КОЛДУНЫ В УДМУРТИИ В ПОЧЕТЕ
|
Практически в каждой деревне республики живут знахари, целители и ведьмы
|
|
Нина Пузанова
|
|
|
За Волгой сохранилось много древних языческих традиций финно-угров. За столетия многие европейцы их потеряли, удмурты же сумели сохранить. Это касается и такой области, как потаенные знания.
|
|
Об удмуртских колдунах ходят легенды, будто настолько велика их сила, что они могут наказать злодея, найти пропажу, соединить поссорившихся супругов, излечить любую хворь. Да что там колдуны! В Удмуртии считается, что практически каждый сельский житель владеет магией. Во всяком случае, в каждой деревне или городском микрорайоне живет и не страдает от недостатка клиентов колдун или народный целитель.
|
|
|
|
|
Туно не становятся, ими рождаются
|
|
|
|
Доктор филологических наук Татьяна Владыкина классифицирует людей, владеющих тайными знаниями, на три вида. Во-первых, это туно, люди, наделенные сверхъестественными способностями. Они, можно сказать, всемогущи: предсказывают, врачуют, снимают порчу, гадают. В древности туно были, кроме всего прочего, хранителями древней языческой веры и знаний. Они выбирали места для молений, назначали жрецов-восясей, участвуя в ритуалах, впадали в состояние транса и осуществляли связь с богами. Татьяна Владыкина разделяет туно на два типа: более высокой иерархии – туно-пеле и просто туно.
|
|
Сохранилось несколько научных текстов XIX века, описывающих ритуалы туно. Например, выборы жреца. Туно мыли в бане, потом одевали в белую одежду, перепоясывая длинным полотенцем. Начиная представление, туно ставил свою саблю на голову, а затем скидывал ее на пол, да так, что она вонзалась в пол. При этом в правой руке он держал плетку. Потом туно начинал ритуальный танец, который длился, пока он не падал и из его рта не шла пена. В таком состоянии туно и называл имя нового жреца.
|
|
Туно не становятся, а рождаются. Это предназначение, и человек с такими задатками вынужден вести общественный образ жизни. Он находится по ту сторону добра и зла, он не добр и не зол, он просто все знает и видит. Сохранились ли они сегодня? Доктор исторических наук Кузьма Куликов утверждает: «На всю республику их осталось пять-шесть человек. Сегодня мы называем их экстрасенсами. Это люди с огромной энергетикой. Но как часть института древней языческой религии они исчезли».
|
|
Знахари – вторая категория владеющих тайными знаниями. Они умеют лечить, снимать непреднамеренную порчу. Имена лучших из них известны на всю Удмуртию. Самая знаменитая врачевательница – 83-летняя Мария Князева из поселка Балезино. Ее методы – наговор, манипуляции руками, массаж. В Ижевске известна Екатерина Марданова – мануальщица, костоправ, массажистка. В Завьяловском районе живет прекрасная массажистка Анна Байсарова. Ее область – грыжи, вывихи, радикулиты. «Народные целительницы – большое благо, – уверен Кузьма Куликов. – Меня с детства лечили только у них. Помню, заразился от кошки стригущим лишаем, так знахарка пошептала-пошептала, и все как рукой сняло». «А я в детстве страдал ячменем, – рассказывает директор книжного издательства «Удмуртия» Юрий Кузнецов. – Мама повела меня к нашей деревенской знахарке, та взяла ячменное зернышко, пошептала, бросила его в печь – с той поры я забыл об этом недуге». Юрий Кузнецов рассказал забавный случай, как его младшего братишку лечили от «щетинки», которой страдают некоторые новорожденные: «Бабка моего брата положила в конуру, где до того лежали щенки ее собаки. Я так был возмущен, что схватил палку и давай лупцевать эту бабку по спине. Но факт остается фактом: «щетинка» исчезла».
|
|
|
|
|
О колдунах разговор особый
|
|
|
|
Колдун – это носитель черной магии, лицо злодейское в некотором роде. Он может навести порчу, заколдовать человека, довести его до смерти. И потому это самый опасный контингент из владеющих тайными знаниями. Считается, что колдун может нанести вред не только по заказу, но и непреднамеренно, потому что ему надо постоянно освобождаться от гнетущей энергетики. И тогда он посылает свою силу «на ветер». Если в эту энергетическую струю попадет человек, он заболеет или умрет.
