Кровавые боги древнего Египта
|
|
С одной стороны, кажется, что про религию Древнего Египта знают все. Боги с телами людей и головами животных, небесная ладья Ра, загробный мир, где сердце взвешивается на весах, — эти элементы египетской мифологии давно уже вошли в массовую культуру. Но правду ли говорят о том, что их вера была жуткой, мрачной и постоянно требовала кровавых жертв?
|
|
Говорить о некой единой системе древнеегипетских религиозных верований было бы неправильно. За тысячелетия существования египетской цивилизации сменилось несколько крупных этапов, на каждом из которых люди верили в несколько разное. Кроме того, существенно отличались верования Верхнего и Нижнего Египта. До нас дошло гигантское полотно мифов и преданий, сотканное из противоречий и недосказанности. Но есть и нечто, объединяющее все египетские мифы, — пугающе пристальный интерес к теме смерти и устрашающий вид богов, объединяющих в себе самые причудливые черты. Так чего же на самом деле боялись древние египтяне? И чего требовали их жутковатые боги?
|
|
В основе древнеегипетской религии лежали два главных элемента — почитание животных и поклонение великой реке Нил, дающей плодородие почве. Животным поклонялось большинство древних цивилизаций, но, пожалуй, именно египтяне довели это поклонение до абсолюта. Египтян привлекали их сила, мощь и способности, недоступные человеку. Людям хотелось быть такими же ловкими, как кошка, сильными, как бык, огромными, как бегемот, и опасными, как крокодил. Образы животных использовались повсюду — их изображения стали основой для иероглифического письма, их именами называли номы (провинции, которые нередко были почти независимыми от власти фараонов). Ну а облик богов воплотил мечту и объединил человека с животным воедино.
|
|
Великая река Нил также считалась воплощенным божеством. Точнее, существовали сразу несколько богов, которые в разное время и в разных местностях почитались как воплощения Нила. Самый популярный из них Хапи, олицетворявший ежегодный разлив Нила. От того, насколько успешным будет разлив и как много ила останется на скудной почве, напрямую зависело выживание всего народа. Поэтому к этому богу относились с крайним почтением. А жрецы Хапи могли рассчитывать на самые богатые дары — ведь они могли предсказать, насколько высоким будет разлив реки и, соответственно, насколько трудным будет предстоящий год.
|
|
У культа Нила была и своя темная сторона. Чтобы задобрить реку и обеспечить себе хороший урожай, каждый год египтяне выбирали красивую девушку и назначали ее «невестой реки». Избранницу красиво одевали, всячески украшали, затем вывозили на середину течения и сбрасывали в воду, строго следя за тем, чтобы она не смогла выплыть и спастись.
|
|
По крайней мере, описание подобного обряда древних египтян можно встретить в некоторых древних текстах (в основном греческих). Сохранилась даже история о некоем фараоне, который ради того, чтобы обеспечить разлив Нила, разрубил на куски собственную дочь. А затем, не вынеся горя, сам утопился в другой реке. Согласно легенде, звали этого фараона… Египет. И название вся страна получила именно по этому основоположнику человеческих жертвоприношений.
|
|
Историки относятся к легенде о фараоне Египте скептически и полагают ее выдумкой греков, которые неправильно поняли обычаи чуждой им страны. Согласно многим исследованиям, обычай с девушкой действительно существовал. Однако она была не «невестой Нила», а персонализацией одной из богинь — Исиды, Хатхор или Нейт. Ее задачей было доплыть на специальном судне до середины реки, произвести там некие ритуалы со специальными приспособлениями для замера высоты уровня воды, затем вернуться на берег и объявить народу волю богов.
|
|
Загробные слуги
|
|
Но многие все же по-прежнему уверены в том, что без кровавых жертв Древний Египет не обходился. И для этого есть некоторые основания. Уж в больно мрачные тона окрашена религия этой цивилизации.
|
|
Земную жизнь египтяне считали лишь подготовкой к главному событию — смерти. В загробном мире человеку предстояло предстать перед судом богов и ответить за все свои поступки. Чтобы благополучно пройти это испытание и получить в награду новую жизнь, в которой не будет невзгод, а лишь сплошные радости, требовалось многое. Нужно было иметь солидный багаж добрых дел. Необходимо было знать, что и как отвечать на вопросы строгих судей. Но самое главное — до суда нужно было еще дойти.
