Цивилизационные аркаимцы
|
|
В 2017 году исполнилось 30 лет со дня открытия экспедицией Челябинского государственного университета под руководством Г.Б. Здановича на юге Челябинской области Аркаима – поселения эпохи бронзы. Это открытие стало одной из археологических сенсаций XX века. В дальнейшем на восточном склоне Уральских гор было открыто ещё 20 поселений на расстоянии 40-70 км друг от друга, которые стали называть Страной городов.
|
|
В 2010 году в Аркаиме состоялалсь первая Международная научная конференция «Аркаимские чтения «Горизонты цивилизации», посвящённая актуальным проблемам цивилизационного развития. Тема Седьмых Аркаимских чтений – «Освоение пространства: история, география, культура» дала возможность участникам осмыслить результаты предыдущих конференций в разных координатах измерения. Восьмые Аркаимские чтения в 2017 году были посвящены тридцатилетию открытия Аркаима.
|
|
Пространство Аркаимских чтений «Горизонты цивилизации»
|
|
Организаторами конференции выступили Челябинский государственный университет, Челябинский филиал Института экономики УрО РАН, Челябинское отделение Академии гуманитарных наук (Санкт-Петербург) и Историко-культурный заповедник «Аркаим». Вышли в свет восемь сборников материалов участников из более чем 20 городов России, а также из США, Германии, Франции, Украины, Казахстана, Румынии, Израиля. Всего 197 статей.
|
|
Конференции получились научно-практические: наряду с учёными в них принимали участие преподаватели различных учебных заведений, общественные деятели, предприниматели, журналисты, инженеры, военные, аспиранты и студенты вузов. Впечатляет и разнообразие научного сообщества: филологи, философы, археологи, историки, экономисты, экологи, социологи, культурологи, биологи, географы, медики, химики, лесники, юристы. С одной стороны это позволяло рассматривать любую проблему с разных точек зрения, с другой – требовало от участников широкого кругозора и высокого профессионализма.
|
|
Постоянная ведущая и душа Аркаимских чтений М.В. Загидуллина, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета, доктор филологических наук вместе с участниками активно искала актуальные темы и эффективный формат для повышения результативности работы конференции. На Первых чтениях участникам была предоставлена свобода выбора тем докладов. В результате разнообразие тем: наука, образование, воспитание, семья, здоровье, бессмертие, традиции, религия, эзотерика, нравственность, культура, литература, искусство, экология, средства массовой информации, судьба России и всего человечества привело преимущественно к монологам докладчиков. Узкоспециализированные темы и специфические научные термины были малопонятны большинству участников. Ограничение числа заранее объявленных тем вывело формат обсуждения на уровень диалогов. В итоге все сошлись во мнении, что гораздо эффективнее всестороннее обсуждение одной, заранее выбранной самими участниками темы. Седьмые Аркаимские чтения подтвердили правильность такого решения.
|
|
За годы проведения конференции определились две команды постоянных участников: Челябинского государственного университета, состоящую преимущественно из гуманитариев, и Уральского экологического союза (Екатеринбург), основу которой составляли технари, имеющие большой опыт производственной, научно-исследовательской, общественной, просветительской деятельности и реализующие собственные социально-экологические проекты. Актив Уральского экологического союза уверен в том, что дальнейшее существование современной цивилизации возможно только на основе экологического (ноосферного, планетарного, космического, вселенского) мировоззрения, целью которого является достижение гармонии с людьми, обществом, природой и Богом – Творцом. Вкладом в будущее Уральского экологического союза является экологическое просвещение и формирование экологичной модели жизнедеятельности на Урале на основе знания законов природы, народных традиций и современных экологически чистых технологий под девизом «Мыслить - глобально, действовать – локально».
