Тайна хрустальных черепов
|
После выхода фильма «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» широкой публике стало известно о существовании в Мезоамерике этих странных находок, человеческих черепов, изготовленных из прозрачных или молочно-белого цвета кварцевых кристаллов. Впервые в поле зрение исследователей эти артефакты попали в девятнадцатом веке, и с тех пор разные специалисты предлагают различные варианты их происхождения. Обычно их приписывают древним культурам, распространенным в доколумбовой Мезомерике, однако до сих пор не известно точно, кто, как и для чего вырезал эти черепа. |
В 1992-ом году в Национальный музей истории Америки Смитсониан в Вашингтоне, округ Колумбия, пришла анонимная посылка, содержавшая полый череп, сделанный из горного хрусталя, чуть более двадцати пяти сантиметров в высоту и весивший тринадцать с половиной килограмм. В сопровождающем письме выдвигалось предположение об ацтекском происхождении артефакта. Приславший не просил никакой платы за артефакт и сообщил, что данный череп являлся частью коллекции некоего Порфирио Диаса и был куплен в Мексике в 1960-ом году. Куратор испано-американской коллекции музея, Ричард Альборн, обратился за помощью к антропологу Джейн МакЛарен Уолш, занимавшейся этими мрачными черепами из молочно-белого хрусталя. Однако, ранее исследовательнице доводилось иметь дело лишь с черепом, изготовленным из камня в натуральную величину и выставленном в Британском музее, а также с выставочными уменьшенными копиями и подделками. Этот же экземпляр был явно больше, чем настоящий человеческий череп. После недолгого обсуждения исследователя спросили, заинтересовано ли отделение антропологии в получении данного экземпляра в коллекцию. Ответ был, конечно же, положительный, ведь этот артефакт мог действительно быть предметом доколумбийской мезоамериканской древности. |
После получения этого артефакта из горного хрусталя Джейн Уолш вплотную занялась изучением коллекций доколумбийских древностей в музеях мира. Исследование одного конкретного черепа породило новые исследования в области технологий гранения доколумбовых цивилизаций и особенно обработки таких твердых пород камней, как жадеит и хрусталь. |
Эти хрустальные черепа привлекли внимание не только научных исследователей, но и простых обывателей – из-за своего мистического вида. Теории об их происхождении появились в изобилии. Некоторые считают хрустальные черепа плодами творчества майя или ацтеков, многие приписывают им оккультное предназначение. Некоторые даже считают, что эти артефакты происходят родом с затонувшего континента или из другой галактики. А благодаря историям об Индиане Джонсе эти археологические находки обрели небывалую популярность. |
Обычно эти экзотические находки приписывают доколумбийским культурам Мезоамерики, однако в музеях нет ни единого экземпляра этих хрустальных черепов, который бы попал к исследователям непосредственно с мест раскопок. Кроме того, они имеют мало общего в техническом и стилистическом плане с настоящими изображениями черепов доколумбового времени, являвшихся очень важным и широко распространенным мотивом в иконографии народов Мезоамерики. Так что вопрос о том, откуда они происходят и с какой целью были изготовлены, остается до сих пор открытым. |
Музеи мира начали коллекционировать черепа, вырезанные из горного хрусталя и других пород, с середины девятнадцатого века, когда в Мексике еще не проводились серьезные научные исследования и раскопки, а информация о настоящих древностях доколумбового времени была крайне скудна. Кроме того, это было время расцвета индустрии подделок древних артефактов Америки. Когда археолог, работавший для музеев Смитсониан, посетил в 1884-ом году Мехико, он увидел так называемые «лавки древностей» буквально на каждом шагу. В них покупателям предлагалось приобретать «настоящие» глиняные сосуды, свистульки и фигурки эпохи до Колумба, хотя большинство их них были явными подделками. Двумя годами позже исследователь Холмс предупредил в журнале «Наука» («Science») о распространении в стенах музеев подделок артефактов культур Мезоамерики доколумбового времени. |
