Русские черти
|
|
Запорожских казаков испокон веку роднили с чертями не только смелый нрав и смоляные чубы. Турки и татары, натерпевшись страху от этих свободолюбивых граждан, называли их не иначе, как «шайтан урус», что означало русские черти. Да и молва упорно наделяла запорожцев сверхъестественными свойствами.
|
|
Чудеса, да и только
|
|
В Запорожской Сечи каждый второй был характерником (так казаки называли ведуна, целителя, духовного наставника). А уж они-то и впрямь умели многое: заговаривали раны, видели сквозь землю клады, ставили на ноги мертвых, полами кафтана на лету ловили ядра, сухими выходили из воды, могли в мгновение ока перенестись на другой край степи (к ужасу врагов).
|
|
Жители приднепровских сел вспоминали и более фантастические вещи: «Бывало, постелят запорожцы на Днепре войлок и идут по нему, аки по земле. А когда Катерина задумала подвести их под свою власть, они воспротивились. И, чтобы показать свою силу, бросили войлок на море, взяли землю в сапоги, горилку в баклаги залили и отправились в Турцию. Плывут себе на войлоке, песни поют. Одно слово — характерники».
|
|
Много легенд и преданий ходило в народе и об отдельных казаках-характерниках. Вот одна из них: «Жил на Великом Лугу характерник по имени Фесько. Казаки его боялись и очень слушались. Придет, бывало, Фесько к больному и режет черную редьку. Как только пустит редька белый сок, так станет человеку совсем худо, а как пойдет черный сок, так больной умирает. И тогда Фесько наколдует, и начнет редька вбирать сок в себя, и глядишь, а мертвый-то ожил!..»
|
|
Рассказывали и о неком Саве, который в землю смотрел, как в воду, и даже самый глубокий клад не мог укрыться от его взора. Трем братьям Канцибери деньги сами в руки шли, а вернуть их не было возможности — Канцибери их так завораживали, что и не подступиться. Джериливский сам ковал ружья и умел их заговаривать так, что от него самая прыткая дичь уйти не могла.
|
|
А уж как от казаков ляхам доставалось… Гонятся они бывало за характерниками, тем схорониться негде. Ставят запорожцы среди поля копья по кругу и усилием воли входят в особое психоэнергетическое состояние, когда их намерение становится действительностью. Ляхи видят среди поля дубовую рощу и проезжают мимо. Столь удивительные способности не раз спасали казаков от врагов. Говорят, после таких усилий они трое суток подряд спали – восстанавливали силы.
|
|
Были среди запорожских казаков люди, обладающие необыкновенной силой внушения, умевшие «сон насылать и людей замовлять». Этой гипнотической силой они помогали своим соплеменникам справиться с недугами, врачуя их раны, полученные в бою, или воздействовали на врага.
|
|
Как-то русское войско никак не могло одолеть турков. Тогда царь призвал на помощь казака-запорожца. Тот поднял руку, и тотчас в ней оказалось вражеское ядро. А потом оглянул войско противника, и случилось чудо. Вот как о нем рассказывается в легенде: «Посмотрел царь: турок сам себя рубит, сам на себя руку поднял. Поднялась большая пыль, закричали черные вороны, а потом все стихло. Глянул царь, а уже нет ни одного живого турка, порубали сами себя, а вороны клюют им очи».
|
|
Что правда в этих преданиях и легендах? Сегодня уже трудно судить. К тому же часто находчивые и смекалистые запорожцы с целью устрашения врага, его предварительной психологической обработки, сами распространяли слухи о своих чудесных подвигах и волшебных превращениях.
|
|
Но вот умирали характерники долго и трудно. Мучительным был их переход в иной мир и для окружающих. Нередко, полагая, что характерники при жизни общались с нечистой силой, хоронили их без священника. А кому еще и осиновый кол в грудь забивали — чтоб не вздумали живых тревожить.
|
Дети вод
|
|
На Сечи женщин не было, вот и поговаривали в старину, что все казаки родом из рыбы (рождены рыбой). Правда это или нет, судить вам, но казаки, действительно, быстро находили общий язык с рыбами и всякими другими подводными обитателями.