|
|
В работе Седьмых Аркаимских чтений впервые участвовала третья команда – А.Е. Соколов и К.Ф. Гаврилов, лидеры общественной организации «Навигация» (Екатеринбург), имеющие большой опыт проведения организационно-деятельностных игр (ОДИ) по методу Г.П. Щедровицкого – выпускники Уральского политехнического института (сейчас Уральский федеральный университет), которые сразу же поставили вопрос о результативности конференции. Включение элементов ОДИ в формат проведения Аркаимских чтений позволит выйти на уровень проекта коллективного мышления и деятельности.
|
|
Неформальная атмосфера Чтений, включающих в себя, наряду с докладами и их обсуждениями, экскурсии, общение и дружеские посиделки у костра с гитарой, ограниченный состав участников (до 30 человек) позволили создать условия, в которых очень разные люди учатся слушать, слышать, договариваться и взаимодействовать друг с другом. В итоге у участников конференции появилась уверенность в том, что творческий потенциал аркаимских встреч вносит свой вклад в саморазвитие личности и процесс гармонизации отношений в современном обществе.
|
|
Пространство Страны городов
|
|
Инициатором проведения Аркаимских чтений был Г.Б. Зданович, первооткрыватель и хранитель Аркаима, почётный профессор Челябинского государственного университета, доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе заповедника «Аркаим». Геннадий Борисович знакомил участников конференции с Аркаимом, экспонатами музея Природы и Человека, историко-культурными и природными памятниками Аркаимской долины, другими археологическими и природными объектами Страны городов. Результаты своих исследований Страны городов представили челябинские археологи, кандидаты исторических наук Д.Г. Зданович, Е.В. Куприянова, Т.С. Малютина; В.А. Новожёнов (Казахстан), кандидат культурологических наук И.П. Лобанкова (Уфа) и кандидат исторических наук А.Г. Палкин (Оренбург).
|
|
Сегодня уже общепризнано, что почти четыре тысячи лет назад на Южном Урале существовала высокоразвитая и высокодуховная цивилизация, построенная на знании универсального Вселенского Закона, в основе которого лежит понимание единства и взаимосвязи Человека, Природы и Космоса. Этим определялась экологичность жизнедеятельности аркаимцев: их хозяйственная деятельность встраивалась в экосистему, а не разрушала и перестраивала её. Социальную модель аркаимского общества можно охарактеризовать как «идеальное государство», «ноосферное общество», «Рай земной», о котором во все времена мечтали люди.
|
|
Пространство общественного мнения об Аркаиме
|
|
Приобретя всемирную известность, Аркаим стал местом массового паломничества туристов, экстрасенсов, эзотерических клубов, духовных движений, учёных, представителей разных национальностей и религиозных конфессий, интересующихся историей Урала, России и всего человечества. Люди ищут на своей прародине ответы на самые сокровенные вопросы, обращаясь к опыту своих предков. Как они жили, во что верили, кому поклонялись, о чём думали, к чему стремились? На роль современных учителей и просветителей претендуют многие, вариантов ответов на заданные вопросы тоже достаточно. Кому верить? За кем и куда идти?
|
|
В 2005 году на Аркаиме побывали В.В. Путин и Д.А. Медведев…
|
|
Однако до сих пор существует множество версий о том, что же такое Аркаим?
|
|
Известный российский писатель, сценарист, культуролог, историк, краевед А.В. Иванов (Пермь) в своей книге «Хребет России» отмечает: «… Но самое удивительное место встречи на Урале – в челябинских степях… Найденный город археологи назвали Аркаим. И вскоре после его открытия всплыли из земли другие города, получившие фантастические казахские имена: Синташта, Чекотай, Исиней, Берсуат, Журумбай. Всего 21 город. Страна городов… Аркаим сориентирован по звёздам. Похоже, что в Уральских степях лежит колесо Зодиака. Вот только откуда оно прикатилось и куда укатилось потом?»
|
|
Один из самых влиятельных духовных лидеров современности, писатель В.Н. Мегрэ считает, что: «Аркаим – это не город и не храм. Относительно обсерватории верно, но она совсем не главная. Аркаим – это Академия, так можно назвать его сегодняшним термином. В Аркаиме жили и работали учителя волхвов. Здесь они занимались исследованием Вселенной, определяли взаимосвязь космических тел, их влияние на человека…».
