Перевал Дятлова рад не всем
|
|
Почти 60 лет назад, 2 февраля 1959 года, на безымянном перевале между вершиной Холатчахль – еще ее называют Холат-Сяхыл – и безымянной высотой погибла туристическая группа УПИ под руководством Игоря Дятлова. Что случилось, не ясно до сих пор. В 1963 году перевалу, где и произошла трагедия, присвоили название «Перевал группы Дятлова». С тех пор это место притягивает многих. Но туда не стоит идти ради невиданных красот или же мистики. Сам поход на перевал – это Испытание.
|
|
Наш сегодняшний экскурсовод - Людвика Караваева. Она путешествует вот уже девять лет: сплавы, походы, пещеры и горы. Опытным туристом себя не считает, скорее, опытным любителем, готовым к трудностям и понимающим, что в лесу перин не бывает.
|
|
В группе было не девять человек
|
|
Места, названные Уральскими Альпами, находятся между Свердловской областью и республикой Коми. Красивейший уголок по праву можно назвать природным чудом. У подножья вершины расположился живописный карликовый лес, а с ее высоты открывается изумительный вид на играющую красками долину реки Лозьва. Здесь находится каменный хребет, склон которого ведет к прозрачному озеру Лунтхусаптур.
|
|
Путь проходит через ставший печально известным перевал Дятлова. Туристов манят отголоски трагедии и фантастически прекрасные виды, которыми славится Отортен. «Гора мертвецов» – Холатчахль – находится севернее. Эти две вершины, которые хотели покорить туристы из группы Дятлова.
|
|
О том, что случилось со студентами, Людвика много читала, даже американский фильм посмотрела. В губительное влияние НЛО, проклятие манси, роковую встречу со снежным человеком она не верит. Да, то, что топоним Холатчахль переводится с мансийского как «Гора мертвецов», а Отортен – «Не ходи сюда», знает. Существует легенда, что на этой вершине некогда погибло девять манси. Иногда добавляют, что это случилось во время всемирного потопа. Но топоним можно объяснить по-разному. Места труднопроходимые, и в пути может случиться всякое. Вот и не ходи сюда, раз не уверен в своих силах. А если решился, то на перевал группы Дятлова советуют отправляться по осени. Пока не наступили холода. Да и мошки, которая процветает на Северном Урале, уже нет.
|
|
– Мне предложили пойти, и я согласилась, потому что это был реальный шанс попасть туда, где давно хотела побывать. Потому что знала человека, который собирал группу. Это Дмитрий Панов. Он – опытный турист, с ним не пропадешь, – Людвика напоминает основу основ безопасности.
|
|
В группе было не девять человек, а тридцать. И, к сожалению, говорит наш путешественник, команда разделилась на тех, кто готов был идти и кто раскис. Кое-кого хотелось бы и в снег закопать. Да, в снег: зима началась внезапно, это же Северный Урал!
|
|
– Вообще, по словам нашего руководителя, поход несложный, с чем мы в некоторые моменты были совершенно не согласны. Все путешествие заняло у нас шесть дней. Я опишу наш путь, как его прошли мы, хотя немного отклонились от изначального плана, – продолжила Людвика.
|
|
А мох словно новогодняя мишура
|
|
Чтобы попасть на перевал, сначала надо доехать до Ивделя. Группа добиралась туда на поезде, из Екатеринбурга. По пути полюбовались мелькавшими рыжей красотой осенними красками. Путешественники приехали под утро. И так начался второй день похода: смельчаков ждали две машины «повышенной проходимости», ЗиЛ и Газ, на которых предстояло преодолеть двести километров, прежде чем пешочком отправиться к цели. Пешочком, с рюкзаком весом почти 20 килограммов, где на 13 кг тянули свои вещи, и еще 5 весил общественный груз.
|
|
– Найти транспорт в Ивделе несложно: в городе нет работы, поэтому местные не упускают возможности пополнить семейный бюджет за счет сумасшедших туристов. Аренда «машин сопровождения», к слову, обошлась нам в 120 тысяч рублей, – предупредила наш путешественник.
|
|
Итак, в путь! Дорога местами очень даже неплохая, кажется, что справится и легковушка. Но как только она подходит к броду, тут и начинается самое интересное. С каждым километром лужи становятся все шире и глубже, а пересекающих путь ручьев и ручейков все больше.
|
|
Комфортной поездку не назовешь. Поспать, говорит Людвика, удавалось кое-как. Хоть и стояла ночь, но постоянная тряска, «прыжки» на каждой кочке – и так восемь часов – изматывают.
|
|
– С машинами мы расстались в классическом месте заброски туристов. А если проехать еще пять километров на северо-восток, то можно свой маршрут начать от так называемой «базы Ильича». Эта стоянка обычно пользуется популярностью у тех, кто едет на квадроциклах и снегокатах. Но, как говорят, тропы там нормальной нет, – поясняет наша собеседница.
