Тайна ариев
|
|
Зимой 1878 года на антикварных рынках Индии стали появляться очень древние золотые и серебряные монеты с надписями, которые говорили о том, что одни из них были изготовлены в древней Греции, другие – в Иране, третьи - в Бактрии (нынешняя Средняя Азия). Однако торговцы древностями клялись, что все эти монеты были найдены далеко на севере, у реки Амударья, в развалинах какого-то древнего города.
|
|
В последующие три года оттуда не раз привозили сотни таких же монет, множество золотых и серебряных украшений, золотые пластины, статуэтки, сосуды с изображением людей и животных. Англичане, а основными покупателями сокровищ были именно они, стали проявлять огромный интерес к артефактам. Находили людей, которые доставляли товар и хитростью или обманом выведывали у них нужную информацию.
|
|
Рассказ бухарского купца
|
|
«Из Бухары вышел караван трех местных купцов. Мы держали путь в Индию, чтобы купить там чай и пряностей. Такой товар имел большой спрос на базарах Бухары и Хивы.
|
|
Наш путь пролегал через Кобадиан - небольшой город, расположенный недалеко от Термеза и реки Амударьи. Здесь мы узнали неприятную новость: за рекой афганские пограничники отнимают все деньги у проезжих купцов. Так по воле судьбы нам пришлось задержаться там и однажды в разговоре с местными таджиками мы узнали интересную историю. Оказалось, несколько лет назад местные жители нашли здесь клад. Как нашли? Да очень просто. Одному пастуху во сне явился старец в богатом халате и чалме, с белой бородой и указал место. На утро пастух отправился туда и возле развалин древнего городища, на берегу реки, нашел золотые предметы. Их подмыло водой, и они сверкали на песке. Какое-то время все удавалось сохранить в тайне, но вскоре кто-то из родственников пастуха проболтался. Весть о сокровищах мгновенно разнеслась по всему кишлаку. Люди кинулись искать - и тоже стали находить золотые вещи. Это были старинные украшения, совершенно не похожие на мусульманские, а также посуда, множество статуэток людей и животных, пластины с изображениями царей и воинов в странных нарядах.
|
|
Мы выкупили у местных сокровища почти за бесценок, ведь в Кобадиане жили очень бедно».
|
В пещере разбойников
|
|
Купцы потирали руки – они прекрасно знали цену этим вещам, ведь их охотно покупали англичане в Индии. Но тут случилось непредвиденное.
|
|
Однажды, когда караван с золотом уже достиг границ Индии, путь ему преградили разбойники. Охрану быстро разоружили, а купцов связали и бросили в пещеру.
|
|
Но одному слуге ночью удалось сбежать. Он добрался до английской резиденции и рассказал капитану Бертону о случившемся. Капитан с двумя солдатами направился к пещере. Завязалась потасовка, в результате которой разбойникам все-таки удалось бежать, прихватив с собой большую часть награбленного.
|
|
Англичане освободили купцов и привели их в деревню Сех-Баба. Капитан Бертон собрал местных жителей и объявил, что двинет свои войска против них, если воры (а это, безусловно был кто-то их местных) не отдадут золото. На следующий день грабители вернули драгоценности купцам и те отправились в путь.
|
Бесценные экспонаты
|
|
Не известно, как это произошло, но в дальнейшем клад попал к перекупщикам. Они, в надежде заработать побольше денег, сделали золотые копии древних артефактов. Однако подделку обнаружил известный коллекционер - генерал Кеннингем. Он надавил на преступников, да так умело, что те, дабы избежать тюрьмы, продали ему подлинники.
|
|
Позже клад попал к другому коллекционеру, У. Френку, и лишь из его частной коллекции перешел в Британский музей Лондона, где и получил название «Амударьинский клад». Естественно, часть клада была утеряна, и до нас дошло 180 драгоценных предметов (в основном золотых) и 1500 монет возрастом 2,5 тысячи лет.