|
|
На Вторых Аркаимских чтениях свою версию об Аркаиме представил Г.С. Чеурин, научный руководитель Центра экологического выживания и безопасности, организатор экспедиции «Сибирский путь», Почётный полярник (Екатеринбург): «…Известно, что Аркаим был покинут в плановом и организованном порядке. Жители города не только вынесли все нужные вещи, но и убрали мусор, после чего пустой город сожгли». Почему ушли – до сих пор является главной загадкой. По мнению Геннадия Семёновича, Аркаим был создан как компактный, экономный и экологичный комплекс добычи и переработки сырья, изготовления, комплектации и сборки военно-транспортных единиц, то есть завод полного цикла с конвейерной сборкой унифицированного конечного изделия – боевой колесницы. На которых аркаимцы и отправились в долгий и опасный путь в Индию и Иран. Сегодня их потомки населяют и Россию, и весь Евразийский континент…
|
|
Однако поселение было построено со знанием законов астрономии, географии, геофизики и геодезии и несло в себе и функции храма и обсерватории. Аркаим был построен на «храмовом» месте с особой энергетикой. Всю работу древние мастера творили с молитвой. А знание астрономии нужны были будущим возницам для осваивания штурманского мастерства…
|
|
Эта версия на сегодняшний день представляется наиболее обоснованной и убедительной.
|
|
Значение Аркаима для мировой цивилизации высоко оценивает писатель А.А. Проханов, активный общественный деятель, Президент Изборского клуба, редактор газеты «Завтра». В сентябре 2016 года на заседании Уральского отделения Изборского клуба в Екатеринбурге на тему: «Урал земной и Урал небесный» Александр Андреевич выделил главное: «… Думаю, что здесь, на Урале, прозвучит новое слово нашей русской жизни – и политической, и духовной, и мировоззренческой. Важно консолидировать людей, очень сложных, наполненных собой и значительных. Чтобы они почувствовали важность содружества, товарищества, чтобы они писали работы и обменивались идеями». Аркаим стал источником многочисленных образов в литературе, искусстве, кинематографе.
|
|
На Восьмых Аркаимских чтениях М.В. Загидуллина сделала доклад о «потенциале популярности» Аркаима в интернет-сообществе в сопоставлении со Стоунхенджем – известным и в категориях популярности «раскрученным» археологическим памятником. Как оказалось, русскоязычный запрос «Аркаим» оказался победителем, опережая «Стоунхендж» по общему числу запросов.
|
|
Пространство темы Аркаимских чтений – «Горизонты цивилизации»
|
|
Системный кризис современной цивилизации сегодня очевиден всем. В ходе обсуждения этой темы на Аркаимских чтениях стало понятно: для того, чтобы найти решение этой проблемы, необходимо по-новому взглянуть на сложившуюся ситуацию. Как говорил Альберт Эйнштейн: «Современные проблемы не могут быть решены, если мы будем мыслить так же, как мы мыслили, когда их создавали».
|
|
Если рассматривать процесс освоения Земли человеком в современной истории, то этапы и масштабы освоения можно представить как процесс взросления человечества. Ключевыми понятиями при этом представляются мировоззрение, духовно-нравственные качества человека, урбанизация, глобализация и традиция.
|
|
Мировоззрение – как осознание человеком самого себя, смысла и цели его жизни, своей роли и места в обществе. Здесь можно выделить три этапа, которые условно обозначим как природно-мифологическое, религиозно-мифологическое и техногенно-материалистическое мировоззрение.
