Шаманизм - главная религия северных народов
|
|
Шаманизм — главная религия коренных северных народов — утверждает, что
душу имеют и камни, и скалы, и тайга. Здесь при удаче в охоте искренне благодарят
местных духов, в том числе Хозяина. Имен у Хозяина много: Бурхан у бурят,
Байанай у якутов, Подя у русских охотников северного Забайкалья... Требуется
Хозяину немного: доброе слово, уважительное отношение к природе и соблюдение
законов тайги. |
|
Как-то весной в Якутии местный напарник всерьез выражал неудовольствие
тем, что я медведя, абсолютно мне тогда ненужного, не стал стрелять при
встрече: мол, от подарков местного бога отказываться нельзя. И действительно,
жизнь потом подбросила множество примеров того, как наказывает и благодарит
Хозяин. |
|
|
Осень. Заход в тайгу. Промысловик принес на паняге в свое зимовье продукты
и снаряжение, поужинал и лег спать. После трудного перехода спал он крепко.
Проснулся от того, что кто-то схватил его за плечо, несколько раз встряхнул
и громко сказал: |
|
— Вставай! Горишь! |
|
Очнувшись ото сна, охотник увидел, что в зимовье посторонних нет, но
очень светло, несмотря на глубокую ночь. Этот свет был от огня: пожар начался
между потолочным покрытием и крышей от жестяной печной трубы. |
|
Вероятно, туда в межсезонье попал лесной мусор, а когда печку затопили,
он загорелся. Охотник успел погасить пожар. Он был убежден, что его спас
Хозяин. |
|
Мне тоже приходилось сталкиваться с проявлениями воли Хозяина. В тот
день выдра добылась неожиданно легко. Это был фарт в чистом виде: она сама
по льду речному набежала. |
|
Вечером в зимовье, когда я поужинал и выдровую шкуру обезжиривал, на
пол с грохотом упал с печки устойчиво стоявший там бак тридцатилитровый,
в котором снег таял. |
|
Ключ промерз до дна, приходилось воду на бытовые нужды из снега добывать.
Так и не поняв, почему бак с печки спрыгнул, я его снова снегом наполнил
и опять на печку поставил. Минут через десять он снова с печки слетел. |
|
Когда очередная порция снега в баке ставилась на печку, обрушился очень
крепкий стол. Загремела посуда, погасла упавшая керосиновая лампа и звонко
разбилось последнее ламповое стекло. |
|
Но потери оказались незначительны: у стекла лампового откололся кусочек
в верхней части трубки, а на мешочек с последним сахаром чайник перевернулся.
|
|
До меня в конце концов дошло, что все необычное в этот вечер потому и
происходит, что я Хозяина за фарт не поблагодарил. Срочно исправил оплошность,
огонь угостил, пообещав в будущем внимательнее быть. |
|
Были и другие случаи, в которых Хозяин помог мне жизнь сохранить. Январскую
ночь пришлось коротать у костра на старой гари. Раненого лося добрать днем
не удалось, заночевал на его следу — благо дров на гари хватает. |
|
Из всех конструкций долгоиграющих костров лучшая, если сухой выворотень
с комля запалить, он может несколько дней гореть. |
|
У подходящего выворотня я и устроился на мягком лапнике, сделав лежанку
из жердочек и шалашик одностенный. Ночью потеплело, пошел снег. Во сне ко
мне пришел Хозяин. Был он в виде крупного мужика славянского типа, с седой
широкой бородой, в серой суконной одежде. |
|
Привожу наш диалог: |
|
— Ты чё, парень, тут разлегся? |
— Ночую — не видишь, что ли? |
— Нельзя здесь ночевать! Кочуй отсюда! |
|
Проснувшись, я выпил очередную кружку чая и снова поудобнее устроился
на боку. Сон всерьез не воспринял. Мало ли что приснится, а кочевать темной
ночью от обустроенного места не хотелось. Но как только заснул, мужик снова
выплыл из темноты. |
— Ты еще здесь? Кочуй отсюда! |
— А куда идти? |
— Куда хочешь! Нельзя здесь ночевать! |
|
Тон у мужика был серьезный, повелительный. Одновременно с его уходом
я проснулся, уже зная, что надо кочевать с этого места. Подходящий выворотень
нашелся меньше чем в ста метрах. Пока он разгорался, я перетаскал к нему
весь свой табор. |
|
Снегопад менялся на метель, но спалось на новом месте прекрасно, никто
не прогонял. На рассвете, собираясь уходить, я решил проведать первоначальное
место ночевки: а вдруг что забыл? |
|
Когда подошел к месту, откуда меня прогнали, получил мощную эмоциональную
встряску, испытал настоящий шок. Огромная сушина лежала поперек моей лежанки...