|
|
По дороге на душу умершего могли напасть самые разнообразные чудовища, способные поглотить ее и отправить в вечное небытие вместо блаженства. Это были гигантские крокодилы, бегемоты и придуманные монстры, один ужаснее другого.
|
|
Правители Древнего Египта относились к тому, как они будут существовать после смерти, едва ли не серьезнее, чем к тому, как править страной при жизни. И потому собирались они в последний путь с большим размахом. Это касалось в том числе и десятков, а то и сотен слуг, которых умерщвляли, чтобы они продолжили свою службу господину за гранью жизни.
|
|
Когда археологи раскопали гробницу одного из фараонов I династии — Джера, правившего примерно в 2870-2823 годах до нашей эры, — то вокруг они обнаружили массовые захоронения слуг. Как оказалось, вслед за Джером в мир иной отправились 338 человек. Другие правители раннего периода тоже забирали с собой немалый штат из слуг, архитекторов, художников, кораблестроителей и прочих специалистов, которых считали полезными.
|
|
Кстати, нередко у фараонов было две гробницы — на севере и на юге страны, чтобы и после смерти их власть символически распространялась как на Верхний, так и на Нижний Египет. Тело правителя, конечно, погребали лишь в одной из них. А вот массовые жертвоприношения слуг устраивали у обоих.
|
|
При этом стоит отметить, что сами слуги, скорее всего, шли на смерть добровольно и даже охотно. Ведь большинство из них не имело возможности (а до определенного времени и права) построить себе персональную гробницу. А это означало очень плохие перспективы для пребывания в загробном мире, что для любого египтянина было более страшно и более важно, нежели любые трудности при жизни. А тут подворачивается возможность отправиться в мир иной в одной компании с фараоном, к которому боги наверняка отнесутся благосклонно!
|
|
Впрочем, со временем массовые жертвоприношения при похоронах фараонов прекратились. Вместо реальных людей правители стали брать с собой их символические изображения — статуэтки-ушебти. Но это совершенно не означает, что кровь перестала литься. Просто кровавые ритуалы переместились за закрытые двери храмов, в которых поклонялись самым страшным и таинственным из египетских богов.
|
|
Бывший победитель чудовищ
|
|
Традиционно самым злым в египетском пантеоне считается Сет, брат вечно возрождающегося бога Осириса. Согласно мифологии, Сет позавидовал брату, убил его и сбросил тело в Нил, после чего узурпировал трон. Однако сын Осириса, юный Гор, отомстил за отца и изгнал Сета.
|
|
При этом интересно, что изначально Сет вовсе не был таким чудовищным злодеем. Наоборот, в ранней египетской мифологии он довольно положительный персонаж, защищающий ладью солнечного бога Ра от чудовищного змея Апопа, который пытается поглотить Солнце каждую ночь. Если он когда-нибудь преуспеет, то мир погрузится в вечную тьму. Долгие века египтяне считали, что Сет — единственный, у кого хватает сил на то, чтобы каждую ночь выходить победителем из схватки с чудовищем.
|
|
Но чем дальше, тем больше в мифах о Сете появлялось страшных деталей. Он становился все большим злодеем, повелителем пустыни и песчаных бурь и источником всяческого зла. Из покровителя воинов он стал покровителем убийц и чужеземцев (от которых, как известно, добра не жди). А с чудовищным змеем Апопом теперь сражался Ра собственноручно. Сет же стал чуть ли не основным помощником монстра, пытающегося погубить Солнце.
|
|
За что египтяне так невзлюбили Сета? Не исключено, что одной из причин этого были мрачные ритуалы, которые проводились в храмах этого бога. Те же древние греки писали, что во славу Сета жрецы заживо сжигали людей. А потом публично развеивали их прах на площадях, взывая к милости грозного божества. Эти данные считаются недостоверными. Однако какая-то причина для того, чтобы начать бояться и ненавидеть Сета, у египтян точно была.
|
|
Менее известен другой бог, по имени Шезму. Хотя именно его можно назвать самым жутким в египетском пантеоне. Отвращение внушает один из вариантов его изображения — человек со львиной головой, клыки и грива которого испачканы в крови, а пояс украшают человеческие черепа. Его цветом был красный, который египтяне сильно не любили, считая символом зла и хаоса.
