Зомбоящик. Как СМИ используют для промывания мозгов
|
Средства массовой информации недаром называют четвертой властью – их влияние на наше мировоззрение неоспоримо. Но в условиях перманентной информационной войны, которую очевидно ведут против России, этот ресурс периодически становится средством массового поражения. |
Война миров |
Это оружие давно и неоднократно испытано на людях. В октябре 1938 года жителей американских штатов Нью-Джерси, Нью-Йорк и Пенсильвания охватила паника: сотни тысяч взрослых дееспособных граждан бросились спасаться от инопланетян, о нападении которых услышали по радио. Диктор тревожным голосом докладывал, что на окраине Гроверс-Милл приземлились НЛО, из которых посыпались боевые треножники, поражающие землян неизвестными науке лучами. |
Было зачитано обращение госсекретаря США к нации о введении военного положения. Репортеры с места происшествия рассказывали о все новых деталях инопланетного вторжения… Люди с трудом пришли в себя, когда через 40 минут им сообщили, что они прослушали радиоспектакль «Война миров» по роману писателя-фантаста Герберта Уэллса. Аудитория радиостанция CBS, ведшей трансляцию, в ту ночь охватывала шесть миллионов слушателей. Напомним, это был 1938 год, когда радио имело весомый авторитет и соответствующее влияние на жизнь американцев, не уступающие современному телевидению. |
Четвертая власть |
80 лет спустя электронные СМИ имеют такую же, если не еще большую, власть над умами людей. Именно поэтому их называют четвертой властью. Согласно статистике, в России 90% взрослого населения смотрит телевизор хотя бы раз в неделю, а большая часть – почти 70% - делает это каждый день. Первый канал имеет аудиторию около 28 млн зрителей, НТВ – около 22 млн. ТНТ смотрит каждый четвертый россиянин в возрасте от 18 до 30 лет. |
Сегодня огромная масса населения проживает в крупных городах, где сформировались особые для условия, негативно влияющие на самочувствие людей. Многие жители мегаполисов испытывают стресс, подавленность, депрессию, неудовлетворенность своей жизнью, предпочитают уходить в мир иллюзий, в том числе с помощью алкоголя и наркотиков. Адекватность восприятия окружающей действительности у них сильно снижена, средства массовой информации легко формируют моду, идеалы и нормы поведения. |
Реалити-шоу |
Не удивительно, что современные войны всё более становятся похожими на масштабную пиар-акцию, в которой реальные боевые операции постепенно оттесняются на второй план, а солдаты не столько воюют, сколько выступают участниками срежиссированного реалити-шоу. За примерами далеко ходить не надо: война в Ираке даже получила название «телевизионной войны» из-за того, что процесс боевых действий широко освещался в СМИ и сильно напоминал спектакль, аналогичный тому, что был поставлен на радио в далеком 1938-м. Вот только количество реальных жертв этого «спектакля» было поистине ужасающим. На информационное сопровождение военной кампании были направлены серьезные средства, и они с лихвой окупились: 75% иракских военнослужащих, которые в итоге сдались в плен, подтвердили, что более всего на их решение повлияли листовки и радиопередачи американцев. |
А началось все в 1990 году с появления в крупнейших мировых СМИ истории о том, как иракские солдаты вытащили пятнадцать младенцев из роддома в Кувейте и положили их умирать на холодный пол. История передавалась со слов свидетельницы – 15-летней девочки, которая, как впоследствии выяснилось, была дочерью посла Кувейта в США, а большинство остальных «свидетелей» по этому инциденту были подобраны известной в области подготовки различных пиар-акций фирмой Hill & Knowlton. Эту историю в своих речах поднимал и Джордж Буш, который в результате получил поддержку более 80% американских избирателей и индульгенцию для США на вторжение в Ирак. |
По сути, развязывание военных действий в Ираке стало началом войн нового поколения, в которых на первый план вышли информационные, а не силовые инструменты влияния. Психологическое воздействие на своих граждан и на противника, на политических оппонентов и союзников в мировом масштабе оказалось колоссальным. Впоследствии США эффективно обыграло этот сценарий и в Ливии, использовав против Каддафи ту же схему, что и против Хусейна, и в Югославии, оправдывая бомбардировки Белграда войсками НАТО и создавая намеренно утрированный образ «кровожадных сербов». |
Из мухи слона |
Следует отметить, что обычно СМИ в информационной войне становятся невольными проводниками вредоносной информации, совершенно не понимая, что они делают. Впечатляющей иллюстрацией этого является приведенный на одной из конференций по информационным войнам пример: освещение обычных российско-белорусских учений, который внезапно, силами СМИ, превратились в предполагаемую военную акцию. Местный блогер, увидев военную технику, едущую на совместные учения, написал у себя в блоге: «По нашей дороге сегодня наблюдается движение военной техники». На следующий день местная газета выдала новость: «Местный блогер написал, что российская техника движется в сторону Белоруссии». Еще через день в польской прессе выходит тревожное: «Как сообщают белорусские СМИ, Россия стягивает войска к границе с Белоруссией, по всей вероятности, готовится вторжение». |
По сути, случай выглядит курьезным – но это только если не знать о его подноготной. В целях манипулирования человеческим сознанием информационный посыл всегда максимально упрощается и подается в форме утверждения. Аудитории его внушают в краткой, энергичной и впечатляющей форме, которая не может подвергаться обсуждению, т.е. обдумыванию. Повторение посыла возводит обязательный барьер против любого противоположного утверждения. Внедренная идея превращается в очевидность, не зависящую от времени, места, личности. Посыл повторяется снова и снова, пока не внедряется в глубины подсознания, где зарождаются мотивы наших действий. |
Цветные революции |
Задача информационной войны на начальном этапе – изменить оценку ситуации и сами критерии такой оценки. Следующая ступень – изменение системы убеждений и ценностей. А итог – разрушение идентичности. В результате воздействия информационных атак ее объекты (а это население целых стран!) меняют свои взгляды на происходящие события, начинают вести себя иным образом, чем это делали раньше. |
Пример результатов такого воздействия - это «цветные» революции. Причем большинство людей в подвергшейся информационной атаке стране не будут ощущать какой-либо дискомфорт, скорее, наоборот – будут испытывать неподдельную эйфорию. Ведь они искренне убеждены противником, что победа за ними – они «сопричастны» неким «продвинутым» ценностям. Сознание зомбировано и людей не смущает, что эти ценности в подавляющем большинстве противоречат их традиционному национальному укладу. Они не замечают, что подобные события по точно такому же сценарию произошли в ряде других стран и это самым печальным образом сказалось на уровне и качестве жизни их граждан. Чужой негативный опыт никак не влияет на оценку ситуации очередными жертвами информационных войн, ведущихся против новых стран, подвергающих информационному воздействию их жителей. |
Как же избежать такого зомбирования? В основе защиты от поведенческих операций и манипулирования людьми лежит знание. Предупрежден – значит, вооружен. Критическое отношение к информационным источникам и самостоятельный анализ поступающей информации – это главная преграда для вредоносной информации на пути к вашему сознанию. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|