Хэллоуин. Из поганых болот чьи-то тени встают
|
Завтра, 31-го октября сгущающиеся сумерки начнут настораживать прохожих. На улицах то тут, то там начнут проступать очертания зловещих призраков с огненными глазами, над автомагистралями повиснут ведьмы, по улицам городов мира, в том числе и российским, потянутся вереницы вурдалаков и зомби. Нет, это не голливудский апокалипсис. Это Хэллоуин. |
С приветом от древних кельтов |
Хэллоуин пришел в Россию из США. Однако, как известно, культура США собственных корней не имеет. И истоки Хэллоуина зародились еще на севере Европы. История Хэллоуина насчитывает не менее двух тысячелетий. Свое начало он берет в кельтской мифологии как «фестиваль мертвых», отмечался в последний день года по кельтскому календарю, который приходится на 31-е. Экономика древних кельтов, обитавших на землях современной Великобритании и северной Франции, базировалась на скотоводстве. |
Поэтому их календарь был привязан к циклу сельскохозяйственных работ. В октябре собирали урожай, овец пригоняли на ближние пастбища, весь рогатый скот следовало подготовить к зиме, а завершение сельхозработ знаменовало конец старого годового цикла и зарождение нового, открывающегося холодным и темным сезоном, ассоциирующимся с процессом угасания жизни – смертью. Именно поэтому на 31 декабря приходится самый главный кельтский праздник Самхэйн, названный так по имени страшного языческого князя тьмы и повелителя мертвых, который в это время брал в плен Солнце (верховное божество). |
Для кельтов это была самая страшная ночь в году. Согласно их мифологии, в ночь Самхэйна не только лето сменялось зимой, а день – ночью, но и жизнь – смертью, а все барьеры (по их представлениям) между материальным и сверхъестественным, миром живых и миром мертвых временно размывались, и между ними открывались ворота в прошлое и будущее. Время и стихии становятся доступны в настоящем, а человек на время имеет возможность выйти за пределы своего времени и осознать свое место в бесконечных коридорах бытия и может с наибольшей легкостью проникнуть в мир теней. Однако переход в другое пространство или время рискован и опасен, сопряжен с болью и страданиями. В эту ночь стражи прежде неприступных границ мира людей и мира сидов (волшебных существ, настроенных по отношению к людям нейтрально или враждебно) и люди могут проникать в миры друг друга. Демоны, тени хранителей врат в преисподнюю, вся нечистая сила покидает свои рубежи и устремляется на землю, смешиваясь с живыми и принимая разные обличья: вселялись в животных, а самые опасные – в котов. Она несет с собой беды, угрожает уничтожить скот и урожай. Кельты также верили, что на Самхэйн к ним не только приходили демоны, но и призраки умерших в течение года людей возвращались к родным очагам. Поэтому 31 октября люди одевались так же, как эти существа, дабы те не причинили им вреда. А чтобы задобрить демонов, кельты делились с ними частью своего урожая, принося в жертву животных, овощи и фрукты. |
С этой же целью друиды (жрецы племен, являвшихся, по одним версиям, учеными, поэтами и духовными вождями, а по другим – еще и неким мистический орденом, контролировавшим все аспекты жизни кельтского народа) собирались в дубовых рощах на вершинах холмов (кельты считали дубы священными деревьями). Там, вдали от людей, они разжигали огромные костры, отдавая честь умершим сродникам, освещая им путь и отвлекая демонов от своих жилищ. Исследователи истории кельтов полагают также, что в день Самхэйна люди тушили весь огонь в домах, чтобы наутро, когда празднество заканчивалось, разжечь очаги от углей священных костров друидов. В течение всей зимы этот огонь согревал и защищал дом от нечистой силы. Там же, уповая на поддержку потусторонних сил, жрецами совершались гадания и делались «предсказания» на будущее. Страх перед холодной неизвестностью грядущей зимы и полная зависимость от свирепых природных условий делала эти жертвоприношения и «пророчества» своеобразной гарантией определенности на период зимовки. |
От кельтов праздник унаследовали ирландцы, которые привнесли в него главную особенность современного Хэллоуина – ритуал «Trick or treat» («Пакость или подарок»). К 43 году первого века, когда римляне завоевали большую часть кельтских земель, населявшие их племена праздновали Самхэйн уже на протяжении нескольких веков. |