|
В поисках золотого идола
|
|
В конце XIX века в Кобадиан отправился генерал Николай Маев - путешественник, редактор первой русской газеты в Средней Азии «Туркестанские ведомости». Он хотел изучить историю амударьинского клада, и ему это удалось. Он установил, что клад был найден на развалинах древнего городища Тахты-Куват. А в своих дневниках генерал писал: «Сопровождавшие нас туземцы рассказали, что в этих развалинах прежде находили древние сокровища. Однажды даже нашли в груде мусора вылитого из золота тигра и другие золотые вещи. Все они были проданы в Бадахшан индийцам за высокую цену».
|
|
Через год в поисках сокровища туда отправился другой русский офицер Николай Поколотило. На лошади он добрался до городища Тахти-Кувад и вот что рассказал: «Несмотря на пустынность места, там постоянно копаются несколько десятков человек, отыскивая клады: по преданию, какой-то человек закопал там золотого идола в рост человека». Поколотило потратил немало времени на поиски золотого идола, но так ничего и не нашел.
|
|
Российские ученные сочли историю о золотом человеке легендой и не придали ей значения. А вот местный бек заинтересовался ею всерьез и запретил чужакам самовольные раскопки. Он сам организовал поиск сокровищ, но вскоре отказался от этой затеи, так как его люди ничего не нашли. Тогда он нашел другой способ извлечь выгоду и стал продавать право на поиски сокровищ. К удивлению бека люди опять стали находить золотые изделия. Найденное золото продавали купцам и армейским офицерам в Афганистане, а те перепродавали его англичанам.
|
Кто хозяин?
|
|
Таинственность этой находки заключается в том, что в городище Тахты-Куват оказались собраны изделия, создававшиеся на протяжении пяти веков в разных частях света: в Греции, Иране, Бактрии. В кладе имеются предметы времен древних иранских царей Ахменидов, потом Македонского и его приемников. Последние предметы клада относятся ко II в. до н. э. Но почему все они оказались в одном месте? Кто на протяжении пяти веков собирал их?
|
|
Ученые надеялись получить ответ, изучая золотые таблички. На многих из них изображены зороастрийцы во время жертвоприношения. Следовательно, эти сокровища могли принадлежать какому-нибудь богатому храму в Бактрии. Верующие часто совершали подношения храмам, среди пожертвований были и золотые украшения. Но исследователей смущает: не многовато ли золота для одного храма?
|
|
У историка Е. Кузьминой имеется своя версия о происхождении амударьинского клада. По ее словам, это могли быть предметы из сокровищницы царского рода Бактрии. Свидетельство тому - изображения людей в царских одеяниях с короной, которые выступают и в роли жрецов.
|
|
По мнению других исследователей, большинство изделий были изготовлены в Греции и Иране, а затем завезены в Бактрию. Ведь сходные по стилю предметы находили археологи в скифских курганах Причерноморья, откуда были родом предки бактрийцев. Правда, тогда их называли… арийцами.
|
Им нет цены
|
|
Уникальность предметов амударьинского клада не в том, что они созданы из золота, а в том, что они являются редчайшими историческими экспонатами, которые прежде нигде не встречались. А потому им попросту нет цены.
|
|
На статуэтках и пластинах видны лица, прически, одежда, оружие и даже обычаи зороастрийцев. Золотые фигурки изображают царей, жрецов и воинов. У некоторых носы прямые, как у греков, у других - с горбинкой, как у современных памирцев.
|
|
Встречаются и вылитые фигурки разных животных, колесниц, бляшки и много украшений: кольца, браслеты, диадемы. Особенно интересны золотые пластины с изображением людей, которые по одежде похожи на бактрийцев. Они одеты в кафтаны, мягкие сапоги и брюки, а в руках почему-то держат цветы и прутья, какие используются для лозоходства. Многие работы выполнены на высочайшем художественном уровне для того времени.
|
|
Макс МАСЛИН
|
|
|
Ступени №1 (январь)/2018
|