|
|
*** |
|
В один из сезонов в Северном Забайкалье Хозяин (там его называли Подя)
поссорился с моим напарником, не верящим в силу третьей реальности. При
охотустроительных работах обследование угодий часто прекрасно сочетается
с промыслом. |
|
Собак рабочих у нас с Виталием тогда не было, и место для осенёвки мы
выбрали в непригодном для охоты с лайками месте: узкие долины рек, крутые
склоны, скальники и безбрежные заросли кедрового стланика. |
|
Но зато соболя много. Зимовье наше стояло на стрелке, в месте впадения
в главную речку притока. Виталий начал на главной капканы ставить, я по
притоку путик прокладывать. |
|
Тайга нас хорошо встретила: сразу и лося добыли, и рыбы наловили. Виталий
успел пять соболей поймать. Но потом он свой нож потерял любимый и Поде
устно неудовольствие по этому поводу выразил. |
|
Я советовал ему не жалеть потери: вдруг нож в самом деле Хозяину понадобился?
Пусть берет, потом соболями отдарится. А может и вернуть, если его уважительно
попросить. Но Виталий возразил, что в эту фигню не верит, нож сам найдет
и соболей сам наловит. |
|
Дальше началась мистика. Нож так и не нашелся, а фарт у Виталия кончился.
Я уже третий десяток соболей начал ловить, а он так на пяти первых и застрял.
Капканы одинаковые, приманки одни и те же, но у меня ловится, а у него нет.
|
|
Вечером, когда очередная пара соболюшек была подвешена оттаивать, попросил
у Виталия одеколон. Сначала очистил с его помощью мех от комочков смолы,
а потом из пузырька в печку плеснул, сказав при этом: |
|
— Подя, однако, как все местные, это употребляет! |
|
Виталий возмутился. Дескать, этот гад у него нож увел и соболей ловить
мешает, а я ему еще одеколон стравливаю. На следующий день проверка капканов
убедила Виталия, что местных духов надо уважать. |
|
С верховий наших речек в один день прошли две росомахи, по каждой речке
своя. У Виталия таежная разбойница сняла трех соболей, а со всех остальных
жердочек с капканами посрывала приманку. Моя росомаха подходила к каждому
капкану, но ничего не тронула. |
|
С таким нетипичным для вида поведением я столкнулся первый раз в жизни.
Вечером при обсуждении случившегося Виталий признал, что таежного хозяина
надо уважать. Сам прощения у Поди попросил и огонь качественно угостил,
в том числе одеколоном. Соболя сразу ловиться начали |
|
*** |
Немало тайн скрывает и батюшка Байкал. Например, мыс Рытый на Байкале
известен как аномальная зона, где НЛО табунами летают, техника и приборы
отказывают. |
|
Правда, мой друг, живущий на кордоне рядом с Рытым двадцать лет, за все
время ни разу не столкнулся с аномалиями, которые почти всегда наблюдают
редкие посетители. |
|
По его мнению, вероятность наблюдения НЛО здесь прямо пропорциональна
объему принятого спиртного. Но сам в местных духов верит и даже имеет материальное
подтверждение своей веры. Когда он обживал кордон, представлявший собой
пустой бревенчатый дом, вслух посетовал на отсутствие стола хорошего. |
|
На следующий день по делам мимо Рытого он на моторке шел и увидел добротный
деревянный стол, который шторм не только на берег выбросил, но и на ножки
поставил. Стол этот и сейчас на кордоне успешно свои функции выполняет.
|
|
А в конце октября 2014 года мой знакомый, не скрывавший своего неверия
в местных духов, осенью шел на большой надувной мотолодке с проверенным
подвесным мотором японским мимо мыса Рытого. Погода была прекрасная, море
спокойное. |
|
В лодке двое находились, оба считали себя бывалыми. Как раз напротив
устья ущелья Рытовского надежный японский мотор заглох. Затем мгновенно
шквал налетел — такой, что у волн верхушки срывало. |
|
Лодку три дня по Байкалу носило и на четвертый к противоположному берегу,
к скалам Святого Носа прибило. За это время материалисты-атеисты и в местных
духов поверили, и молиться им научились. Спаслись. Я потом знакомому этому
сказал, что он, наверное, байкальскому Бурхану еще нужен. Возражений не
было. |
|
У тех, кто ходит в тайгу, есть право выбора, верить в эту третью реальность
или нет. Но соблюдать неписаный свод правил, подразумевающих бережное отношение
к природе и взаимовыручку, обязан каждый. |
|
Источник
|