Чудесные исцеления душевнобольных
|
Впервые необычные исцеления умалишенных на греческом острове Кефалиния (Кефалония) заметили после 1953 года. Как раз после сильного землетрясения, практически разрушившего Кефалинию. Землетрясение разрушительном образом подействовало на психику множества людей и большинству из них сумели помочь в церкви святого Герасима Кефалонийского. |
Теперь это место считается меккой для тех, кто хочет вылечиться от душевных болезней. Кефалиния, самый крупный из семи островов Ионического моря, омывающего западный берег Греции, известна своей природной красотой и отважными мореплавателями, которые принесли славу острову. Но только немногие за пределами Греции знали, что остров долгое время был центром странного паломничества. Туда ежегодно съезжаются много душевнобольных в надежде на чудо исцеления, которое совершает святой, почитаемый на острове — Герасим Кефалонийский. |
В маленькой долине, усеянной оливковыми деревьями и отрезанной от моря высокими скалами, расположились церковь святого Герасима и женский монастырь, который основал сам святой в последние годы своей жизни, в XVI веке. Там можно встретить обычно только монахинь и душевнобольных, которые живут в палатках на протяжении всего года. |
Дважды в год, 16 августа и 20 октября (в день почитания святого), сюда со всех концов острова и с континента по морю съезжается еще больше народа — больные в сопровождении родственников и паломники. |
За день до праздника выносится серебряный сундук с телом святого, который устанавливается вертикально в главной церкви монастыря. Через стеклянное окошко видны высохшие лицо и руки святого, остальное закрыто различными золотыми и серебряными подношениями. Всю ночь люди проходят мимо священного сундука и целуют стеклянное окошко, которое находится как раз над руками святого. |
Рядом стоят священники и тихо читают молитвы, поет хор, причем как можно громче, чтобы песнопения были слышны за криками пациентов, которых родственники рассредоточили по всей церкви. |
На следующее утро после праздничной мессы толпа собирается на большом монастырском дворе и готовится к молебну в честь святого. До прихода церковнослужителей и выноса сундука больных располагают на пути следования процессии. |
Женщин, мужчин, детей укладывают на землю, многих удерживают силой, они сопротивляются, пытаясь высвободиться, орут, проклинают святого и делают непристойные знаки в сторону церкви. Некоторые из них бывают настолько буйные, что связаны. Всех душевнобольных укладывают в ряд один за другим, иногда их бывает пятьдесят или восемьдесят человек. |
Затем, в полдень, звонят церковные колокола; под палящими лучами летнего солнца появляется процессия с множеством крестов и других обрядовых принадлежностей, следом идет мужской хор, поющий гимны. И вот появляется священный сундук, сверкающий в лучах солнца. Его несут четыре священника, все одетые в украшенные золотом одежды; в нескольких шагах позади следует епископ, держащий золотую митру, в окружении священников, готовых выстроиться за ним. |
Официальную процессию сопровождают шестьдесят монахинь, одетых в черное, с маленькими крестиками на лбу. Потом присоединяются паломники со свечами в руках, и процессия выходит с монастырского двора. Там к ней присоединяются несколько групп музыкантов из столичного города Аргостолиона. |
Под звуки медленного марша и звон монастырских колоколов неторопливо продвигается процессия по пыльной дороге вдоль ряда больных, лежащих на земле или удерживаемых родственниками. Смысл заключается в том, что по прошествии епископа со священниками, несущими священный сундук над пациентами, дьявольских дух покинет тело благодаря чудесной силе святого. |
Как только процессия миновала больного, родные поднимают его и снова укладывают впереди, с тем чтобы сундук пронесли над ним как можно больше раз. Процессия доходит до конечного пункта, отмеченного большим кленом и источником, возникновение которых приписывается святому. |
Всех больных, обессиленных от постоянных попыток освободиться и подчас жестоких схваток с родными, сводят в это место. Они истощены также длительным постом, который должны были выдержать, прежде чем присоединились к процессии. |
Потом музыканты перестают играть, и все замирают в ожидании чуда. Епископ молится за душевнобольных, он читает специальную молитву — экзорцизм, сочиненную Крисостомосом, одним из почитаемых отцов Греческой Православной церкви. |
Когда молитва и экзорцизм прочитаны, музыканты снова начинают играть, поднимают церковные знаки, кресты и знамена, а также сундук с телом святого, и процессия пускается в обратный путь, снова вдоль шеренги больных. |
Когда и почему возникла вера в сверхъестественные способности святого Герасима в отношении душевнобольных, неизвестно. Более того, ничто в жизни святого не указывало на то, что его волнуют психические заболевания. Святой Герасим родился в 1506 году около древнего города Коринфа на континенте, его предки принадлежали к высшим слоям византийского общества. Говорят, что он получил хорошее образование классического греческого образца, но в рамках Греческой Православной церкви. |
Он много путешествовал и однажды приехал на остров Кефалиния, где начал жить как отшельник. Довольно скоро, но не без трудностей и разногласий с местными жителями, он добился такого большого уважения на острове, что многие знатные семьи доверяли ему своих дочерей с тем, чтобы он научил их христианскому послушанию и мудрости. Тогда он основал женский монастырь, а окружающую его запущенную территорию превратил в преуспевающую ферму. |
Может, из-за своей фермерской деятельности или преследуя какие-то другие цели, он построил огромное количество колодцев, и все в его жизни благоприятствовало этому. Около одного из таких колодцев в день смерти святого ежегодно произносится экзорцизм за исцеление душевнобольных. |
