Ведьмин день празднуют в канун Первого мая
|
|
|
Существует бесчисленное множество праздников и памятных дат, порожденных различными цивилизациями, культурами, календарями и событиями. Некоторые из них празднуются долго и счастливо, другие быстро выхолащиваются и отмечаются лишь формально, третьи исчезают, почти не оставив следа.
|
|
Всеобщее смешение и наслоение друг на друга различных традиций часто образуют весьма забавные сочетания. Например, легендарная череда майских праздников, сложившаяся в советское время и парализующая производственную сферу страны на полмесяца, предваряется Вальпургиевой ночью - своеобразным профессиональным праздником женщин непростой судьбы средневековой Европы.
|
|
По германским народным поверьям, раз в год на горе Броккен в Граце проходит годичный праздник ведьм. Помимо германских, в нем принимают участие и скандинавские ведьмы. Судя по художественной и фольклорной литературе, мероприятие было подобно масштабной корпоративной вечеринке: барышни летают на метлах, скачут вокруг костров, выпивают, закусывают и предаются другим плотским удовольствиям. Несмотря на оргиастический характер этой ночи, ее название связано с именем Святой Вальпурги, английской монахини, приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых ее день - 1 мая, пишет ИА «День» .
|
|
Своей славой Вальпургиева ночь, вероятно, обязана многочисленным процессам, проводившимся в средние века. Как писал видный ученый XVI века Варфоломей де Спина в труде 'Исследование о ведьмах': 'Бесчисленное множество инквизиционных процессов и наказаний ведьм доказывает, что ведовство и колдовство действительно существуют: в противном случае инквизиторы, приговаривавшие ведьм к смерти, были бы несправедливыми судьями. Так как церковь не только знает и принимает к сведению эти приговоры, но также санкционирует и одобряет их - следовательно, эти вещи действительны и истинны:'. Спорить с такой аргументацией в те времена было бесполезно, поскольку возражающий автоматически попадал под подозрение в связях с нечистой силой. Увлечение охотой на ведьм было всеобщим. Поскольку для получения доказательств было разрешено применять пытки, то не было недостатка в свидетельских показаниях непосредственных участников событий. Тот факт, что имущество подозреваемых конфисковывалось в пользу доносчиков, следователей и властей, создавал необходимую материальную базу для плодотворной работы. Оригинальное обоснование преследования ведьм дал известный английский философ Томас Гоббс: 'Что касается ведьм, я полагаю, что их колдовство не есть реальная сила, и, тем не менее, я думаю, что их справедливо наказывают за их ложную уверенность, будто они способны причинять подобное зло, - уверенность, соединенную с намерением причинить это зло, будь они на то способны'. Вот тебе и 'философ-материалист' (как характеризует его Большая советская энциклопедия)!
|
Кстати, Россия и в это время (XV-XVIII века) не желала следовать общеевропейским тенденциям. Она не преследовала своих женщин в столь масштабном и изуверском порядке. Видимо, поэтому об отечественных участницах Вальпургиевых ночей ничего не известно. В России уголовно наказуемыми считались только ворожба и колдовство против монарха. Массовых казней колдунов у нас не было, что, конечно, не умаляет заслуг различных отечественных правительств по изведению населения другими способами.
|
|
Впрочем, мы отвлеклись от темы первого Международного женского дня. Коллективное европейское безумие выдохлось только во второй половине XVIII века. Новые времена подарили женщинам возможность создавать организации не только под руководством следователей инквизиции и проводить собрания не только в виде шабашей.
|
|
Вальпургиевы ночи возродились в XX веке уже как коммерческие проекты. В Германии и Скандинавии в ночь с 30 апреля на 1 мая проходят молодежные музыкальные фестивали и праздники, которые нередко заканчиваются стычками с полицией. Стремящиеся в Европу прибалты также начали праздновать Вальпургиеву ночь. Правда, власти Таллина на всякий случай ограничивают в этот период продажу алкоголя на вынос.
|
В Ижевске, по слухам, канун Первомая празднуют некоторые активные язычники. Впрочем, вряд ли они ждут к себе на огонек европейских ведьм. Просто наступающий май и грядущее лето побуждают к действию, будь то языческие костры или открытие огородного сезона.
|
|
Михаил Эстрин
|
|
http://www.iamik.ru/15314.html 29.04.2004
|