Мумии животных рассказывают о Египте
Ученым известны примеры мумификации домашних питомцев. В мумии превращали священных животных - крокодила и болотную птицу ибис, а также части животных, для того, чтобы их мясо служило пищей человеку в его загробной жизни. Но, как сообщила Икрам на одном из последних экологических симпозиумов в Далласе, ученые не уделяли достаточного внимания мумиям животных, они оставались практически не изученными. Известен случай, когда моряки европейских стран использовали мумии кошек в качестве балласта на судне, а по прибытии в порт эти реликвии измельчались и продавались фермерам как удобрение.
«И только сейчас, - утверждает Салима Икрам, - ученые, исследуя мумии животных, начинают догадываться, что те способны «рассказать» очень многое». Изучая мумии, можно сделать выводы о климатических и природных условиях в районе реки Нил, существовавших несколько тысяч лет назад. Известно, что более миллиона ибисов было похоронено на кладбищах в Хермополисе. Из-за засушливого климата пустыни в современном Египте подобные разновидности птиц уже не существуют. Многие виды мумифицированных рыб, хранящиеся в коллекциях музея Каира, не обитают в настоящее время в Ниле. Изучая фактуру и сохранившиеся природные частицы мумий, ученые могут узнать о том, какие растения преобладали на территории Древнего Египта.
Службы ритуальных услуг, изготавливавшие мумии человека, предлагали мумифицировать также и животных. Этот процесс был достаточно кропотливым и долгим. Вначале му-мификатор вынимал внутренние органы, затем тело натиралось специально приготовленным раствором, который способствовал его обезвоживанию. После нескольких недель его тщательно вытирали, обмазывали маслом, и тело было готово к «вечной» жизни. В настоящее время ученым уже известна технология мумификации, но некоторые методики остались пока не объясненными.
В музее Каира группа специалистов во главе с Икрам занималась изу-
чением процесса изготовления мумий кроликов. Большинство экспериментов прошли успешно. Но один кролик взорвался через три недели после обработки его раствором натра.
Среди коллекции в Каире находится высокохудожественный каменный саркофаг с выгравированной сбоку кошкой. Слишком длинный даже для хранения мумии человека, этот саркофаг стал последним пристанищем любимой кошки одной из принцесс. Как считает Фрэнк Юрко, специалист по Египту, в одном из музеев Чикаго надпись на саркофаге связывает кошку с богом Осирисом. Любимые питомцы богатого египтянина часто сопровождали хозяина в его загробной жизни.
В гробницах мумий домашних животных было все для их комфортного существования. На картинах внутри гробов часто рисовали собак, преследующих добычу; обезьян, поедающих лучшие фрукты; кошек, играющих с мячиком, и даже ножки стола, чтобы они могли поточить коготки. Возможно, домашние питомцы умирали естественной смертью. Ведь, по словам Икрам, при просвечивании рентгеновскими лучами у мумий животных не было обнаружено никаких травм. «Я никогда не видела мумии любимых животных, убитых преднамеренно», -говорит она.
Однако известно, что с другими животными обращались гораздо хуже. «Большинство мумифицированных животных было убито при ритуалах служения богам», - утверждает Юрко. Ибисы в Гермополисе были принесены в дар богу Тоту, так же как и тысячи мумифицированных бабуинов. В Саккаре, старинном «городе мертвых», около 10 000 кошек
были прйде&ены в жертву богине Бас-тет. Котятам при этом просто свернули шеи. Огромные кладбища животных располагались на территории Египта около 700 лет до нашей эры. В этот период почти нет таких животных, которые избежали бы жестоких расправ. Им подверглись гуси, ящерицы, скорпионы, обезьяны и, по словам Юрко, «почти все виды животных, которые вы можете представить».
Наряду с домашними и дикими в жертву богам приносились священные животные. Древние египтяне свято верили в то, что бог находится в теле животного при его жизни, а после смерти переходит в другое тело. И поэтому хозяин питомца уделял большое внимание его мумии. Особой заботой в Древнем Египте были окружены священные быки культа Аписа. Люди верили, что эти животные являются физическим воплощением бога Осириса на земле. Икрам полагает, что при их мумификации внутренние органы не вынимали, а лишь отделяли друг от друга, обрабатывали и затем возвращали на свои места. Сухожилия передних ног быкам часто обрезали, и таким образом животные могли находиться в саркофагах в позе сфинкса.
Служители культа крокодила также мумифицировали своих идолов. В коллекции музея в Каире находится искусно выполненная мумия рептилии примерно шестиметровой длины. Античные авторы, такие как Геродот, упоминали о том, что крокодила как священное животное часто украшали серьгами и браслетами.
Мумифицировали также части животных - они служили едой для умершего человека. Эти «съедобные» мумии захоранивались не на специальных священ-
ных кладбищах животных, а вместе с людьми. Рентген некоторых бесформенных свертков показывает, что внутри находятся великолепно сохранившиеся утки, воловьи хвосты, мясные ребрышки. Вся дичь разделывалась таким образом, чтобы из нее было удобно приготовить пищу. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что жители Древнего Египта любили мясные блюда.
Иногда внутри бинтов вместо мумий животных находят всего лишь несколько костей. Рентген одной из мумий крокодила показал, что ее голова была завернута в бинты, предназначенные для хвостовой части. По мнению ученых, некоторые мумификаторы «халтурили», невнимательно и не слишком уважительно относясь к этапам дорогого и трудоемкого процесса сохранения тела.
Ольга КУЗЬМЕНКОВА
Мир приключений и путешествий 8,2001
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|