Неизвестно достоверно, как возник обряд, кульминацией которого является проявление психотерапевтического экзорцизма. Возможно, поводом послужил известный факт, что одно из первых чудес святого Герасима произошло у его источника. По легенде, вскоре после смерти святого женщина, в которую вселился злой дух, упала в этот колодец. Благодаря явлению святого во сне одной из монахинь женщину успели спасти, и тут все с удивлением обнаружили, что дьявол покинул ее. |
Чудеса, связанные со святым Герасимом, начались вскоре после его смерти в 1579 году. Он излечивал от многих болезней, а также защищал остров и его обитателей от таких бед, как вторжение врагов, эпидемии и засуха. Но все же большинство зафиксированных случаев, как прежде, так и в настоящее время, связаны с излечением психических заболеваний. |
Если у кого-то и есть право искать помощи святого, то именно душевнобольной, наиболее вероятно, получит ее. А среди людей, страдающих психическими заболеваниями, как единодушно признают, так называемые одержимые, или «пациенты святого», могут в большей мере рассчитывать на то, что психотерапевтическая сила святого и чтения экзорцизма пойдут им на пользу. Что касается диагноза пациента, то во многих случаях он определяется по результатам экзорцизма |
Одержимые обязательно ведут себя неадекватно. Они могут быть шумными или тихими, но всегда настроены негативно, они не контролируют себя, и их невозможно обуздать. Все это, согласно поверью, связано с дьявольской властью, и злой дух, поселившийся в теле, разрушает его или завладевает душой человека — будь то мужчина, женщина или ребенок. У демона своя личина, это вовсе не проявление худшей стороны больного. |
Так, пациенты, разговаривая между собой, обращаются к демону, который завладел душой человека. Как это происходит, можно продемонстрировать на примере диалога между двумя душевнобольными женщинами, записанного Лукатосом. |
«— Ого! Как ты умудрился вселиться в эту жирную тушу? |
— Не спрашивай! Не представляешь, как долго я искал ее. Я поймал ее однажды днем на оливковом дереве и вселился в нее, ха-ха-ха». |
В трактате о жизни и чудесах святого Герасима священник описывает два случая исцеления благодаря святому: |
«Потрясающее чудо, произошедшее 15 августа 1924 года и связанное с излечением двух женщин — Анны Т. Данату из деревни Вари и Мирьянти К. Фока из Цакарисьяну, одержимых поистине страшными демонами, произвело глубокое впечатление на паломников, которые трепетали от ужаса и благоговения. |
Демоны, необыкновенно злобные и дерзкие, сами назвали себя: одного, который вселился в бедную Анну, звали Трикерис, а другого, обладающего душой несчастной Мирьянти,— Драконтиус; они ругались, кричали, визжали, смеялись, кусались и стонали, короче говоря, они мучили тела двух несчастных женщин, как только могли...» (Имена обоих дьяволов мужские: Трикерис значит «три струны», а Драконтиос — «драконоподобный».) |
Больные становятся совершенно неуправляемыми, когда процессия с телом святого подходит к ним. Они отчаянно пытаются освободиться, издают ужасные крики или ругаются и угрожают священникам и их святому, которого они обычно называли Капсали, что означает «тот, кто поджигает». |
Вот примеры выражений, которые вырывались у пациентов под влиянием святого: «Капсали, ты сжег меня», «Я разобью тебе грудь, глупый старый монах!», «Убирайся прочь, ты, епископ, похожий на козла, с козлиной бородой!», «Убирайся, козлоподобный священник!», «Пусть дьявол вселится в тебя!» |
Произнесение имени святого Герасима само по себе вызывает бурную реакцию демонов; и, как будто намеренно, священники и хор повышают голоса до предела, когда произносят имя святого как в церкви, так и во время литании. Но в тот самый момент, когда сундук с телом святого проносят над пациентом, он успокаивается и замирает. Когда же процессия проходит дальше, он снова начинает буйствовать. |
Считается, что всякий раз, когда происходит чудо исцеления, случается что-то неожиданное, например, разбивается стекло в церкви, бешено мигают святые свечи, иногда они гаснут, как будто их задул сильный ветер. Иногда об этом предупреждают сами демоны, и это говорит о том, что они сдаются, например: «Капсали, я выйду из этого парня, но я потушу твой святой огонь». |
Может произойти и кое-что посерьезней. Например, однажды, как сообщил один свидетель, сломалась большая ветка на дереве святого. Это произошло в тот момент, когда многие взобрались на дерево, чтобы лучше видеть процессию. |
Большинство пациентов святого продолжают хорошо ориентироваться в пространстве и, хотя отрицают свою истинную личность, сохраняют интерес к тому, что происходит вокруг. Они прекрасно знают местонахождение тела святого и церемонии в церкви и за ее пределами, как свидетельствуют несколько эпизодов. |
Однажды, когда на праздник святого явился епископ, имеющий дурную репутацию, пациенты все время прерывали церемонию справедливыми обвинениями; и когда в конце мессы он спросил соизволения у собравшихся объявить имя недостойного мирянина священникам, пациенты закричали хором: «Он такой же недостойный, как и ты». |
Островитяне также верят, что одержимые дьяволом обладают даром пророчества. Когда одна женщина посмеялась над больным, он повернулся к ней и, указав на ее маленькую дочь, сказал, что она скоро тоже будет просить святого исцелить ее от психического заболевания. И по словам учителя, рассказавшего эту историю, пророчество сбылось. |
Правда все это или нет, подобные истории наталкивают на мысль о загадочной природе связей между людьми и их святым — связи, в которой, возможно, скрыт ключ к пониманию чудес исцеления. |
Из книги "Подсознание под контролем" |
Источник |