Священные горы
Около 3500 лет назад египетские завоеватели Нубии основали здесь город Напату, который в течение четырех веков обозначал южные границы их империи. Шли годы и годы, и после многочисленных войн прекрасный город стал главным культовым центром нубийского государства Куш. В VIII веке до нашей эры ку-шитские цари основали там XXV династию. Равнина со скалой и странной башенкой носила имя Чистая Гора и почему-то считалась у кушитов местом, где любил отдыхать бог солнца Амон, и, может быть, поэтому стала местом удивительного обряда, происходившего в момент коронации всех их правителей.
Подобно жившим на этих территориях египтянам, кушиты верили, что их царем может стать только истинный сын Амона. Поэтому после кончи-.ны предыдущего владыки все мужчины, претендовавшие на трон, должны были собраться возле храма, располагавшегося у остроконечной башенки. Перед храмом стояла статуя бога солнца Амона, считавшаяся оракулом. Мужчины по очереди подходили к безмолвному идолу. И лишь в тот момент, когда напротив статуи оказывался настоящий сын божества, она издавала трубный рев, означавший, что выбор небес свершился и отныне претендент становится законным царем Куша. Однако в течение всего своего правления монарх не мог быть уверенным в незыблемости своего положения. Дело в том, что по обычаю он должен был каждый год 20 марта в присутствии всех своих подданных приближаться к статуе Амона с тем, чтобы отец решил судьбу своего венценосного сына. Если идол встречал царя кушитов приветственным ревом, тот мог спокойно править еще в течение года. Если же статуя хранила молчание, это означало, что царь приго-1ривается к смерти. После вынесеному ему молчаливого приговора правитель отправлялся в свой дворец, где совершал самоубийство. Феномен «кричащей статуи» не разгадан учеными и по сию пору.
Сегодня равнина, на которой находится скала с башенкой, носит арабское название Джебель Баркаль. Еще в начале XX века некоторые археологи считали башенку Джебель Баркаля гигантской рукотворной статуей Амона, голову которой венчала царская корона. По их мнению, эта статуя, на протяжении зеков обдуваемая горячим ветром, постепенно утратила свои прежние очертания и сделалась похожей на небольшую скалу, напоминающую башенку. В 1941 году участники очередной археологической экспедиции, рассматривая башенку в бинокли, об-аружили у ее верхушки загадочные лсьмена.
В 1987 году руководитель экспедиции Бостонского музея изобразительных искусств Тимоти Кендалл решил взобраться на 85-метровую вершину. От скалы башенку отделяла расщелина. Забравшись по расщелине на скалу. археолог перебрался на заднюю поверхность башенки. Ему удалось установить, что башенка никогда не была статуей, а являлась природным образованием. Поначалу археолог испытал разочарование, но вскоре его усилия при подъеме на скалу были вознаграждены - на вершине скалы он обнаружил некогда покрытый позолотой памятник кушитскому царю Тахарке (690-664 гг. до н.э.), который был и последним кушитским фараоном Египта. Памятник находился в рукотворной нише с остатками кладки боковых стенок, защищавших это место от ветра. Кроме того, Кендалл попытался прочесть иероглифы на башенке. Поначалу ему сопутствовал успех: сделанные в VIII! веке до н.э..письмена прославляли победы Тахарки над врагами, приходившими с запада и востока. Через три столетия изъеденные эрозией надписи восстановил царь Настасен, имя которого с тех пор находится над основным текстом. Именно в то время на башенке появились новые письмена, смысл которых остался археологу непонятен. Тщательно срисовав их, Кендалл решил позже заняться расшифровкой. В отверстиях, окружающих более позднюю надпись, Тимоти обнаружил остатки бронзовых гвоздей. По его мнению, раньше на этих гвоздях крепилась пластина листового золота, сверкавшая в лучах солнца. Прошло девять лет, и Тим Кендалл отправился в новую экспедицию для того, чтобы создать точную современную карту древнего государства Куш. Кроме того, он надеялся все-таки найти разгадку иероглифов, которые так и не смог прочесть, несмотря на то, что привлекал к этой задаче многих специалистов. Казалось, кто-то намеренно использовал тайнопись для того, чтобы простые смертные не смогли понять смысл выдолбленного в песчанике изречения.
Археологи обследовали все обнаруженные храмы и пирамиды Джебель Баркаля и полученные данные • поместили в компьютер. Вскоре компьютер выдал трехмерную модель, благодаря которой мы теперь знаем, как выглядели сооружения Джебель Баркаля 2500 лет назад. Однако смысл иероглифов на башенке продолжал оставаться тайной.
За прошедшие тысячелетия храмы
Джебель Баркаля пострадали от песчаных бурь, разливов Нила и набегов так называемых любителей старины, однако, проводя раскопки, археологи до сих пор получают новые и новые сведения о кушитской истории. Множество сведений поступает и благодаря аэрофотосъемкам местности. На таких снимках видны два огромных святилища Амона, храмы, посвященные великим богиням, и до сих пор не раскопанный дворец, в котором и жили цари нубийского государства Куш.
И все-таки вопрос, почему куши ты считали Чистую Гору священ ным местом, долгое время оста вался открытым. Несколько лет назад рассматривая храмовые рельефы, относящиеся ко времени правления Тахарки, Кендалл заметил, что на многих из них изображена поднявшая голову кобра, которую египтяне называли уре-ем. Такая кобра считалась у египтян и кушитов символом царской власти, дарованной богом Амоном. Голову кобры венчал либо солнечный диск, либо корона Верхнего Египта. И вдруг неожиданная догадка поразила археолога. Ведь башенка, находящаяся рядом с основной скалой в Джебель Баркаль, удивительно похожа на королевскую кобру, поднявшуюся на хвосте. Верхушка башенки напоминает корону. Судя по всему, и египтяне, и сменившие их в этих местах кушиты считали гору домом Амона, а башенку-кобру символом его власти в долине Нила. Конечно, это лишь одна из гипотез, но не исключено, что именно благодаря уникальному природному образованию город Напата и стал священным городом храмов.
И тут Кендалл вспомнил про обряд выбора царя страны Куш. Почему он проводился именно во время весеннего равноденствия? Может быть, имеет смысл взглянуть на иероглифы в этот период времени? На следующий год 20 марта в Джебель Баркаль прибыла новая археологическая экспедиция под руководством Тимоти Кендалла. Все взгляды были прикованы к иероглифам, нанесенным на башенку. И в тот момент, когда первые солнечные лучи показались из-за горизонта, тень, падающая от остроконечной короны на голове «кобры», пересекла иероглифы. Кен-даллу показалось, что с его глаз спала пелена - он понял, что надпись на башенке не что иное, как послание фараона Тахарки к тем, кто в будущем займет его место на троне. Судя по всему, надпись раскрывает тайну «кричащей» статуи, но для того чтобы проникнуть в эту тайну, современным специалистам еще придется потрудиться.
Юрий ЗОЛОТОВ
НЛО 40,2001
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|