В результате 400-летней интервенции Рима Самхэйн слился с двумя римскими праздниками: Фералия (Feralia) и Помона (Pomona). Первый отмечался в феврале и был связан с поминовением усопших. Второй праздновался в честь Помоны – богини деревьев, фруктов и растений. Символом Помоны служило яблоко – атрибут, дошедший до наших дней и вошедший в современные обряды Хэллоуина. Когда христианские миссионеры пришли на острова Британии и Ирландии и начали вытеснять древний языческий культ друидов, местным племенам пришлось приспосабливать свои традиции под новые порядки. |
В 601 году Папа Григорий I издал эдикт, в котором рекомендовал миссионерам не искоренять ритуалы возжигания аборигенами ритуальных костров, но поддерживать, если местные жители согласятся посвящать их Христу. Схожую трансформацию претерпели и другие традиционные представления кельтов о мироздании – сиды теперь стали ассоциироваться с бесами и дьяволом, а кельтская преисподняя – с христианским адом. Подобная политика Церкви, разумеется, не искоренила народное оккультное мировоззрение и древние мистические практики, но привела к тому, что их последователи стали восприниматься обществом как колдуны и ведьмы (именно поэтому, начиная с эпохи Средневековья, чернокнижники и их последователи выбрали ночь Самхэйна для проведения своих шабашей). |
Для окончательного же искоренения языческого фестиваля Самхэйн в 835 году Папа Григорий IV перенес с 13 мая на 1 ноября празднование Дня всех святых (All Saint’s Day, или Hallowmas, или All Hallows), день, когда чествовали святых и мучеников, у которых не было своего праздника в течение года. Канун Дня всех святых – ночь Самхэйна – получил в средневековом английском языке название All Hallow’s Even, или All Hallows Eve («вечер всех святых»). Позже его стали называть Hallowe’en, и в конце концов – Halloween (Hallow E’en). В 1000 году Церковь объявила 2 ноября Днем всех душ (All Souls Day). Поминки же проходили в виде карнавальных шествий, участники которых облачались в костюмы ангелов и дьяволов и жгли большие костры. Все три даты – канун Дня всех святых (31 октября), День святых и День всех душ – назвали Хэллоумасом. |
Современные черты Хэллоуина окончательно сформировались уже в XIX веке, когда европейцы открыли Новый Свет. На «континенте свободы» древние представления о пробуждении орд бесов буквально обрели второе дыхание – в канун Хэллоуина по многим городам США прокатывались волны акций мелкого вандализма и бесчинств. В результате к 20-м годам прошлого века лидерам бойскаутского движения пришлось инициировать встречное движение по восстановлению «культурных» форм празднования под лозунгом «За здоровый Хэллоуин!» («Sane Halloween!»). Были возрождены маскарады и обряды выпрашивания конфет. Естественно, что движение нашло горячую поддержку у кондитеров и производителей праздничной атрибутики. Хэллоуин так и не стал в США официальным праздником, хотя и считается самым массовым после Рождества. |
«До сих пор, – пишет настоятель новосибирского собора св. Александра Невского отец Александр Новопашин, – считается, что в ночь Хэллоуин над землей властвуют темные силы, и, чтобы они не натворили бед людям, их надо задабривать дурными криками, кривляньями, карнавальными шествиями, буйством. Люди предстают в образе бесов и ведут себя соответствующим образом, чтобы духи тьмы не догадались, кто перед ними на самом деле. Однако немногие в этот момент задумываются о том, что, перенимая образы сатанинской нечисти, а с ними в некоторой степени и бесовское мироощущение, уподобляют себя бесам и тем самым унижают и уничтожают свой образ, данный им Богом!» |
Следует отметить, что Хэллоуин очень популярен и среди сатанистов, новоявленных ведьм и колдунов. Надо сказать, что в самом названии праздника содержится игра слов – Halloween (праздник Всех Святых) и созвучное Hell (ад). И именно в этот день сатанисты устраивают свои «черные мессы». Именно поэтому, замечает о. Александр, в самих США многие считают Хэллоуин праздником сатанистов. |
Действительно, сатанизм и его атрибутика пронизывают буквально все в «светском» праздновании Хэллоуина. Участники «торжеств» одеваются вурдалаками, вампирами, привидениями, монстрами, смертью с косой, арестантами с кандалами. Во время «праздника» принято обязательно пить томатный сок, символизирующий человеческую кровь. В последнее время «понарошку» даже устраиваются казни и повешения. Неудивительно, что все это крайне негативно сказывается потом на психике подростков. И, что самое печальное, их отношении к христианству. |
