Беловодье - тайна затерянной страны
|
Легенды о землях, где простому человеку живётся привольно и сытно, существовали не только у бесправных русских крестьян. Поскольку и в Средние века, и в более позднее время жизнь простого человека была достаточно тяжела, на поиски «райских земель» отправлялись с завидной регулярностью как одинокие путешественники, так и целые сообщества единомышленников. В основном, конечно, эти поиски имели религиозную подоплёку. И, скажем, в древности совсем не христианскую. |
Та счастливая страна, которую искали в начале распространения христианства европейские народы, была по сути языческим раем. Последние язычники Европы, спасаясь от своих гонителей, бежали подальше от миссионеров, оседали на новом месте, но сохраняли память о своих жреческих центрах — о том, как они выглядели, где были расположены, какие обряды и как там проводились. У славян, как и других язычников, имелся свой рай, который назывался Ирием. Там текла белая Молочная река, которая получила в отечественных сказках кисельные берега. Жизнь у насельников этого рая была, конечно, безбедная, но попасть туда можно было только после смерти. Или же обманув смерть и прокравшись в этот Ирий тайными тропами. Эта языческая легенда наложилась со временем на библейские сказания, и к XVII веку Ирий стал христианским раем, а география расположения языческих центров — географией сокрытых земель. |
Именно к XVII веку относятся первые сказания о Беловодье. В том столетии московское православие переживало не лучшие времена: благодаря реформе патриарха Никона страна разделилась на два лагеря — тех, кто крестится тремя перстами, и тех, кто двумя. О «двоеперстных» говорили, что они крестятся так, точно берут пальцами какашку. Однако победили в этом церковном споре «троеперстные», а всех остальных посчитали старообрядцами, раскольниками, то есть еретиками. Им пришлось бежать, чтобы сохранить жизнь, в глухие места, куда ещё не дотянулась царская власть — на Урал, за Урал, в Сибирь. Они-то и сложили легенды о благословенной земле, которая родит зерно сама по себе, где все живут долго и счастливо, не зная ни нужды, ни болезней, и где властвует по обычаю предков патриарх истинной веры. В легендах страна называлась по-разному — и просто «Счастливой землёй», и «Страной Запретной», и «Страной Животворящего Огня», и «Страной Светлых Духов», и «Страной благоденствия», и «Страной истинной справедливости», но чаще — «Страной Белых Вод и Высоких Гор» или «Страной Белых Вод за высокими горами». К концу XIX века длинное название вдвое укоротилось, и эта заветная земля получила имя — Беловодье. |
Существует поздняя интерпретация легенды о Беловодье, записанная у старообрядцев в 1893 году. «Первые» сведения о столь замечательной земле легенда относит к правлению крестителя Руси Владимира Красное Солнышко. Якобы князь прослышал, что где-то имеется такая чудесная страна, где все счастливы, и отправил туда посольство, возглавляемое священником Сергием. Тот не знал, где искать это Беловодье, но после долгих молитв, вещих снов и бесед с мудрецами выяснил, что эта земля расположена на востоке, только не всякий её найдёт, потому что путь в неё открыт только праведникам. Сергий и всё его посольство оказались праведниками. Они нашли Беловодье, но домой вернулся один только Сергий — не то через 21 год, не то через 56 лет. Остальные путешественники либо погибли, либо отказались возвращаться. Ко времени появления этой легенды староверы уже два века искали Беловодье. |
Пути на север и восток |
