Кровавые жертвы бога Юм-Чака
У потомков индейцев майя, живущих на полуострове Юкатан, существует легенда о священном колодце, в который много веков назад сбрасывали 17-летних девушек, принося их в жертву могущественному богу Юм-Чаку. При этом девушки якобы не умирали, а становились женами божества. Чтобы задобрить Юм-Чака, в колодец опускали и золотые украшения. Насколько легенда соответствует действительности? На этот вопрос пытались ответить многие поколения исследователей.
В 1836 году американский путешественник Джозеф Стефенс решил во что бы то ни стало найти загадочный колодец. В течение нескольких ме-сяцев Стефенс прорубался сквозь джунгли и преодолевал болота. И вот однажды удача улыбнулась путешественнику: он наткнулся на развалины древнего города, так густо опутанные лианами, что заметить их было почти невозможно. Позже оказалось, что Джозеф Стефенс обнаружил город древних майя - Чичен-Ицы.«Чи» по-индейски означает исток, а «чен» - колодец. Значит, уникальное сооружение находилось где-то поблизости! Однако обнаружить колодец тогда не удалось.
Спустя полвека еще один американец, Эдвард Томпсон, прочитал книгу Диего де Ланды «Сообщение о делах на Юкатане». Во времена покорения индейцев майя испанцами ее автор находился в тех краях, неся «дикарям» слово Божие. «У индейцев существовал обычай бросать в колодец живых людей в жертву богам во время засухи. Перед смертью на них надевали множество золотых украшений». Но если дело обстояло так, зна-
чит, на дне священного колодца лежат несметные сокровища! Охваченный желанием разбогатеть, американец отправился на Юкатан. Ему повезло больше, чем Стефенсу: буквально через несколько дней блуждания по джунглям он оказался рядом с вожделенным колодцем. Это было колоссальное сооружение, диаметр которого составлял около 60 метров. Почти до краев колодец заполняла вода. У Томпсона не оставалось сомнений: под водой покоится золото майя.
Выкупив у владельца землю, на которой находился священный колодец, Эдвард Томпсон принялся за дело. Он сам сконструировал и построил специальный землеснаряд, приобрел водолазное снаряжение и нанял рабочих. Индейцы неохотно соглашались работать на американца, опасаясь гнева Юм-Чака, у которого белый человек соби-
лся отобрать сокровища. "I аконец ковш землеснаря-1 да погрузился в колодец и ! вернулся, наполненный... грязью и придонным илом. Дни шли за днями, а результат поисков оставался прежним. Не желая верить в свое поражение, Томпсон сам проверял содержимое каждого нового ковша, перетирая грязь между ладонями, но его по-прежнему ожидало разочарование. Постепенно индейцы начали роптать: они устали выполнять бессмысленную работу, к тому же их продолжал терзать страх перед гневом Юм-Чака. Американец же, казалось, впал в транс - целыми днями он безмолвно стоял на краю колодца, отрешенно наблюдая, как погружается в воду ковш землечерпалки и возвращается, наполненный одной лишь грязью.
И вот, когда Томпсон готов уже был отдать приказ о прекращении работ, в ковше землесна-ряда что-то блеснуло. В радостном предвкушении американец опустил руку в грязь и вытащил... золотой диск с выбитым на нем рисунком. Наступили дни триумфа! Вновь и вновь погружался ковш в колодец и возвра-
щался, наполненный драгоценными предметами. Это были нефритовые статуэтки, драгоценные камни, золотая посуда и украшения... Но однажды ковш принес страшную добычу - его зубья зацепили человеческий скелет. Индейцы оцепенели от страха: «Мы отняли до-бычууЮм-Чака, -говорили они. -Свирепый бог покарает нас». С большим трудом -Томпсону удалось уговорить «дикарей» про-
Золотые амулеты, \ найденные на дне колодца \
должать работу, но теперь на поверхности появлялись лишь скелеты и отдельные черепа.