В ночь на 1 ноября ватаги юнцов начинают слоняться по улицам, переворачивая скамейки и мусорные урны, разбивая рекламные щиты, протыкая колеса стоящих во дворах автомашин. А порой эти беснования заканчиваются еще печальнее. Здесь на память приходит наш отечественный аналог с бесчинствами, когда похожим образом безобразничают – так называемая «ночь творила», ночь перед «Иваном Купалой». |
Профессор для учителей |
Как отмечает доктор психологических наук, главный специалист Психологического института Российской академии образования, профессор В. В. Абраменкова, участие в хэллоуинских беснованиях учителей и администрации школы снимает воспитанное в течение сотен лет уважительное отношение маленьких – к старшим, учеников – к учителям, способствует проявлению самых низменных инстинктов и потребностей в разрушении, агрессии, разврате. Школа – не место для подобных привнесений и «традиций». Многие учителя после проведения праздника отмечают возникающие большие сложности в проведении учебно-воспитательного процесса, лишь спустя недели оказывается возможным большими усилиями вернуть детей в нормальное русло общения и взаимодействия на уроках. |
Что происходит с ребенком в процессе подготовки и «празднования» Хеллоуина? Наличие в Хеллоуине ярких образов, отчетливой символики и бессознательных смыслов, носящих архетипический характер, а также групповой эффект совместного действа, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее психо-физическое, эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно на младших школьников и подростков. Разрушительными последствиями этого процесса оказываются: общая деморализация сознания современных школьников – участников Хеллоуина. Здесь происходит подмена и переворачивание общечеловеческих представлений о Добре и зле, Красоте и безобразии, Истине и лжи. В самом названии Хеллоуина как «дня всех святых» (что является ложью – никакая церковь не празднует этот день 31 октября) осуществляется беззастенчивая спекуляция на уважении россиян к Православной Церкви, святости, святым. |
Также профессор В. В. Абраменкова говорит о том, что снимаются естественные для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека, по поводу использования даже в игровой форме человеческих экскрементов и крови жертв в качестве лакомства, по поводу вандализма и пр., что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка. |
Осуществляется «вестернизация» детского сознания: навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных «развлечений», реставрация древних культов служения силам зла под видом «Дьявольского карнавала». Все это осуществляется в школе и даже в университетах при забвении собственных традиций и культурных форм, в частности праздников, календарных обрядов, обычаев. |
Идет полным ходом демонизация сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, «голоса», одержимость бесами – вот следствия последействия Хеллоуина. Именно с этим сталкиваются детские врачи, психологи, психотерапевты на приемах и священники на исповеди спустя много недель после 31 октября. |
Происходит активная танатизация сознания (от греч. танатос – олицетворение смерти). Воспевание культа смерти не только в карнавальных костюмах палачей и серийных убийц типа Джека-Потрошителя, но и в наборах сладостей в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов и «прикольных» конфет из экскрементов. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности. |
Танатизация как патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязываемая по сути и Хеллоуином, и всеми СМИ, несет в себе еще одну серьезную опасность. Психо-семантический анализ изобразительных средств в Хеллоуине показал их несомненную связь с содержанием рисунков малолетних правонарушителей – подростков-убийц и самоубийц: их навязчивое рисование черепов, могильных крестов, виселиц, предметов пыток и орудий убийств. Этот анализ свидетельствует о том, что сходная семантика смерти как показатель определенной психологической готовности субъекта к ситуации насилия влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы поведения. |