|
|
Шезму был одним из богов загробного мира и покровительствовал искусству бальзамирования. Но также он носил прозвища «убийца душ» и «палач Осириса». Его часто изображали с прессом для винограда в руках. И лучшим подношением для Шезму считалось красное вино. Нюанс в том, что вино в этом случае прямо символизировало кровь. А под винный пресс, согласно мифам, львиноголовый бог бросал головы преступников, которые собственноручно отрубал.
|
|
Массовое отрубание голов в Древнем Египте главным образом практиковалось для пленников. Сохранились изображения, на которых фараон лично казнит толпы пленников, захваченных после боя. Вполне вероятно, что «господин крови», как еще называли Шезму, появился в мифологии под впечатлением от этих массовых расправ.
|
|
Страшный Лабиринт
|
|
В Файюмском оазисе был расположен древнеегипетский город Шедит, который греки называли Крокодилополем. Он являлся центром, пожалуй, самого зловещего культа в Древнем Египте. Здесь поклонялись Себеку, богу с головой крокодила.
|
|
Надо сказать, что в мифах с Себеком не связано никаких ужасов или неприятных подробностей. Он был одним из воплощений Нила, тоже отвечал за разлив реки и даже славился как защитник других богов от чудовищ. Священный крокодил был довольно популярен, и многие фараоны даже носили имена, образованные от имени Себека, — например, Себекхотеп или Нефрусебек.
|
|
Однако при всем этом Крокодилополь окружали самые пугающие слухи. Дело в том, что там был построен гигантский храм в виде лабиринта, в котором жили крокодилы, считавшиеся воплощением бога. Самый главный и самый крупный из них жил в центре Лабиринта. За ним тщательно ухаживали, украшали золотом и кормили отборной пищей. После смерти священного крокодила мумифицировали и хоронили почти с такими же почестями, как фараона.
|
|
Но не само по себе почитание крокодила пугало египтян. Вокруг Крокодилополя упорно ходили слухи о людях, которые заходили в Лабиринт, но назад уже не возвращались. Ученые настаивают на том, что до сих пор не найдено ни одного точного свидетельства кровавых жертв Себеку. А священных крокодилов кормили мясом животных, хлебом и вином. Но откуда же тогда взялась та ненависть к Лабиринту, о которой прямо пишут античные историки?
|
|
Видимо, человеческие жертвоприношения Себеку если и проводились, то в глубокой тайне. Не исключено, что людей похищали для этих целей в разных городах Египта. Об этом догадывались, но не говорили открыто. Ведь обвинить жрецов означало бросить вызов богу. А популярность Себека с годами лишь росла. Постепенно он стал считаться одним из главных богов Египта и жрецы даже провозгласили его «богом Вселенной».
|
|
Кстати, знаменитый древнегреческий миф о Минотавре, скорее всего, опирается как раз на историю египетского Лабиринта. Только крокодила греки заменили на человека с бычьей головой (очень похожего этим на одного богов Египта).
|
|
Кстати...
|
|
Сведения о человеческих жертвоприношениях в Египте ставились под сомнение еще в эпоху Античности. Так, «отец истории» Геродот писал в V веке до нашей эры: «Много ходит в Элладе… нелепых сказаний. Так, например, вздорным является сказание о том, как египтяне по прибытии Геракла в Египет увенчали его венками, а затем в торжественной процессии повели на заклание в жертву Зевсу. Сначала Геракл не сопротивлялся, а когда египтяне хотели уже приступить к закланию его на алтаре, собрался с силами и перебил всех египтян. По моему же мнению, подобными рассказами эллины только доказывают свое полное неведение нравов и обычаев египтян.
|
|
В самом деле, возможно ли, чтобы люди, которым не дозволено убивать даже домашних животных, кроме свиней, быков, телят (если только они „чисты») и гусей, стали приносить в жертву людей. Притом Геракл прибыл туда совершенно один и, по их же собственным словам, был только смертным, как же мог он умертвить такое множество людей? Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных!» Тем не менее истории о кровавых богах Египта сохранились и благополучно дожили до наших дней.
|
|
Источник
|