однако Эдварда Томпсона | не покидала уверенность в том, что на дне колодца еще остались драгоценности. Просто ковш не 'может их зацепить. Теперь дело было за двумя ловцами губок, которые приехали сюда вместе с американцем, но до сих пор сидели без дела. Облачившись в водолазное снаряжение, они погрузились под воду. Американец верил, что ловцы губок даже в кромешной темноте смогут нащупать ускользнувшие от землечерпалки драгоценные предметы. И он оказался прав. Пловцы поднялись на поверхность с мешками, набитыми золотыми статуэтками, керами-
ческими чашами с орнаментом, щитами с барельефными рисунками, дисками и ножами из обсидиана с ручками, усыпанными драгоценными камнями... После этого Эдвард Томпсон отбыл в США, где продал найденные сокровища музею Пи-бори Гарвардского ., университета. Вырученных денег хватило на то, чтобы он мог безбедно прожить всю свою жизнь.
Но история священного колодца на этом не закончилась. Ведь если жертвы Юм-Чаку приносились примерно с 450 года н. э. на протяжении тысячи лет, значит, Томпсон не поднял со дна и небольшой доли сокровищ майя, Поэтому в 1954 году в район древнего города Чичен-Ицы отправилась прекрасно снаряженная первая научная экспедиция, организованная Мексиканским национальным институтом антропологии и истории. Но, прибыв на место, ученые обнаружили, что вода в колодце окрасилась в кроваво-красный цвет. Индейцы, нанятые учеными для подсобных работ, тут же покинули страшное, по их мнению, место. Оказалось, что одно из преданий майя гласит: если кто-то посягает на сокровища Юм-Чака, божество превращает воду колодца в кровь. Человек, взглянувший на такую воду, вскоре умирает мучительной смертью. Оставшись без подручных, ученые все-таки решили продолжать исследование священного колодца. Они знали: красный цвет воды обусловлен тем, что в ней как раз начали гнить опавшие с деревьев листья, и это стало причиной размножения микроскопических водорослей. Именно эти водоросли и превратили воду в «кровь». Вскоре оказа-
лось, что техническое оснащение экспедиции не приспособлено для работы на большой глубине, да еще и в мутной воде, при нулевой видимости.
Лишь через 14 долгих лет экспедиция, вооруженная новейшим оборудованием и специальным средством, убивающим микробы, превращающие воду в «кровь», вернулась к колодцу древних майя. Через джунгли Юкатана прошел огромный караван из тракторов и автомашин, которые везли части 25-тонного подъемного крана, понтон и мощные дизельные насосы. На этот раз экспедицию ожидал ошеломляющий успех. Недалеко от колодца ученые обнаружили замаскированную кладовую, наполненную нефритовыми идолами и каменными фигурками богов. Благодаря мощным насосам, значительно понизившим уровень воды в колодце, на его дне удалось обнаружить базальтовые скульптуры ягуаров, по преданиям майя, служивших Юм-Чаку, множество золотых изделий, вазы, коралловые броши...
Однако главной сенсацией стало извлечение со дна трехсот человеческих скелетов, только пять из которых оказались женскими, остальные - мужскими и... детскими! Таким образом, легенда о том, что в дар божеству приносились 17-летние девушки, оказалась несостоятельной. По мнению исследователей, жертвы умерщвлялись возле колодца обсидиановым ножом и уже затем сбрасывались в воду. Кровью детей омывали фигурки богов, которые затем тоже отправлялись на дно колодца.
Предметы, обнаруженные в священном колодце, проливают свет на историю индейцев майя. Но многие страницы этой истории еще скрыты тьмой столетий. Именно поэтому новые экспедиции едут в окрестности Чичен-Ицы, к священному колодцу, скрывающему в своей глубине кровавые тайны древнего народа индейцев майя.
Юрий ЗОЛОТОВ
НЛО 38,2001