Надо сказать, что настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале ХХ века была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница — возраст пять – шесть лет! |
Вдоль поганых болот на самом деле чьи-то тени встают. И пугать деток бабайкой не нужно. Они уже здесь |
Таким образом, влияние такого мероприятия, как Хеллоуин, на детское сообщество, особенно в стенах школы, ведет к росту неконтролируемых, девиантных форм поведения и к психопатологическим реакциям. Соответственно, необходимо раскрыть педагогам подлинный смысл этого мероприятия и его последствий; считать недопустимым его проведение в стенах школы ни с учебно-воспитательной, ни с духовно-нравственной точек зрения. Необходимо возродить в стенах школы формы традиционной игровой культуры детей и подростков. Необходимо создавать новые формы совместных (дети-педагоги-родители) школьных праздников в соответствии с базовыми ценностями отечественной культуры (например, организовать конкурс на лучший проект праздника класса, школы 31 октября и пр.) |
Что грозит основам государства? |
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель церкви святого великомученика и целителя Пантелеимона в селе Колчаново Ленинградской области, отметил, что, конечно, запреты действенны. «Вообще нужно всем православным людям запрещать принимать участие в «праздновании» под угрозой отлучения от причастия, потому что это фактически неприкрытая пропаганда сатанизма. Если в День святого Валентина пропаганда свободной любви или в День святого Патрика пропаганда пьянства все же как-то завуалированы и в этих праздниках еще можно видеть их добрый корень, то Хэллоуин – в чистом виде сатанизм без маски. И он должен быть запрещен или вытеснен в иные сферы, где есть сатанисты, куклы Вуду и прочие прелести этого псевдодуховного направления. Конечно, даже не может идти речи о каком бы то ни было сотрудничестве деятелей, проповедующих этот «праздник», с учебными заведениями. По закону государство у нас отделено от религии, от сатанизма в том числе. Тут нужна последовательность, и хочется только поддержать противостоящих Хэллоуину духовных и светских лиц: они действуют верно и правильно. Более того, от высшего церковного руководства должны последовать разъяснения и жесткие санкции», – продолжил он. |
«Сатанизм приводит к уничтожению всего, к чему прикасается, это неоднократно было не только в Европе, но и в России, где в 20-е годы уничтожение всякой морали приобрело такой формат, что сами большевики были вынуждены срочно сворачивать пропаганду сатанинских псевдоценностей, иначе это грозило основам государства. Это очень опасные и крайне деструктивные явления. Полумеры в борьбе здесь не пройдут. И долго делать вид, что это что-то веселенькое, не удастся. Это чисто вражеский формат, пришедший к нам с конкретной задачей разрушения нашего духовного сознания, культурного кода. И любой нормальный человек со мной согласится», – заключил о. Артемий. |
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, задается вопросом: «Что мы можем запретить, если люди любят сатану?» «Другое дело, что для нашей системы образования, воспитания недопустимо поддерживать этот праздник. Но если кто-то обязательно хочет праздновать, что тут сделаешь? Это как вопрос: можем ли мы запретить педерастию? Не можем. А как к этому относимся? Крайне отрицательно, потому что это грех содомский. Так и тут: мы можем говорить, что каждый волен, но если мы хотим сохраниться как общество и государство, а Церковь хочет сохранить своих чад, то она обязана ставить предел распространению такого явления. Совершенно нормально и здраво так делать», – продолжил он. |
«А что это никакой не маскарад и не безобидный праздник, а действительно явление бесовское, сомневаться абсолютно не приходится. Либо ты с Богом, либо против него. И прямая обязанность нас, священнослужителей, стоять против того, что разрушает души людей. Будьте верными до смерти, как завещал Господь», – заключил о. Александр. |
Римо-католические епископы Польши также заняли позицию, осуждающую Хэллоуин, говоря, что это языческий праздник, опасный для детей по причине его диавольского характера, и обратились к верующим с просьбой отказаться от него. Так, архиепископ Анджей Дзиега направил пастырское послание христианам своей епархии. В нем говорится, что за увеселениями Хэллоуина скрывается намерение подорвать христианскую жизнь. Хэллоуин представляет собой ряд трюков, насаждающих в детях диавольские установки, способные подорвать нравственную и религиозную жизнь людей. |
