В ожидании Джона Фрума
|
|
Во время Второй мировой войны на островах Меланезии среди аборигенов возник культ карго – поклонение самолетам и Дарам небесным. Благодаря контактам с американцами туземцы вообразили, будто все блага западной цивилизации создаются духами предков и спускаются на землю на «железных птицах» - самолетах, но по какому-то недоразумению достаются не им, а «бледнолицым». Желая исправить вопиющую несправедливость, островитяне стали копировать поведение «пришельцев» и проводить странные ритуалы.
|
|
Рай на островах
|
|
В 1943 году американцы, воевавшие против японцев, начали строить на тихоокеанских островах военные базы. Аборигены с интересом наблюдали за происходящим. Чужаки вырубали в джунглях просеки, заливали их бетоном, рисовали на земле какую-то странную разметку. Надевали на голову наушники, размахивали флажками, кричали непонятные слова, разжигали костры или светили в небо прожекторами – и на землю с ревом опускались гигантские птицы. Из чрева самолетов иностранцы доставали множество волшебных вещей: пачки с сигаретами, блестящие жестяные банки с джемом, шоколадные батончики, лезвия для бритья, фонарики, палатки, оружие, бутылки с огненной водой. От такого изобилия туземцы теряли дар речи, но еще больше их удивляло, что приезжие совершенно ничего не делали для того, чтобы получить все эти чудесные предметы. Аборигены привыкли к определенному порядку вещей: хочешь получить на ужин мясо – побегай с копьем по лесу, хочешь испечь лепешку – попотей над ступкой с зерном. Вместо этого «бледнолицые» совершали множество бесполезных и странных действий. Например, надевали одинаковую одежду и часами маршировали по плацу. Включали какой-то предмет, издававший приятные звуки, садились вокруг него и подолгу слушали. Заводили свои джипы и бесцельно ездили по лесу. Приветствовали флаги – обычные куски пестрой материи, которые поднимали по шесту по утрам и опускали по вечерам.
|
|
Иногда чужестранцы дарили местным фляжки с огненной водой, картинки с красивыми белыми женщинами, зажигалки, солнцезащитные очки. Аборигены радовались подаркам, как дети. Но вот война закончилась, пришлые свернули палатки, погрузили вещи в самолеты и улетели, оставив туземцам множество красивых вещей. И потому те окончательно поверили, что имели дело с божествами. Ведь ни плантаторы, ни миссионеры, ни торговцы не обладали и толикой тех богатств, что водились у пришельцев.
|
|
Made in USA
|
|
Долго-долго меланезийцы ломали головы над этой загадкой. Они и представить себе не могли, что бинокли, перочинные ножики и тушенку белые люди прозаически производят на другом конце света на заводах и фабриках. Вместо этого они вообразили, что бледнолицые обманным путем втерлись в доверие к духам предков и получили богатства, которые на самом деле предназначались не им, а аборигенам. Духи с помощью самолетов отправляли туземцам нужные и полезные вещи, а коварные чужаки наглым образом перехватывали их. Не иначе белые люди знали какие-то магические ритуалы, благодаря которым сумели расположить к себе высшие существа! За то время, пока союзные войска занимали острова, аборигены успели выучить все их обряды. Оставалось дело за малым – начать делать то же самое, что делали приезжие. Аборигены забросили привычные занятия и стали «колдовать». Они маршировали с утра до вечера по плацу с бамбуковыми винтовками наперевес. Носили изготовленные из половинок кокоса наушники и очки, строили радиовышки, махали флажками, вырубали в лесу просеки, жгли костры и наносили на голые тела надпись «USA» или рисовали пуговицы. Но самое удивительное – строили самолеты! Конечно, это были не настоящие самолеты, а их копии. Однако туземцы очень старались, ведь в их представлении самолеты были посланниками духов предков. Все племя трудилось над самолетом. Его обычно ставили в центре деревни, иногда – на платформе. К двери самолета вело нечто вроде трапа, сбитого из обтесанных топором дощечек. Деревенские приносили к самолету дары – сладкий картофель, бананы, манго. Иногда возле самолета на шестах вешали проржавевшие японские каски с цветами. Самолету поклонялись, веря, что рано или поздно он взметнется в небо, чтобы вернуться обратно с карго – священным грузом.
|
Голодные игры
|
|
Однажды на меланезийские острова приплыли антропологи и были поражены до глубины души. Среди аборигенов распространился и укоренился невиданный доселе культ карго. Новая религия расцвела пышным цветом на всех тихоокеанских островах – Вануату, Соломоновых островах, Фиджи, Новой Гвинее и Новой Каледонии и т. д. В большинстве случаев эти острова никак не связаны между собой и находятся друг от друга на приличном расстоянии. Следовательно, ни о какой связи между аборигенами не может быть и речи, что натолкнуло ученых на мысль о том, что в основе новоявленной религии лежит слепое подражание и поклонение.
|
|
Наблюдения за приверженцами нового культа заставило ученых бить в набат. Оказалось, островитяне так увлеклись отправлением религиозных обрядов, что забросили все свои привычные дела. Они перестали охотиться на диких зверей, ловить в речке рыбу, выращивать батат. Да и зачем, если вот-вот прилетит самолет с волшебным грузом карго и тогда будет всей деревне счастье?! Среди аборигенов появились жрецы, которые убеждали простых смертных, что подождать осталось совсем чуть-чуть, а чтобы чудо поскорее свершилось, нужно еще усерднее молиться и совершать обряды. Жрецы гоняли всех деревенских на строевую подготовку и заставляли часами маршировать. А пока туземцы ходили строем, жрецы командовали парадом: наблюдали за подчиненными с дозорных вышек, орали в бамбуковые «микрофоны» и наказывали виновных за ненадлежащее исполнение приказов. Кончилось все тем, что островитяне целыми деревнями голодали. Ученые призвали власти и общественность обратить на проблему внимание, итогом чего стала гуманитарная помощь. А поскольку ее доставляли по воздуху, туземцы убедились в правильности своих религиозных воззрений. По их мнению, духи услышали их молитвы и собрали для простых смертных «передачку».
|
|
Бог по имени Джон Фрум
|
|
Ничего вечного нет. Вот и от культа карго на многих меланезийских островах остались лишь воспоминания. Но только не на острове Танна (принадлежит Вануату), где до сих пор распространен культ так называемого Джона Фрума. Так, по мнению папуасов, зовут их бога, ответственного за чудесные грузы, доставляемые по воздуху. Ученые считают, что культ Джона Фрума возник еще до того, как на островах высадились американцы. Есть сведения, что в 1941 году некий человек по имени Манехиви стал рассказывать о приходе мессии, который отберет у белых людей все их ценности и передаст коренным жителям Меланезии. А после того как на островах высадились союзные войска, вера в Джона Фрума лишь усилилась. После войны его последователи построили на острове взлетно-посадочную полосу и соорудили макеты самолетов, чтобы заманить Джона Фрума. Жрецы уверяли, что находятся с божеством в постоянном контакте благодаря «радио» - антеннам в виде длинных палок и муляжам радиоприемников. А если надо срочно донести до Джона Фрума какую-то информацию, жрец впадает в транс и общается с божеством напрямую. Для последователей культа Джон Фрум – фигура наподобие Иисуса Христа. Они верят, что когда-нибудь бог спустится на землю и ради этого ежегодно 15 февраля проводят военный парад в деревне Салфа бей. Нынче это экзотическое мероприятие привлекает на остров толпы туристов.
|
|
Любовь ДЬЯКОВА
|
|
Ступени №1 (январь)/2017
|