|
|
На этапе природно-мифологического мировоззрения люди верили, что окружающий мир создан Высшими (Божественными) силами. Существуют три мира: нижний, средний и верхний. Средний – мир людей и природы, верхний – мир светлых Богов, нижний – тёмный мир злых Духов. По критериям добра и зла человек, в зависимости от своих поступков, по окончанию жизни, мог попасть как в светлый мир Богов, так и в тёмный мир. Люди жили общиной и их мировоззрение было единым. Природа признавалась как источник жизни, поэтому отношение к ней было благоговейное. Существовал культ поклонения Природе, человек жил по принципам: «не бери лишнего», «знай меру», «не навреди», «думай о других», «думай о потомках». Это мировоззрение до сих пор хранят коренные северные народы, реликтовые народы Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии, стран Юго-Восточной Азии. В современном мире эти люди живут по законам Природы.
|
|
Все традиционные религии проповедуют, что мир и человек созданы Богом, призывают к добру и представляют окружающий мир в виде трёх миров.
|
|
Предвестник всех религий Спитама Заратустра утвердил нравственный кодекс: «Благая мысль. Благое слово. Благие поступки». По канонам православия, смысл жизни человека – «Стяжание духа святага Божьего», построение «Рая земного» и спасение в «Рае небесном». Неправедные же люди, нарушающие законы Божьи, рискуют попасть в тёмный мир – в Ад.
|
|
Однако в разных религиях отношение к Природе трактуется по-разному.
|
|
Религии являются духовной школой для человека, стремящегося к Свету, предлагая свои варианты на пути к единому Богу.
|
|
Исторический процесс освоения человеком Земли сегодня вышел на глобальный уровень. Существующие ранее на локальных территориях планеты разные цивилизации по мере роста населения и расширения территорий влияния столкнулись в конфликтах интересов и оказались в глобальном системном кризисе, который угрожает существованию всего человечества.
|
|
До сих пор процесс расширения занимаемой территории локальных цивилизаций проходил на основе доминирования расовых, национальных, религиозных, идеологических, политических и экономических интересов.
|
|
Около 400 лет назад, с началом промышленной революции, началось формирование техногенно-материалистического мировоззрения. Его ещё можно назвать урбанистическим, потребительским, природо-разрушающим. Люди изобрели машины и стали переделывать природу под себя.
|
|
Это мировоззрение полагает, что человек произошёл от обезьяны, отвергает существование души, духа, загробной жизни и Бога - Творца всего сущего. Оно не отвечает на вопросы о смысле и цели жизни человека и человечества. Это мировоззрение ставит целью жизни человека достижение личного успеха, максимального уровня потребления и комфорта любой ценой, без учёта негативных последствий для природы, общества и всего человечества в целом. Жизнь «Без Бога в душе, без Царя в голове».
|
|
Современный мир агрессивно глобализуется под флагом техногенно-материалистического мировоззрения. В популярной песне группы «Земляне» есть такие слова: «Мы – дети Галактики, но - самое главное, мы – дети твои, дорогая Земля!» Действительно, люди ведут себя как неразумные дети. В XX веке были изобретены самые изощрённые виды оружия массового уничтожения, развязаны две мировые войны с неисчислимыми жертвами, масштабными разрушениями и колоссальным ущербом для Природы.
|
|
Центрами распространения техногенно-материалистического мировоззрения стали мегаполисы. В начале XX века в России в городах проживало около 10% населения. Основой традиционного многовекового уклада жизни, формировавшего человека, была семья (многодетная, многоосновная), община, традиционная культура и вера (у каждого народа своя). Сегодня в России в городах проживает более 73% населения. Оторванные от родной природы, истории, культуры и традиции, люди теряют свои корни и смысл жизни, и превращаются в бездушных потребителей. Недаром говорят, что народы рождаются в деревне, а умирают в городе.
|
|
Ещё гениальный русский писатель Н.В. Гоголь в черновых записках к первому тому «Мёртвых душ» намечал символический образ города. «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как всё это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени». И далее: «Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящую смертью. Не трогаются. Смерть поражает не трогающийся мир. Ещё сильнее между тем должна представиться читателю мёртвая бесчувственность жизни». И как итог: «Весь город со всем вихрем сплетней – преобразование бездеятельности жизни всего человечества в массе». Это сказано в XIX веке. Сегодня мегаполисы стали центрами притяжения сотен миллионов людей. Планируется, что к 2025 году в мегаполисах будет проживать более 70% жителей Земли…
|
|
В современном мире более 80% совокупного валового продукта человечества принадлежит менее 10% самых богатых людей. До 80% этого совокупного продукта тратится на подготовку к войне, а потом на ликвидацию её последствий. При этом на самые насущные жизненные потребности (питание, одежда, жильё и т.д.) человечество тратит всего 4-7% используемых природных ресурсов.