|
|
Поскольку места не нахожены, продолжила Людвика, то путь порой бывало очень сложно разглядеть. Там, где летом можно было пройти вброд, приходилось обходить вокруг, наматывая лишние метры. Лес преимущественно еловый, а деревья с верхушек до земли усыпаны мхом. Как поэтично добавила Лика, этот мох напоминает новогоднюю мишуру, с бусинками-каплями на ней. Вид впечатляет. Подъема на данном этапе нет. Сложности возникли только с постоянными притоками – ну а раз тропа проходит параллельно с рекой Ауспия, по которой и поднималась группа Дятлова, их не избежать. В итоге из запланированных восьми километров удалось пройти только половину. Для лагеря есть отличная живописная, с большой сосной поляна – на расстоянии восьми километров от места заброски.
|
|
На вершину не пустили
|
|
А на другой, третий день похода, группу и встретила зима. В путевом дневнике читаем: «Осеннюю листву стало постепенно скрывать под белой паутинкой. Ели незаметно уступили свое место сибирским соснам. Очень много поваленных сухар». Горных ручьев становилось все больше, их не обойдешь, и все «наелись» воды и грязи. В итоге за восемь с половиной часов удалось пройти 20 километров. Все, привал! И вот наступил день четвертый. От лагеря до перевала Дятлова оставалось пройти 5 километров. Налегке этот путь показался прогулкой. На подъеме ручьев практически не встречается. От сосен не осталось и следа – очень редкие карликовые березы и кустарники полосой растут перед вершиной. Казалось бы, цель близка…
|
|
– Перед самим восхождением поднялся очень сильный ветер, словно перешел границу и оказался в другом мире. Если при подъеме мы еще видели соседнюю вершину, отделявшую нас от Ивделя, то на самом перевале границы неба и гор стерлись напрочь. Мы дошли только до памятника с табличкой в память о группе Дятлова. До горы Холатчахль оставалось три километра, как погода вовсе резко испортилась. От тропы не осталось ни следа, ее замело в минуту. Палатка студентов УПИ стояла всего в 700 метрах на северо-запад от памятника. Может, нас и не пустили. Кто знает, – пожимает плечами Людвика.
|
|
Пришлось возвращаться в лагерь. Все были притихшие: кто – от усталости, кто расстроился, что не хватило всего ничего… Что же, пора было собираться в обратный путь. По дороге на перекус остановились на стоянке «Ложка», где красуется чье-то творение в виде гигантской ложки, вилки и штопора.
|
|
– Еще мы отыскали «аптечку»: медикаментов там не было, а лежали блокнот, куда можно написать свои пожелания тем, кто придет после тебя, спички и зажигалка. Послание последователям оставили, «позвонили маме» – там установлен как бы телефон, ну и, конечно, сфотографировались с той самой ложкой, – улыбнулась девушка.
|
|
Ура, баня! Цивилизация!
|
|
Ну а самым тяжелым стал предпоследний, пятый день. Вещи так и не успели до конца высохнуть. А это лишние килограммы за плечами. Шатер, который намок и заледенел непонятной конструкцией, по весу напоминал отдельный рюкзак. Плюс к этому снегу навалило за эти дни по колено. С одной стороны, идти легче – дорога уже проложена в «навигаторе», плюс снег завалил мелкие сучки и ручьи, на которые уже не отвлекаешься. Из минусов – ты не знаешь, что там, под сугробом – поваленное дерево, о которое можно запнуться, или очередная лужа, которая засосет, словно болото.
|
|
Ну и главный минус – тропу надо протоптать. Прокладывать дорогу взялись мужчины, поочередно сменяя друг друга. Чтобы дать им передышку, Людвика их подменила. Она по сей день вспоминает и вздрагивает, как была «снегоходом». Вместе с остановкой на обед весь обратный путь занял 17 часов.
|
|
Зато сколько было радости, когда, наконец, группа выбралась из леса, к машинам. «С печкой!» – добавляет путешественница. Что же, пора было возвращаться в Ивдель. По заведенной русской традиции путешественники отправились восстанавливать силы в общественную баню.
|
|
– А потом – снова на поезд, и домой! Для меня этот поход на перевал Дятлова запомнится именно как проверка своих сил. И я еще раз убедилась, насколько велика власть природы. Да, мы – люди цивилизации, и порой надо устраивать себе экзамен.
|
|
Расстояние от Екатеринбурга 540 км. До Ивделя можно добраться на электропоезде сообщением Екатеринбург-Приобье. Координаты классического места заброски туристов – 61°42’32"N 59°47’47"E. Тем, кто предпочитает покорять пространство на квадроциклах: доезжаете своим ходом до поселка Северный, расположенного в 35 км от Ивделя. Там пересаживаетесь на квадры – и в путь. Чтобы добраться из Первоуральска, потребуется часов восемь.
|
|
Источник
|