Действительно, на первый взгляд кажется, что забавное переодевание в вампиров, вурдалаков, колдунов, демонов и т. д. – не более чем фарс, достойный homo ludens (лат.: человек играющий), ибо в нем человек высмеивает проявления оккультного. На деле же то, что запечатлевается в чистом уме детей, – это привыкание к магии, оккультному миру, способному разверзнуть демонические горизонты, к колоссальным сверхъестественным силам, превращающимся в лейтмотив жизни детей. |
«Высмеивание демонов является ничем иным, как приучением к их присутствию, вырыванием их из вечного царства ада и превращением в компашку симпатичных персонажей, которых всегда можно пригласить на ужин. Диавол, человекоубийца с самого начала истории, становится, таким образом, компанейским парнем, заслуживающим чуть ли не сочувствия из-за того невезения, которое с ним стряслось. Отсюда прямая дорога к навязчивым идеям, одержимости бесами, черной магии, сатанистским ритуалам, ритуальным убийствам, самоубийствам, психическим болезням, серийным преступлениям. |
Взрослые (да и то не все!) могут отличить вымысел от реальности, фильм от жизни, иллюзию от правды. Но дети живут в мире воображения, где визуальные ориентиры обретают жизнь в их уме и становятся образцами для подражания. Мы уже не удивляемся, что некоторые дети хотят стать колдунами, магами, вампирами или даже бесами. И некоторым это даже удается. |
Таким образом, смертельное для человека насилие вводится в общество через парадную дверь под предлогом развлечения. Вместо того, чтобы изгнать бесов из человека и обитаемого мира и отослать их в места пустынные, как это происходит в Крещении и при чтении молитв святого Василия, их зовут, сажают за стол и «воплощают» с помощью облачений и жуткой жестикуляции, подражают им в поведении, и они, конечно же, продолжают оставаться тут долгое время. |
Хэллоуин – не языческий праздник, он содержит много отсылок на христианство и является праздником диавольским» – пишет священник Иоанн Валентин Истрати, главный редактор портала «Doxologia» (Митрополия Молдовы и Буковины). |
«Кто-нибудь скажет, что Хэллоуин быстро приходит, а уходит еще быстрее, как запах тыквы и чеснока. Но что остается в подсознании детей, так это та колоссальная допустимость диавола, который приходит всегда, стоит только позвать его в жизнь людей. Нравственный дрейф, банкротство веры, превращение человека в зверя, а затем и в беса с помощью технологической цивилизации, убийств, поголовной депрессии, стадного менталитета – все это отрасли нечистого духа, которого две тысячи лет изгоняли из жизни людей Святыми Тайнами, а теперь в честь праздника вызывают в сердца тех, кто последует ему, сам того не зная. |
Хэллоуин является, таким образом, приобщением к аду, мраку, магии, демонизму, шаманизму, мракобесию, вампирам, вурдалакам. Однако ни один дух даже не заикнется о бесконечной и вечной боли, об огне неугасающем, скрежете зубовном, черве неусыпающем, об одиночестве без конца. Точно так же Литургия есть приобщение к раю, Жертве Непорочной, молитве напряженной, это анамнез любви, участие – через благодать, историю и вечность, тесно, неразрывно связанные – в Теле Христовом, Распятом и Воскресшем ради людей, навсегда. Может, кто-нибудь думает, что можно будет нарядиться диаволом и пойти на вечную Литургию? Итак, на Литургию, а не на Хэллоуин!» – отмечает о. Иоанн. |
В США научились из всякого массового действа выжимать максимум денег. Хэллоуин в этом смысле не исключение. По данным доктора психологических наук В. Слободчикова, этот «праздник» опустошает кошельки родителей США (напомним, что Хэллоуин празднуют в основном дети и подростки) на 2,5 миллиарда долларов. В России цифры, конечно, меньше, но практически в каждом российском супермаркете накануне Хэллоуина специально завезенные костюмы всякой нечисти раскупаются очень бойко. |
Процесс пошел. Процесс «хэллоуинизации» России с каждым годом идет все активнее. Он идет в Новосибирской области и на Алтае, в Кузбассе и в Томской области. И будет идти до той минуты, пока мы не осознаем, что же на самом деле происходит. Что с нами пытаются сотворить? И не воскликнем в сердцах: Ребята, кажется, полный хэллоуин!.. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|