|
|
Вот такую «цивилизацию» построили люди на Земле. Трудно назвать её разумной, хотя человек и называет себя «Хомо сапиенс».
|
|
Пришло время человечеству взрослеть и брать на себя ответственность за свою судьбу и Матушку – Землю. Независимые учёные и эксперты, все разумные люди уверены в том, что дальнейшее существование человечества возможно только на основе экологического мировоззрения.
|
|
Альтернативным вариантом развития цивилизации на основе экологического мировоззрения является учение выдающегося отечественного учёного и мыслителя, академика В.И.Вернадского о ноосфере, «сфере разума», в котором мерилом национального и индивидуального богатства являются духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающим миром. Владимир Иванович был глубоко верующим человеком…
|
|
150-летию со дня рождения В.И. Вернадского в 2013 году были посвящены Четвёртые Аркаимские чтения.
|
|
Участники Аркаимских чтений внесли свой весомый вклад в изучении цивилизационной тематики. В первую очередь это участник всех Чтений В.В. Московкин, руководитель этно-экологической экспедиции «Былина» (Екатеринбург), автор фундаментальной работы «Вселенский Домострой», в которой он изложил свою версию устройства мироздания, смысла и цели жизни Человека на Земле: «…Мир Природы, Мир Человечества и Горний мир составляют великое триединство мира Божьего, кормля и окормляя, служа и придавая служению смысл всему живущему, несущему «живу» в теле своём.
|
|
Это триединство издревле великими мыслителями мира людей называлось таким понятием, как «Земля – Человек – Космос». В этом триединстве Человек – связующее звено, без которого бессмысленно существование и Земли, и Космоса. Повзрослев духовно и перейдя в Горний мир из мира Дольнего, Человек обретёт новое триединство. Он покинет материальный (материнский) мир и обретёт мир духовный, но всегда будет хранить свою любовь к Матери – Земле и вновь народившемуся человечеству».
|
|
Изучая историю и многовековой опыт разных народов, В.В.Московкин пришёл к выводу, что традиция знает всё и отвечает на все вопросы. И современные проблемы возникли потому, что мы утратили свои традиции, общую цель и сбились с пути. «…Судьба России – построение нашим народом «Рая земного». По-современному это может звучать примерно так: «Создание на территории России и планеты Земля совершенного государства и общества, где каждый человек имел бы благоприятные условия для духовного роста до уровня космического (ноосферного) мышления.
|
|
Суть в том, что человек, народы, культуры имеют одинаковую цель. И эту цель можно назвать общечеловеческой судьбой, для достижения которой человечество может объединиться. Это единое поле, на котором мир может стать глобальным».
|
|
«Вселенский Домострой» В.В. Московкина дополняет и развивает учение В.И. Вернадского о ноосферной цивилизации, определяя значение России в её построении на основе народной традиции. На Восьмых Аркаимских чтениях В.В. Московкин в своём докладе «Начала пути и горизонты евразийской цивилизации» изложил свою версию о том, что аркаимцы ушли в разные стороны, в том числе и на Русскую равнину и являются прародителями народов евразийской цивилизации, в том числе и славян.
|
|
Самый известный уральский путешественник, писатель, издатель, краевед и фотограф Н.А. Рундквист (Екатеринбург) в ходе своих многочисленных экспедиций осваивал пространство разных стран и регионов. Но лучше всего он изучил родной Урал. На Аркаимских чтениях Николай Антонович презентовал иллюстрированную краеведческую энциклопедию Урала и книгу очерков «Страшные тайны Урала». По мнению профессора В.Г. Капустина, декана географо-биологического факультета Уральского государственного педагогического университета «…следует отметить, что столь подробного энциклопедического издания не имеет ни один из географических регионов Российской Федерации».