Первыми искателями Беловодья были старообрядцы, бежавшие с Соловков, куда их сослали. Известно, что они отправились на поиски заветной земли и на кораблях по Ледовитому морю-океану, и по суше. Конечный пункт их маршрута неизвестен, однако осталась запись, что место, именуемое Беловодьем, расположено «в глубине окияна-моря» на 70 островах со множеством озёр и сокрыто «за высокими горами». Ни слова об изобилии и вечной молодости. Правда, указано, что проходить кораблям нужно между Зосимой и Савватием, а дальше — через море. Последующие искатели Беловодья пытались следовать маршруту, но ничего, кроме арктических льдов, не нашли. Правда, настораживает одна деталь: часть людей отправилась в Беловодье посуху. Куда? Тут мнения насчёт конечного пункта расходились: от челнов, которые ожидали сухопутных путешественников в условленном месте, чтобы переправить на острова, до пешего перехода на восток за Уральские горы. Но чем больше оба пути изучались, тем больше сомнений возникало. |
Постепенно сложилось мнение, что и бежавшие морем ушли в страну, расположенную всё-таки не среди льдов, а в Сибири, Монголии или даже на Тибете. И Сибирь, и Монголия, и Тибет хорошо соответствовали главной географической привязке — страна на востоке. Только район поисков оказался непомерно велик. Веком позже «морская» версия полностью исчезла из обихода. Зато среди крестьян появилась легенда с точным указанием, куда стоит двигаться: по пути монголов на восток до их родины, назывались даже ориентиры — солёное озеро Лобнор и хребет Куньлунь. |
Рерих, путешествуя в поисках Шамбалы, приводит другой староверский маршрут, ведущий на Алтай, — пройти между Иртышем и Аргунью до солёных озёр, оттуда до гор Богогорше до Кокуши, а потом перевалить через Ергор за снежные горы в священную долину. Вроде бы предки тех старообрядцев, с которыми говорил Рерих, ходили в Беловодье, но всегда возвращались, поскольку им не разрешали там остаться. Для Рериха Беловодье и Шамбала были идентичны, так что беды староверов он объяснял просто — те шли в Беловодье за счастливой жизнью, а попадали в Шамбалу, куда ходят за знаниями и высшим откровением. |
Впрочем, инок Марк, современник тех старообрядцев, которые перепутали Шамбалу и Беловодье, помещал заветную страну и вовсе в некоем Опоньском царстве. Путь туда он указывал такой: «От Москвы на Казань, от Казани до Екатеринбурга, и на Тюмень, на Каменогорск, на Выборскую деревню, на Избенск, вверх по реке Катуни, на деревню Устьюбу, во оной спросить странноприимца Петра Кириллова». Последний якобы приведёт к пещерам и заснеженным горам, от которых нужно идти 44 дня прямиком в Китай через пустыню Гоби до самого моря, а потом уж совсем просто — сесть на корабль и переправиться в Опоньское царство, расположенное на 70 островах, там и есть Беловодье. Иными словами, чтобы попасть в Беловодье, нужно посетить… Японию! Крайний восток для русского человека. |
Алтайское чудо |
Ни Крайний Север, ни неведомая Япония русских крестьян ничуть не прельщали. Зато более близкий и доступный Алтай считался самым подходящим местом для сокрытой страны всеобщего благоденствия. Основной исход старообрядческого населения шёл именно туда. Если в XVII-XVIII веках староверы бежали в Астраханскую губернию или Жигули, а то и в сопредельные страны, то в XIX столетии — практически однозначно на Алтай. |
Свои селения они основали в Уймонской долине и в долине реки Аккем, которая вытекает из озера Аккем, расположенного у самой горы Белухи. Между прочим, Аккем переводится как… «белая вода». Так что раскольничье Беловодье действительно стояло на «белой воде». А на одной стороне горы Белухи даже был участок камня, никогда не заметаемый снегами, очертаниями он очень напоминал Богоматерь. |
Никакого райского сада или страны всеобщего счастья там не было. Места, если честно сказать, были дикие. Староверам пришлось их осваивать. Но там не было власти церкви и царя, там были трудная жизнь и относительная свобода. Что ещё нужно человеку для счастья? Чтобы не бояться верить в то, во что веришь, и жить так, как считаешь правильным. Пусть и не в райских кущах. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|