Хлыста боится праведник
|
|
Кто такие хлысты? Секта! – тут же ответит человек, воспитанный в СССР. Но это слово ничего не объясняет. Во что они верят? Как служат? Ну, верят в то, что бог может воплотиться в любого из нас, кто заслужил этого своей жизнью. Такого человека они называют «христом» и поклоняются ему. Этот «Христос» становится руководителем секты, и ему воздаются божеские почести. В литературе и даже кинематографе нам показывали их «радения» - главные обряды. Некие люди бегают в специальных белых рубашках, беснуются и кричат …
|
|
Эротично или аскетично?
|
|
Н.А. Бердяев пишет так: «Хлыстовство, как тип народной мистики и религиозной мысли, шире секты, называемой этим именем. …прежде всего хлыстовство ищет радости, блаженства. Хлыстовство насквозь эротично…» Вот тут-то и собака зарыта. Эту тему и эксплуатировала русская интеллигенция позапрошлого века. Но на самом деле, все не так уж пикантно.
|
|
Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его костромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сектантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. Последние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкрикивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допускались: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.
|
Не так страшен черт!
|
|
Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником особых поручений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли , рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стереотипам , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плотского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с сестрой; неженимые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлысты приписывали Даниилу Филипповичу.
|
|
Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Библии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почитанием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, одаривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.
|
|
В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлыстами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном голубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева. В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и исчезли лишь в 50–60-х годах ХХ века.
|
|
Инна Шевченко
|
|
Оракул №4 (апрель)/2017
|