|
|
Обсуждались на Чтениях и результаты экспедиции «В гармонии с природой» по Уралу, которую Уральский экологический союз проводит с 2006 года. Оргкомитет экспедиции возглавляют известные учёные: Н.Б.Прохорова, президент Уральского экологического союза, директор Российского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов, профессор, доктор экономических наук, заслуженный эколог РФ и академик В.Н. Большаков, советник РАН, Институт экологии растений и животных УрО РАН; руководитель экспедиции – Г.В. Ращупкин, исполнительный директор Уральского экологического союза, кандидат химических наук; пресс-секретарь – О.А. Подосёнова, координатор программ УЭС. Цель экспедиции – поиск примеров экологичной жизнедеятельности (неразрушающего природопользования) на Урале на основе знания законов природы, народных традиций и современных экологически чистых технологий.
|
|
Социально-экономическим аспектам цивилизационной тематики посвящены доклады В.Н. Белкина, директора Челябинского филиала Института экономики УрО РАН, профессора, доктора экономических наук и сотрудников Института экономики УрО РАН, доктора экономических наук Е.Л. Андреевой и доктора исторических наук В.Л. Берсенёва.
|
|
С ноосферным вектором развития образования познакомили участников конференции М.Н. Дудина, профессор, доктор педагогических наук, Г.П. Сикорская, профессор, доктор педагогических наук и И.С. Огоновская, доцент, кандидат исторических наук (все – Екатеринбург).
|
|
Экспертами по вопросам виртуального пространства Интернета выступали преподаватели челябинских вузов, кандидаты филологических наук А.А. Морозова, А.А. Селютин и В.В. Фёдоров.
|
|
Среди исследователей темы традиционной народной культуры в первую очередь можно отметить работы Е.Т. Карпушевой, директора Центра «Логос» (Североуральск), Т.В. Савельевой, кандидата филологических наук (Миасс) и Г.С. Чеурина.
|
|
Непременной составляющей Аркаимских чтений стали содержательные и увлекательные доклады на литературные темы С.М. Шакирова, заведующего кафедрой филологии Миасского филиала Челябинского государственного университета, кандидата филологических наук.
|
|
Пространство будущего
|
|
Будущее создаётся сегодня. Каким оно будет – зависит от нас… Писатель и путешественник Ю.Г. Бриль (Екатеринбург), уроженец земли Страны городов, верит, что Аркаим спасёт мир: «…Аркаимцы были людьми мистическими, для них многое значили пророчества и знамения. Они ушли, но их цивилизация открыта сегодня, и она жизненно необходима нам, потому что становится нашей современностью, нашим будущим, она возвращается к нам, вливается свежей энергией, обновляя нашу выдохшуюся цивилизацию, отравленную промышленными отходами, разъеденную корыстолюбием…»
|
|
Г.С. Чеурин развивает эту мысль: «…Аркаим и Страна городов – очень вовремя, на рубеже второго и третьего тысячелетия пришедший к нам памятник промышленной, высокотехнологичной (и в то же время высокодуховной по отношению к окружающему миру) культуры древней внутриконтинентальной цивилизации «северного» типа, которая и заложила четыре тысячи лет тому назад основу для мирного развития человечества в двадцать первом веке».
|
|
«Цивилизационные» аркаимцы верят в светлое (ноосферное) будущее, когда человечество осознает себя частью Вселенского Разума. И в год 30-летия открытия Аркаима продолжают осуществлять свой просветительский проект по формированию экологичной (северной, аркаимской, ноосферной) модели жизнедеятельности на Урале. Г.В. Ращупкин, исполнительный директор Уральского экологического союза, руководитель экспедиции «В гармонии с природой», кандидат химических наук.
|
|
Источник
|