|
|
«В каждой удмуртской деревне есть свой колдун. У нас в деревне Большая Кибья Можгинского района, – рассказывает Юрий Кузнецов, – была семья, за которой водились недобрые дела. Говорили, что там гадают, ворожат, в трубу залетают огненные змеи, а хозяйка превращается в черную кошку. Помню случай, когда бабка-колдунья остановила пожар. У моих родных горел дом. Она трижды его обошла, что-то наговаривая, и огонь потух».
|
|
Колдуна узнать просто. Если недобрый, по вашему мнению, человек зашел в дом, вколите в косяк двери иголку, ножницы или нож, колдун не сможет выйти, пока не будут убраны эти предметы.
|
|
Большинство из нас боится сглаза. Известно, что человек, заболевший от сглаза или порчи, вылечиться методами традиционной медицины не может, пока не снимет их. «Особенно сильную порчу наводят колдуны, объединенные в пары или группы», – считает Юрий Лобанов, художник, работающий в направлении этнофутуризма и осваивающий древний шаманизм. Порчу наводят посредством прикасания с наговором и дурными мыслями, а также с помощью угощения. Потому на удмуртских праздниках хозяйка должна первой выпить чарку кумышки из каждой непочатой бутылки и только потом предложить гостям.
|
|
Гадают и предсказывают удмуртские колдуны по крови и по серебряным пластинам. Гадание по серебряной пластине похоже на гадание на кофейной гуще. Пластина местами темнеет и светлеет, образуя причудливые узоры, которые растолковываются. Во время экспедиции по Кировской области аспиранты Татьяны Владыкиной зашли в дом к одинокой старушке. Та им долго рассказывала о народных обрядах, а потом сказала, что умеет гадать. Девушки попросили ее погадать им. Бабка клала руку на пульс каждой из них и в точности рассказывала про девушек. Предсказала нежданные деньги. По возвращении из экспедиции предсказание сбылось.
|
|
|
|
|
Сокровенные знания и природа
|
|
|
|
Интересно, что в полиэтничном регионе, каким является Удмуртия, каждый народ считает самыми сильными колдунами представителей другой нации. Поэтому русские обращаются к удмуртским колдунам, гадальщикам и знахарям, удмурты – к татарам или марийцам, татары – к удмуртам. Заметим, что обращаются, невзирая не запрет священников и мулл, в самых крайних случаях, когда ни милиция, ни традиционная медицина помочь не в силах.
|
|
В последние годы удмуртские художники-актуальщики стали развивать стиль, называемый этнофутуризмом. Перформансы группы «Пеле-пеле» показывались в Ульяновске, Кирове, Чебоксарах и Ижевске. Они производят потрясающее впечатление. На фоне отбивающих ритм барабанов лидер группы Юрий Лобанов очерчивает магический круг, кладет на него обереги – кукол, и начинает камлание, установление контакта с космосом.
|
|
«Сейчас мы прекратили групповое камлание, – говорит Юрий Лобанов, – так как это занятие оказалось небезобидным. Мы столкнулись с такой мощной энергетикой, с которой не смогли справиться».
|
|
«Я считаю, что все разговоры о том, что удмурты – сильные колдуны, очень преувеличены, – подводит итог Татьяна Владыкина. – Это просто психологическое воздействие. Слово, контакт, внушение».
|
|
|
|
***
|
|
|
|
Как ни относись к этим явлениям, востребованными они оказываются чаще всего тогда, когда в государстве люди не защищены социально. Трудно представить, что в богатой цивилизованной стране человек пойдет лечить ревматизм к бабке-шепталке или искать украденную корову через колдуна. Но когда идет речь о жизни и смерти, люди забывают о старом добром материализме. Ведь именно экстрасенс из Вятских Полян нашел похищенного в Германии ребенка, назвав по телефону улицу и дом, где прятали юного заложника.
|
|
http://www.ng.ru/regions/2004-11-01/13_koldun.html 01.11.2004
|