Первые мексиканские хрустальные черепа всплыли чуть ранее французской интервенции в 1863-ем году, когда армия Луи Наполеона вторглась в страну и посадила на императорский трон Максимилиана фон Габсбурга Австрийского. Черепа те были в основном маленькие, не больше четырех сантиметров в высоту. Самый ранний образец высотой около двух с половиной сантиметров, возможно, купленный в 1856-ом году банкиром Генри Кристи, сегодня находится в Британском музее. |
Два других образца были выставлены на экспозиции в 1867-ом году в Париже как часть коллекции французского собирателя старины Эжена Бобана, вероятно, самой таинственной фигуры в истории коллекционирования хрустальных черепов. Француз, который служил официальным археологом при мексиканском дворе Максимилиана, Бобан также являлся членом Французской научной комиссии в Мехико. Однако, экспозиция оказалась не вполне успешной, так как совпала с расстрелом Максимилиана по приказу мексиканского президента Бенито Хуареса. |
Один маленький хрустальный череп был приобретен в 1874-ом году за двадцать восемь песо Национальным музеем в Мехико у коллекционера Луиса Костантино, и еще один за тридцать песо в 1880-ом году. В 1886-ом году музей Смитсониан купил маленький хрустальный череп из коллекции Августина Фишера, который был секретарем императора Максимилиана в Мехико. Однако он загадочным образом исчез из коллекции музея после 1973-го года. Он был выставлен в экспозиции археологических подделок, после того, как в пятидесятые годы двадцатого века было установлено, что череп этот был вырезан из хрусталя с помощью современного гранильного станка. |
Эти маленькие образцы представляют собой «первое поколение» хрустальных черепов. Все они имеют сквозное отверстие, просверленное сверху вниз. Происхождение отверстий может так же быть времени до Колумба, а сами черепа, возможно, представляют собой мезоамериканские хрустальные бусины, которые позже были переделаны для европейского рынка, где они были в ходу в качестве сувениров или напоминаний хозяевам о близости смерти. |
При исследовании происхождения хрустальных черепов часто встречается имя Эжена Бобана. Он прибыл в Мексику будучи подростком и провел там юные годы в собственных археологических экспедициях, попутно коллекционируя экзотических птиц. Этот француз по уши влюбился в культуру Мексики, овладев испанским и науатль, языком ацтеков. Позже он открыл свое дело и зарабатывал на жизнь, торгуя в Мехико археологическими находками и древними артефактами. |
По возвращении во Францию в семидесятых годах девятнадцатого века Эжен Бобан открыл антикварный магазин в Париже и продал большую часть своей коллекции оригинальных мексиканских древностей Альфонсо Пинарту, французскому исследователю, путешественнику и этнографу. В 1878-ом году Пинарт подарил коллекцию, включавшую в себя три хрустальных черепа, Трокадеро, куратору Музея человека в Париже. Третий череп коллекции был в несколько раз больше чем любой другой череп этого раннего периода и достигал десяти сантиметров в высоту. В этом черепе, ныне хранящемся в Музее на набережной Бранли, имеется вертикальное, просверленное сквозь центр отверстие. Похожий череп, но меньшего размера (около шести сантиметров в высоту), содержится в одной из частных коллекций. Он служит опорой для распятия. |
Черепа второго поколения уже имеют размер, соотносимый с натуральным размером человеческого черепа. У них уже отсутствует вертикальное отверстие внутри. Находка этого типа впервые найдена в 1881-ом году во все том же парижском магазине Бобана. Этот череп достигает около пятнадцати сантиметров в высоту. В каталоге в описании его не было указано его место находки и приобретения, кроме того, он был указан в отдельном от мексиканских антикварных товаров списке. Сам Бобан называл его шедевром гравировального искусства и отмечал, что этот экземпляр является уникальным в мире. Но, несмотря на его уникальность, череп так и не удалось продать. Так что Бобан, вернувшись после шестнадцатилетнего отсутствия в Мексику, вновь взял его с собой. Он выставил его в ряду коллекции настоящих человеческих черепов в своем магазине, который он называл «научным музеем». Если верить местным сплетням, Эжен Бобан пытался продать этот хрустальный череп в Мексиканский национальный музей в качестве ацтекского артефакта, вместе с Леопольдо Батресом, который занимал должность государственного защитника доиспанских памятников. Однако куратор музея посчитал этот череп стеклянной подделкой и отказался купить его. После этого Батрес обвинил Бобана в мошенничестве и контрабанде антиквариатом. |
