Трагедия разыгравшаяся 3700 лет назад
Всех подробноcтей трагедии, произошедшей на острове Крит в невообразимо далекой прошлом тридцать семь веков тому назад, - мы не узнаем никогда. Но о некоторых фактах можно говорить с полной уверенностью.
В тот роковой день весь остров содрогнулся от страшного землетрясения. В одном из минойских храмов верховный жрец попытался остановить неотвратимую развязку отчаянным, крайне редко совершаемым актом. Богам, во славу которых был воздвигнут этот укрытый в горах храм, он предложил наивысшую жертву - человеческую жизнь.
Но боги не приняли жертву. Едва жрец успел извлечь бронзовый ритуальный нож из глубокой раны на шее юноши, лежащего на жертвенном алтаре со связанными руками и ногами, как очередной мощный толчок обрушил крышу и каменные стены храма. Под обломками погибли и жрец, и двое служителей храма -юная девушка и пожилой мужчина, который нес в руках священную вазу, использовавшуюся для сбора крови жертвенных животных. Руины храма охватило пламя. В Древней Греции землетрясениям почти всегда сопутствовали пожары, потому что источниками света в помещениях в те времена служили масляные лампы.
Раскопать древний храм и восстановить картину происшедших в нем событий удалось группе греческих археологов. Возглавляли ее директор Музея Крита в городе Ираклионе, крупнейший знаток минойской культуры и религии Янис Сакелларакис, и его жена Эфи, научный консультант Американской школы классических знаний в Афинах. Открытие археологов, о котором стало известно в 1981 году, через три года после начала раскопок, произвело настоящую сенсацию, причем не только среди ученых, но и среди «простого народа» Греции. Впервые было : получено неопровержимое доказательство того, что во времена бронзового века, в эпоху минойской культуры, на Крите практиковались человеческие жертвоприношения. До тех пор всем грекам со школьной скамьи внушали, что древние жители Крита были приверженцами миролюбия и красоты, носителями высокой нравственности и что они содрогнулись бы • при одной мысли о таком ' РЯПЙЧОСКОМ ритуале, как ение в жертву че-'-•• 1--ской жизни. Однако в данном случае факт исполнения «варварского ритуала» был доказан весь- ;, ма убедительно. Расположение скелетов, заваленных рухнувшими конструкциями храма, неестественная поза одного из них и лежащий рядом жертвенный нож позволили ученым безошибочно О восстановить канву событий, происшедших в :
те далекие роковые мгновения.
Хэам представлял собой просторное здание, в нем было три отдельных помещения и коридор. В центральной части здания находился алтарь, представлявший собой грубо обработанный обломок скалы. Само святилище располагалось в долине среди гор с многочисленными, не очень глубокими пещерами. Окрестные жители называют эту местность Анемоспилия,что значит «пещеры ветров». Рядом с местом раскопок стоит современная деревня Арканес, а всего в семи километрах к югу находится главная археологическая достопримечательность Крита - развалины древнего города Кносса с великолепным царским дворцом. Этот город 5000 лет i Чаша тому назад был столицей Кносского царства
- могущественной морской державы, подчинившей себе большую часть Древней Эллады. Основал державу, по преданию, легендарный царь Минос, по имени которого и получила свое название миной-ская культура. Еще Минос прославился тем, что когда его жена, «согрешив» со священным быком бога Посейдона, родила чудовище, полубыка-получеловека - Минотавра, Минос запер его в лабиринте и обязал покоренные Афины регу-^лярно присылать на [ съедение чудовищу по семь юношей и девушек. Афинский ге-' рой Тесей решил избавить сограждан от этого кровавого бремени, он проник в лабиринт и убил Минотавра, а найти обратную дорогу из лабиринта герою помогла дочь Миноса, Ариадна. Провожая Тесея на подвиг, она дала ему клубок ниток, конец которого был привязан у входа в лабиринт(отсюда - «путеводная нить Ариадны»).
Уже в первые годы после начала раскопок храма было найдено большое количество предметов, позволяющих уточнить и дополнить существующие представления о религиозных ритуалах, культуре и быте людей, живших на Крите 3700 лет тому назад.
Археологам удалось собрать, а реставраторам сложить в единое целое найденные на территории храма фрагменты многих жертвенных и обиходных сосудов. В их числе собранная из ста пяти осколков ритуальная керамическая ваза,которую заполняли кроша принесенных в жертву животных и которую, судя по расположению скелетов на полу храма, служитель нес к алтарю, где лежал истекающий кровью юноша. Вазу украшает рельеф с изображением быка, раскрашенного в различные цвета. Изящная миниатюрная чаша в руках у Яниса Сакел-ларакиса также украшена сложным и мастерски выполненным рельеекоторые находки задали ученым непростые загадки. Одна из них -это женские фигурки-идолы, почему-то лишенные глаз. Их нашли в раскопе неподалеку от руин храма. Впервые такие нарочито примитивные фигурки были обнаружены на одном из мелких островков вблизи острова Делос, находящегося к северу от Крита в Эгейском море и известного руинами величественного храма бога Аполлона. Фигурки лежали между камней в ми- нойской гробнице. Предполагается, что они представляли собой либо жертвенное приношение богам, либо дар усопшим. Похоже, что перед тем, как положить фигурки на предназначенное для них место, их намеренно разбивали. С какой целью - пока тоже остается непонятным.
В очередной раз столкнулись ученые и с еще одной загадкой, уже много лет не дающей покоя историкам и лингвистам. На глиняных черепках, найденных при раскопках храма, нередко виднелись значки так называемого «линейного
письма А» крито-микенской письменности. Она принадлежит к самым древним системам письма, ей уже больше 6000 лет! Ученые проследили целых три этапа развития этой письменности: иероглифическое письмо, линейное письмо А и линейное письмо Б. Линейное письмо совершеннее иероглифического: в нем используются не рисунки (иероглифы), а условные геометрические знаки - прообразы букв. До сих пор специалисты сумели расшифровать только линейное письмо Б. В древности оно послужило основой письменности архаического греческого языка.
Немалую ценность - и в научном, и в материальном отношении - представляет найденное на территории храма золотое кольцо-печатка. На нем изображена богиня, а рядом с ней человек, пригибающий к ее голове ветви священного дерева, растущего около трехступенчатого храма. Не меньший интерес вызвали у историков минойской культуры и ожерелья, изготовленные древними ювелирами из золота, заморских драгоценных камней, а также из розочек, искусно вылепленных из окрашенного в синий цвет стекла, которое предварительно разогревали до пастообразного состояния.
Высокую оценку археологическим I находкам Яниса и Эфи Сакелла-* ракисов дал на страницах журнала «National Geographic» известный американский историк и писатель Джозеф Ол-соп, большой знаток Древней Греции, автор ряда публикаций о культуре и быте ее народов в эпоху бронзового века. По его мнению, открытия греческих археологов неизбежно приведут к пересмотру многих представлений об укладе жизни киприотов, живших на острове в далеком прошлом.
Вадим ИЛЬИН
НЛО 41,2001
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|