиде Арутюняне, поступившем на факультет кибернетики Ереванского политехнического института.
Гораздо большее удивление вызывает история молоденького румына Раду Постевару, который, будучи еще воспитанником детсада, мог уже дирижировать не хуже опытного дирижера, к тому же - на память.
«В детсаду он фыркал, когда должен был прекращать игры, чтобы пойти кушать. А вечером воспитательницы сидли в концертном зале и наслаждались его искусством, которым восхищаются любители музыки на Балканах и значительно дальше».
1 июня 1973 года Раду дирижировал на своем первом конкурсе, вызывая сенсацию не только в публике, но и вполне компетентном мире.
Знаменитые музыканты всего мира питают интерес к редкостному таланту. Бригада из Комитета радио и телевидения России прибыла в Иаси специально для того, чтобы записать концерт на видеоленту. Японцы сделали о мальчике короткометражный фильм. Лондонская филармония пригласила его в гости. История Эрика Васархали выглядит не менее поразительно, Уроженец Бельгии, потомок венгерской семьи, он родился, как и Моцарт, 26 января, только на 209 лет позже - в 1965 году. На рояле учился играть трехлетним ребенком. К четырехлетнему возрасту он изучил основную часть музыкальной литературы Запада. Пятилетним мальчиком, примерно как Моцарт, он начал давать концерты. К этому времени он достиг необычайной способности по чтению нот, справляясь с самыми трудными сонатами и концертами. Несмотря на маленькие руки, он овладел редкой техникой, восхищая слушателей своей оригинальной эмоциональностью и виртуозностью. Эрик импровизирует на чудные темы, пользуется изумительными каденциями и длинными пассажами. Мальчик выступал в бельгийском дворце, по радио и телевидению. Несмотря на молодость, он является исключительно приятным, глубокомыслящим человеком.
Негритянский мальчик из США Рэнди Скотт стал тоже в трехлетнем возрасте играть на рояле, но также научился владеть скрипкой. Четырехлетним мальчиком он дал свой первый концерт, исполнив несколько сложных произведений современной композиции. Сейчас ему 15 лет.
Бенито Паз, сын испанского сельского учителя, имеет совсем своеобразную способность: психометрическое восприятие.
Явление исследовано известным психологом Педро Ниэль, который сделал об этом соответствующий доклад на съезде ученых в Париже. Все началось с того, что, когда отец начал учить 4,5-летнего Бенито читать, мальчик проявил загадочное умение читать из закрытого букваря, положив его на стол, сквозь толстую обложку, словно перед ним лежал напечатанный текст. Сначала учитель удивился усердию мальчика, думая, что тот изучал все уже вне дома. Но когда отец однажды стал искать потерянную пуговицу от жилета, мальчик, проследив некоторое время за ним, заявил: «Пуговица находится в кармане твоего жилета в табачном мешочке!» Отец сунул руку в карман, и тут мальчик добавил, что видит в мешочке еще и четыре сигаретки. Тогда отец был потрясен.
Через месяц он уехал в Париж, взяв с собой Бенито,чтобы пойти с ним к доктору Ниэль на исследование. К изумлению ученого, мальчик с легкостью прочитал письма в закрытых конвертах, описал действие в соседней комнате за толстой каменной стеной и был даже способен оценивать состояние здоровья людей. Закрытые в металлическую коробку предметы он тоже характеризовал с поразительной точностью, угадывал их форму, величиной цвет... Джонатан Скотт родился в Вашингтоне в семье аптекаря. Трехлетним мальчиком он научился читать, а уже в пять лет он сидел часами за учебниками по химии своей старшей сестры. Когда озабоченная мать направилась с сыном к врачу, случилось неожиданное: мальчик завел беседу с врачом о проблемах органической химии. После этого необычайного визита врач обратился к своему другу - декану химического факультета Вашингтонского университета. В результате Джонатан стал одновременно учиться во втором классе начальной школы и на химическом факультете университета под руководством профессора Шуберта. По словам профессора, Джонатан обладал уже тогш знаниями на уровне аспирантуры.
Подобным же образом шгрясал учителей венгерский мальчииИмре Рач из города Бекеш, который мог с поразительной скоростью вычислять наизусть, не боясь и сложных задач.
Все это мы еще стараемся до какой-то степени понять, но что сказать про следующие случаи? Прочитав о них, некоторые даже могут потерять способность удивляться.
Американская девочка Уинфрид Сэкуилл Стоунер начала говорить в шестимесячном возрасте и знала в то время уже все цвета. Шестнадцатимесячным ребенком она умела читать, к двум годам научилась писать. Трехлетней девочкой она уже писала на машинке, четырехлетней выучила латинский язык и эсперанто в пять лет опубликовала свои заметки в газетах, владела восемью языками и к тому же была способна учить желающих некоторым бальным танцам,
В семь лет Уинфрид начала изучать греческую, римскую и северную мифологию. В высшую школу она поступила в девятилетнем возрасте, а в двенадцать лет стала уже доктором наук.
Тест разума дал ей 168 баллов. Известно, что результаты соответствующего теста в баллах бывают в среднем следующие: у дебилов 70-80 у среднего человека 100 у одаренных 100-120 у сверходаренных 120-140 С гениальностью дела обстоят несколько иначе. Гении могут не собрать фантастическое число баллов, но тем не менее они способны в некоторых областях добиться потрясающих результатов. Чаще всего, когда дело имеют с творческой личностью, тест бесполезен.
Кирилл БУТУСОВ
НЛО 49,2001
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|