В июле 1886-го года французский антиквар перенес свой музейный бизнес в Нью-Йорк, где позже провел аукцион. Тогда ему удалось продать несколько тысяч археологических артефактов, манускриптов колониальной Мексики и обширную библиотеку. Кампания Tiffany & Co выкупила хрустальный череп на этом аукционе за девятьсот пятьдесят долларов. Десятилетием позже кампания продала череп Британскому музею за ту же цену. Интересно отметить, что каталог Бобана 1886-го года для нью-йоркского аукциона включал в себя еще один хрустальный череп. Он меньше размером, чем первый. В описании его говорится, что найден этот экземпляр из долины Мехико. Перечислен он в списке рядом с хрустальной рукой, предположительно ацтекского происхождения. Ни один из этих предметов ныне отыскать не удалось. |
Третье поколение черепов появилось в 1934-ом году, когда Сидни Берни, лондонский торговец произведениями искусства, выкупил хрустальный череп, практически идентичный по размерам и пропорциям тому образцу, что был получен Британским музеем от кампании Tiffany & Co. Не сохранилось никакой информации по поводу того, где он достал череп, но это, похоже, реплика образца из Британского музея – почти та же форма, но глаза и зубы смоделированы чуть более искусно и детально. Кроме того, у этого черепа отдельная подвижная нижняя челюсть, которая и характеризует класс подобных хрустальных черепов. В 1943-ем году данный экземпляр был продан в Лондоне Фредерику Артуру (Майку) Митчеллу-Хэджесу, состоятельному английскому морскому рыбаку, путешественнику и неординарному рассказчику историй. |
После публикации в 1954-ом году мемуаров Митчелла-Хэджеса «Опасность-мой союзник» этому третьему поколению хрустальных черепов стали приписывать майяское происхождение, так же как и многим фантастическим историям в духе Индианы Джонса. Его приемная дочь, Анна Митчелл-Хэджес, которая умерла в возрасте ста лет, заботилась о хрустальном черепе в течение шестидесяти лет, периодически показывая его желающим за деньги. После ее смерти артефакт перешел во владение ко вдовцу, но десять племянников и племянниц также требуют свои права на обладание им. Этот череп известен под именами Череп Судьбы, Череп Любви или просто череп Митчелла-Хэджеса. Про него рассказывают, что из глаз его струится голубоватый свет, а сам он имеет свойство ломать жесткие диски компьютеров. |
Несмотря на то, что почти все хрустальные черепа идентифицировались как ацтекские, тольтекские, миштекские и иногда как майяские, они не несут в себе художественных и стилистических черт, характерных для перечисленных культур. Ацтекские и тольтекские головы смерти почти всегда вырезались из базальта и иногда отделывались гипсом и раскрашивались. Они были или прикреплены к стенам или алтарям, или изображались на поясах рельефов, изображающих божеств, в качестве орнамента. Вырезаны они довольно грубо, но более натуралистично, чем хрустальные черепа, особенно при изображении зубов. Миштеки иногда изготавливали черепа из золота, но они скорее представляют собой скорее черепообразные лица с целыми глазами, носами и ушами. Майя тоже вырезали черепа, но, как правило, на известняковом рельефе. Зачастую эти черепа, изображенные в профиль, представляли собой дни майяского календаря. |
Французские и прочие европейские покупатели представляли себе, что покупают искусно вырезанные изделия доколумбового времени, впечатленные своими собственными страхами, связанными с человеческими жертвоприношениями ацтеков. Однако ацтеки не носили хрустальные черепа на своих шеях. Наоборот, они помещали черепа жертв на вешалки, протыкая их горизонтально по бокам (в теменной и височной областях), не вертикально. |
Есть предположение, что все маленькие черепа первого поколения – подделки, изготовленные в Мехико немногим ранее времени, когда были проданы, между 1856-ым и 1880-ым годами. Этот двадцатичетырехлетний период представлен продукцией одного мастера или одной мастерской. Более крупный парижский череп 1878-го года обнаружения представляет собой, похоже, промежуточный вариант, который сохраняет вертикальное просверленное отверстие, однако размер которого не позволяет ему быть бусиной или носиться каким-либо иным способом на теле. Череп этот ныне находится в лабораториях Лувра и Музея на набережной Бранли, которые начали программу научного исследования образца, которая включает в себя анализ техники изготовления его, обследование рентгеновскими лучами и спектроскопию комбинационного рассеяния. Это позволит нам в ближайшем будущем больше узнать о материале и времени изготовления данного артефакта. |