|
|
Поймав маленькую выдру, запорожец ее приручал, как кошку. И вот вскоре выдра послушно ложилась у его ног или спала с ним под одеждой, которой казак прикрывался. Вырастив животное, запорожец натаскивал ее на рыбную ловлю: выдра входила в реку, добывала там рыбу и приносила ее казаку.
|
|
В жару прыгали казаки с головой в Днепр и не показывались на поверхности очень и очень долго. Французский философ Фурнье, побывавший в конце XVI века в Константинополе, свидетельствовал: «Мне рассказывали совершенно необыкновенные истории о нападении северных славян на турецкие города и крепости. Славяне являлись неожиданно, со дна моря, и повергали в ужас воинов. Я бы считал эти рассказы выдумкой, если бы лично не беседовал с людьми, видавшими, как казаки переплывают море под водой».
|
|
Комментируя это и другие подобные свидетельства, историк XIX века Монжери писал: «Очевидно, запорожские казаки пользовались гребными судами, способными погружаться в воду и покрывать так большие расстояния, а затем уходить в обратный путь под парусами».
|
|
Не менее легендарны и казацкие трубки. Оказывается, казаки редко когда воевали с ружьем в руках. Они больше доверяли «летающим трубкам», или попросту летавкам. Перед боем запорожцы расставляли треноги, на которых крепили длинные чубуки. Когда к такому чубуку подносили запал, трубка взлетала, наподобие ракеты. За ней тянулся огненный хвост, наводивший на врагов ужас.
|
|
Что могли представлять собою такие чубуки-ракеты? Очевидно, керамические трубки, которые имели несколько соединяющихся между собою камер. Задняя камера была самой большой, и порох, сгорая в ней, толкал трубку вперед. Падая, чубук раз шесть подскакивал и столько же раз взрывался. Конструкцией казацкой трубки интересовался даже академик Королев.
|
Где клад прятать будем?
|
|
С богатой добычей возвращались казаки из заморских походов. Но куда деть добытые в боях и награбленные сокровища, если нет у казака ни кола, ни двора? Оставалось одно -- понадежнее спрятать трофеи в родной земле. До сих пор от старожилов Заднепровья можно услышать рассказы о ценных находках. Об этом же свидетельствуют многие географические названия. Так, на территории бывшей Запорожской Сечи существует три Скрабных речки. Скрабом как раз назывались клады. А французский инженер Боплан утверждал, что у запорожцев по части кладов все организовано очень четко: «Войсковая Скрабница казаков находилась немного ниже устья реки Чертомлык, на довольно большом острове, где казаки строили свои челны. В те времена остров был окружен сотней-другой островков, беспорядочно разбросанных по разлившейся реке. В Чертомлыке казаки скрывали множество пушек, но где именно, никто указать не мог или не хотел. Под водой же скрывают не только пушки, но и награбленное золото. Из клада деньги берут только в случае крайней необходимости. Каждый казак имеет на острове свой тайный уголок, и, воротясь из похода, запорожцы делят в Скрабнице добычу и все, что получают, прячут под водой, исключая вещи, повреждаемые оною».
|
Секрет долголетия
|
|
Согласно легенде, давным-давно запорожские казаки разузнали тайну долголетия и выпросили у смерти лишнюю сотню лет. Заглянет, бывало, в казацкую мазанку гость-чужак, а его встречает столетний старик: глаза горят, чуб смоляной, в руках ружьишко. «Ты кто?» — спрашивает путник. «Запорожец», — гордо отвечает дед. «А кто там у тебя на печи ворочается?» — спрашивает гость. «Не знаю, сколько себя помню, у нас живет». И тут с печи как раздастся разгневанный голос: «Ты что, забыл, чертов сын, я тебе дедом довожусь. Рано же ты память стал терять».
|
|
Оно, конечно, это все байки. Но есть и документальные подтверждения феноменального казацкого долголетия. Так, последний казацкий кошевой Петр Калнышевский после падения Сечи был сослан Екатериной II на Соловки. Тут он и умер. На могильной плите сохранилась надпись: «Здесь погребено тело в бозе почившего кошевого бывшей некогда Запорожской грозной Сечи казаков атамана Петра Калнышевского, сосланного в сию обитель по высочайшему повелению в 1776 году на смирение. Скончался 1806 года октября 31 дня в субботу 112 лет от роду, смертью благочестивою доброю».
|
|
Влад СТРОГОВ
|
|
Ступени №1 (январь)/2017
|