Загадочный армянский Караундж
|
|
Тема знаменитого "армянского Стоунхенджа" - памятника "Зорац карер", уходящего в глубь веков, в последнее время особенно всколыхнула общество. К сожалению, как это повелось тоже в последнее время, дискуссии быстро ушли из чисто научной (она же историческая) плоскости в область взаимных обвинений и клеймения. На пустом месте, как обычно.
|
|
То, что "Зорац карер" (Караундж, "Каменное войско", как обычно переводится), расположенный в Сюникской области Армении, считается уникальнейшим в мировом значении историко-культурным памятником, ясно всем. Его называют еще "армянским Стоунхенджем" по причине определенной схожести с тем самым местом на Британских островах. Этот факт не оспаривает никто, и кажется – по логике – горячие споры могут вестись лишь с точки зрения природной сохранности этого места.
|
|
В том, что этот заповедник предков – музей под открытым небом, как и вся Армения, впрочем, – никто не сомневается. Это не оспаривается и не подлежит сомнению, как сказал на днях в интервью Sputnik Армения директор Института археологии и этнографии Национальной Академии наук Армении Павел Аветисян. Он, а вместе с ним руководитель археологической экспедиции "Зорац карер" Ашот Пилипосян и известнейший астрофизик Ваагн Гюрзадян говорили, в принципе, об одном и том же. Ну вот, например, Ваагн Гюрзадян говорил, что происходящее сейчас с памятником и вокруг него нельзя назвать иначе, как безобразием.
|
|
"Этот вопрос сейчас муссируется специально людьми, далекими от науки, ибо до сегодняшнего дня нет никаких достоверных свидетельств того, что это место служило астрономическим, календарным исследованиям. Вместе с тем известно, что все памятники человеческой истории – от древних мавзолеев до средневековых церквей – имели, в общем, подобное предназначение. И это никакая не мистика, это очень просто объясняется с культурно-исторической точки зрения", - говорит один из самых известных астрофизиков мира.
|
|
Все эти споры, включая совершенно непонятные споры в соцсетях о том, можно ли, или нельзя рисовать армянским последователям язычества что-то символическое на обнаженной женской груди, не имеют никакого смысла, на самом деле. Все эти баталии - то ли просто выплескивание агрессии, накопившейся в людях, то ли обычное желание повыпендриваться. Ибо, читая комментарии к сказанному Пилипосяном, Аветисяном и Гюрзадяном, становится абсолютно ясно, что лишь один из десяти таких комментаторов имеет смутное представление о том, как доехать до "Зорац карер". То есть – где это дело, вообще, находится.
|
|
Другое дело, что над памятником нависла угроза – угроза вмешательства современного человека. Вот это действительно опасность для уникальнейшего места на планете Земля, но этим должны заниматься профессионалы в области охраны природы (или "памятников старины", уж неважно, как они называются). А вот вопрос о том, что это за место – обсерватория или же древнее захоронение, он как раз может быть решен лишь после выяснения первого. Иначе просто нечего будет исследовать. А ведь если это место захоронений, то, как говорят ученые, это место было для элиты тех времен. Шутка ли, 16 гектаров с лишним… А то сделали предметом обсуждения – кто и что рисует на голой женской груди. Да пусть рисует, что хочет, "Зорац карер" ведь не из-за этого под угрозой.
|
|
Источник
|