Возможно, парижский череп 1878-го года и образец из Британского музея, перешедший в его владения через кампанию Tiffany & Co от французского коллекционера Эжена Бобана, обнаруженный в 1881-ом году, являются европейскими подделками девятнадцатого века. Нет ни одной прямой отсылки к Мексике для этих больших черепов, кроме Бобана. Они просто-напросто появились из ниоткуда в Париже много позже возвращения коллекционера и торговца древностями из Мексики в 1869-ом году. Череп Митчелла-Хэджеса, обнаруженный в 1934-ом году, является копией образца из Британского музея, технически и стилистически улучшенной, которую мог изготовить только опытный фальсификатор. Впервые предположение о подделке выдвинул исследователь, сотрудник Британского музея, Адриан Дигби, в 1936-ом году. Однако он не предполагал, что это была современная подделка, хранящаяся в стенах его родного музея, а исследования, произведенные с помощью микроскопа в начале двадцатого века, тогда не могли еще выявить следы использования современных инструментов. |
Череп, полученный музеем Смитсониан восемнадцать лет назад, представляет собой еще одно поколение этих мистификаций. Если верить анонимному дарителю, он был куплен в Мексике в 1960-ом году, а размер его, возможно, отражает богатство эпохи. По сравнению с оригинальными черепами девятнадцатого века, череп из музея Смитсониан просто огромен. Рядом с этим тринадцатикилограммовым гигантом более двадцати пяти сантиметров высотой остальные черепа просто карлики. Предполагают, что он был изготовлен в Мехико незадолго до того, как был продан. Сегодня череп находится в национальной коллекции Смитсониан и имеет свой номер в каталоге – 409954. |
По просьбе исследовательницы Джейн МакЛарен Уолш коллекционеры предоставили ей для изучения черепа из Мексики, Гватемалы, Бразилии и даже из Тибета. Некоторые из этих «хрустальных» черепов оказались стеклянными, а несколько штук были изготовлены из смолы. |
Джейн Уолш совместно с исследовательницей из Британского музея Маргарет Сакс обследовали с помощью электронного микроскопа черепа из Британского музея и музея Сампсониан и выяснили окончательно, что они были вырезаны с помощью относительно современного гранильного и шлифовального оборудования, которое было недоступно доколумбийским цивилизациям Мезоамерики. Так почему хрустальные черепа до сих пор успешно привлекают внимание, почему многие музеи продолжают выставлять их в экспозициях, несмотря на нехватку археологического контекста и при наличии очевидных изобразительных, стилистических и технических проблем? Хотя Британский музей и заявляет свои хрустальные черепа, как подделку, многие другие музеи предлагают их для обзора посетителей как настоящие древние артефакты. Национальный музей в Мехико, например, утверждает, что хранящиеся в нем хрестальные черепа – плоды труда ацтекских и миштекских мастеров. Возможно, это делается потому, что эти мрачные предметы надежно привлекают внимание трепетного зрителя. |
Впечатленные техническим совершенством и светящейся полировкой, поколения музейных работников и частных коллекционеров были обмануты этими артефактами. Однако, они слишком хороши, чтобы быть истинными. Если мы предполагаем, что резчики доколумбового времени использовали каменные, костяные, деревянные и, возможно, медные инструменты, вместе с абразивным песком для обработки камня, хрустальные черепа вырезаны и отполированы слишком искусно для этого. |
В конечном счете правда о хрустальных черепах, возможно, навсегда ушла в могилу вместе с французским коллекционером и торговцем древностями, Эженом Бобаном, продавшим на своем веку многие тысячи артефактов доколумбового времени, включая как минимум пять различных хрустальных черепа, хранящиеся ныне в музеях по всему миру. Он заворожил умы многих поколений и оставил после себя интригующее наследство, озадачивающее нас еще на век после его смерти. |
Источник |