Загадки Рдейского монастыря
|
|
В России есть немало загадочных мест, тайну которых невозможно разгадать, даже обладая багажом всех имеющихся у человечества знаний. Таков, например, Рдейский монастырь, расположенный в малонаселенной и труднопроходимой местности на Новгородчине. Путь к монастырю, с трех сторон окруженному чудесным Рдейским озером, лежит через болота. Говорят, что с первой попытки дойти до этого места очень трудно: оно словно проверяет человека на крепость веры и силу духа.
|
|
В старинной легенде говорится, что место для будущего монастыря указал и благословил сам Андрей Первозванный во время своего путешествия из Киева в Великий Новгород. После этого, как известно из сказаний, данное место долго считалось заповедным и никого к себе не подпускающим.
|
|
Первые монахи появились на Рдее в XVII столетии. Они посчитали это место очень подходящим для основания святой обители. Первые ее постройки монахи возвели из дерева, посвятив их преподобным Зосиме и Савватию. Несколько десятилетий спустя был воздвигнут деревянный храм Успения.
|
У монастыря были и удачные времена
|
|
С годами монастырь рос и многие из его зданий перестраивались, а если случались пожары, трудолюбивые монахи восстанавливали все заново.
|
|
В 1764г. указом о секуляризации церковной собственности мужскую Рдейскую пустынь упразднили, монастырские земли изъяли в пользу казны, а церковное имущество передали другим монастырям Новгородской епархии. Единственным, что осталось от всего комплекса, была церковь Успения. Несмотря на это, поток паломников к святому месту не иссякал. Через болото была проложена надежная дорога из бревен, по которой безбоязненно двигались и пеший люд, и кареты. Пролегала эта дорога от ближайшего селения до самых монастырских стен.
|
|
В 1887г. Святейший Синод своим указом вновь открывает Рдейский монастырь – теперь как женскую обитель. Здешние монахини начинают заниматься обучением малолетних детей. Финансовую поддержку монастырю оказывает известный купец Александр Николаевич Мамонтов: на его деньги ведется строительства Успенского собора. Для этого за территорией болот специально был открыт кирпичный завод.
|
|
Соборный иконостас изготовили из итальянского мрамора, плитку для пола доставили из Польши, иконы и роспись создавали кремлевские мастера. Паровой котел, предназначенный для отапливания храма, смастерили на знаменитом уральском Демидовском заводе.
|
|
Постройка отличалась одной необычной деталью. Для православных храмов характерно ориентирование алтаря на восток, в Успенском соборе он был ориентирован на северо-запад. Это вряд ли можно объяснить ошибкой, однако тайна сия ушла в вечность вместе с А.Н.Мамонтовым.
|
|
В 1902г. на территории монастыря был открыт новый храм, вмещавший до 800 молящихся. Подчеркнем, речь идет не о городском храме, а о стоящем среди болот, в глуши. Несмотря на это, он был всегда заполнен верующими. Многочисленные паломники приходили сюда из самых отдаленных уголков страны, дабы оказаться на месте, которое благословил сам Андрей Первозванный, и поклониться святыням Рдейской обители – холстяной ризе апостола и нескольким чудотворным иконам.
|
Трудные времена
|
|
Безбожные советские времена добавили монастырю проблем, но он по-прежнему оставался действующим. В 1938г. обитель безжалостно ограбили, найти украденные святыни так и не удалось.
|
|
В годы второй мировой в этих местах проходили ожесточенные бои. Немцам так важна была победа в них, что они выпустили даже специальные наградные знаки. Фашистам крепко доставалось от здешних партизан, и они считали, что те используют монастырь в качестве наблюдательного пункта: колокольня Успенского храма позволяла осматривать окружающую местность.
|
|
Решив избавиться от досаждавшего им монастыря как смотровой площадки, фашисты заминировали всю его территорию. Никто до сих пор не понимает, как Успенский собор уцелел, когда вокруг повсюду взрывались мины.
|
Монастырь сегодня
|
|
Возникает вопрос: чем же полуразрушенный храм, лишившийся всех своих святынь, привлекает сегодня многочисленных паломников, не говоря уже о местных жителях? Причина, скорее всего, в том, что земля, на которой стоит Рдейский монастырь, является местом силы и способна исцелить тело и душу человека.
|
|
Мы уже упоминали о том, что эта земля сама выбирает, кого ей можно пустить, а кому лучше дать от ворот поворот. Кроме того, она не прощает людей, нанесших вред монастырю.
|
|
По слухам, все, кто осквернил стены обители своими «памятными надписями», ушли вскоре после этого из жизни. Известен случай, когда молодой парень приехал в монастырь, чтобы выполнить предсмертную просьбу отца – стереть со стены надпись, которую тот оставил, однажды побывав в обители.
|
|
А вот еще история на эту же тему. Один предприимчивый товарищ зимой приехал к монастырю на машине и снял с пола в храме часть уникальной плитки, чтобы оборудовать ею бани – свою и родственника. Месяц спустя обе бани сгорели, самого похитителя поразил тяжелый недуг, а его родственник сильно травмировался, работая с бензопилой. Осознав свой проступок, вор вернул в храм голубую плитку и после этого пошел на поправку.
|
|
Мы можем только предполагать, какую кару понесли грабители, похитившие монастырские иконы, и копатели здешних могил.
|
О чудодейственной силе монастыря слагаются легенды
|
|
В течение нескольких лет энтузиаст Мирон Антипов устраивает на мотодельтаплане воздушные экспедиции к монастырю, дабы привлечь к нему внимание общественности и потихоньку всем миром восстановить.
|
|
Сам Мирон – живое подтверждение сверхъестественных возможностей Рдейской обители. Несколько лет назад при посадке мужчина разбился: ему практически оторвало ногу. Была проведена операция, но функции ноги не восстановились, и Мирон не мог ходить без костылей.
|
|
Намучившись, он решил однажды попытать счастья в монастыре. С большими трудностями добравшись до него, мужчина провел в Рдейской обители одну только ночь. Когда Мирон вернулся домой, то несколько дней страдал от ужасной боли, однако за месяц функции ноги восстановились полностью. Сейчас Мирон Антипов вспоминает о костылях и своих злоключениях только во время бесед об удивительных чудесах обители.
|
|
Паломники, часто бывающие в монастыре, говорят: тот, кто собирается сюда, должен оставить дома все свои расчеты и планы, так как Рдея сама решит, пускать ли ей посетителя. Как же проявляется ее отказ? Человек либо начинает кружить, либо, сам не понимая причины, решает с полпути вернуться. А бывает и так, что на него нападает сильнейший страх, не позволяющий продолжить путь. Чудесная обитель открыта только для «своих», и этих счастливцев она приглашает к себе снова и снова…
|
|
Источник
|