Одной из самых загадочных женщин-медиумов была Элен Смит, урожденная
Катерина-Элиза Мюллер. Эта женщина утверждала, что не просто видит некие
образы, но и может вспомнить свои прошлые жизни. Девочка, которая непохожа
на других Катерина родилась 9 декабря 1861 г. С раннего детства Катерина-Элиза
была мечтательным ребёнком, держалась с чужими отчуждённо, увлекалась чтением
и рисованием. После окончания школы она изучает коммерцию. Её постоянно
посещают видения и терзают различные страхи, сообщает Express.
В возрасте 30 лет она начинает интересоваться спиритизмом, участвует
в сеансах и показывает себя сильным медиумом. Во время сеанса она преображалась,
впадая в транс. Её глаза широко раскрывались, взгляд устремлялся в пространство
или бессмысленно блуждал. В этот момент расширенные зрачки Элизы не реагировали
на яркий свет, а лицо превращалось в безжизненную маску. Через несколько
минут Элиза начинала говорить от имени вселившегося в неё «духа» - Калиостро,
Марии Антуанетты, Виктора Гюго и прочих знаменитостей.
Голос её при этом совершенно менялся, подражая тем, чей «дух» в ней воплотился.
Иногда Элиза говорила обычным голосом, описывая являющиеся ей видения. В
трансе фрау Мюллер общалась только с одним из присутствующих, отвечая на
его вопросы. Остальные люди для неё не существовали.
Когда в Элизу вселялся Калиостро, она вставала, гордо выпрямляясь, и
начинала говорить, величественно скрестив руки на груди. Голос её становился
громким и низким, как у мужчины, а произношение - похожим на итальянское,
со старинными оборотами. На вопросы Калиостро отвечал фамильярно, обращаясь
к собеседнику на «ты».
Другим «духом», вселявшимся в медиума, была индийская принцесса Симандини
- дочь арабского шейха и одиннадцатая жена принца Наяка Сиврука из Канары,
который в 1401 году построил крепость Чандрагири.
- Перед нами представала настоящая дочь Востока, - вспоминал Теодор Флурнуа.
- Она садилась на землю со скрещенными ногами; её торжественное, полное
религиозного чувства коленопреклонение перед невидимой курильницей, благоговейно
скрещенные на груди руки и тройные поклоны производили впечатление неподражаемой
естественности; меланхолическая нежность её песен, свободная гибкость её
змеевидных движений - столь разнообразная мимика, отличающаяся чисто экзотическим
характером, все эти движения носили отпечаток оригинальности и непринужденности.
Невольно возникало недоумение, откуда могла их усвоить женщина, совсем не
знающая Востока.
В ходе сеансов Симандини произносила слова и целые фразы, которых никто
не понимал. Когда их записали и обратились к специалистам, оказалось, что
она говорила на санскрите. Однажды Элиза в трансе написала несколько слов
на странном языке. Знатоки восточной письменности сказали Теодору, что это
арабская пословица: «Немного дружбы уже много».
По окончании сеанса, возвещаемом тремя стуками по столу, фрау Мюллер
понемногу приходила в обычное состояние. Оно наступало не сразу - ему предшествовали
несколько коротких пробуждений, чередующихся с погружением в сон. Пришедшая
в себя женщина не помнила того, что происходило в трансе.
25 ноября 1894 года погруженная в транс Элиза увидела на большой высоте
яркий свет. Потом она почувствовала, что её закачало.
Ей казалось, что голова опустела и у неё не стало тела. Какая-то сила
несла её вверх. Потом фрау Мюллер увидела красивый шар и оказалась на его
поверхности.
- Где я нахожусь? - спросила она у знакомого «духа», оказавшегося рядом.
- На планете, называемой Марсом, - ответил он.
Элиза стала описывать свои первые впечатления. Она видела повозки без
лошадей и колёс, которые, скользя, рассыпали искры; летательные аппараты,
похожие на каретные фонари; дома с фонтанами воды на крыше; людей, которые
говорили на странном языке и, здороваясь, давали друг другу щелчки в нос;
детей, спавших в колыбели, имевшей вместо занавесок железного ангела с распростертыми
крыльями...
Фрау Мюллер почти во время каждого транса стала посещать Марс. Понемногу
она научилась говорить и писать на марсианском. Оказалось, что один из правителей
планеты, некто Астанэ, в прошлой жизни обитал на Земле и был знаком с Симандини.
Однажды Элиза в обществе Астанэ присутствовала на пышном местном празднике.
Одетая в платье с блестками (по её представлению - марсианское), она вошла
в большой квадратный зал, освещенный по углам лампами.
Всюду висело множество декоративных растений. Среди зала находилась роща,
окруженная маленькими блестящими столами. Внутри теснилась весёлая толпа
юношей и девушек, прически которых имели сзади вид розового, голубого или
зелёного мотылька.
По знаку, поданному Астанэ, все уселись за убранные цветами столы. Двое
мужчин положили перед марсианами квадратные тарелки и вилки без рукояток.
Потом они подали странные на вид блюда, но вкус их оказался превосходным.
Праздник кончился танцами и песнями.
Ещё более странные вещи рассказывала Элиза о посещении воспитательного
дома марсиан. В громадном зале вдоль стен висели «колыбели», напоминавшие
пеленальные столики. В каждой «колыбели» лежал ребенок.
По залу ходили марсиане с домашними животными, имеющими широкую плоскую
почти безволосую голову и большие добрые глаза, как у тюленей. Их большое
вымя было вложено в квадратный доильный агрегат с трубкой. Марсиане то и
дело совали трубку в рот младенцам, кормя их молоком.
В 1900 Э. Смит получает финансовую поддержку от некоей богатой американки,
оставляет работу и берёт уроки рисования. В 1903 году ей «является» Иисус
Христос, и при этом голос духа Леопольда сообщает Э. Смит, что она должна
нарисовать Иисуса.
Начиная с 1905 года художница создаёт картины религиозного содержания
— изображения Христа и Богородицы, 12 крупноформатных произведений, сделанных
масляными красками на деревянных досках. Рисует она как правило пальцами
и ладонями, редко применяя кисти. Выполняя эти работы, Смит остаётся в уверенности,
что все они имеют мистическое происхождение.
В 1913 году на конгрессе психологов в Женеве Элен сообщает о своём творческом
процессе следующее: «В дни, когда я должна рисовать, меня будят (духи) рано
утром, между 5 и 6 часами громко стуча трижды о мою кровать. Я встаю и иду
к полотну. За два шага до него меня охватывают странные ощущения и я испытываю
такое состояние, как будто засыпаю. Позднее я знаю, что и в самом деле спала,
так как замечаю на своих пальцах краску разных цветов и при этом не могу
вспомнить, чтобы ею пользовалась». К сожалению, о дальнейшей жизни Элен
Смит ничего не известно. Умерла она 10 июня 1929 г. в городе Женева. Обстоятельства
её смерти так же остаются неизвестными.