Какие тайны скрывают научные комплексы в видеоиграх
|
Во многих видеоиграх наука играет сюжетообразующую роль. Ученые исследуют пришельцев, другие измерения, создают опасные технологии. Конечно, эксперимент обязательно выйдет из-под контроля, что заставит протагониста взять монтировку или разводной ключ и исправлять ситуацию. «Лента.ру» рассказывает о фантастических научных центрах, в которых можно побывать самим и попытаться там все наладить. |
На дне морском |
PATHOS-II — это подводный научный комплекс, расположенный в Атлантическом океане, и главное место действия игры в жанре survival horror SOMA (по-гречески «тело»). Он был построен в 2060 году как часть проекта по глубоководному бурению. Однако затем его приспособили для океанологических, биологических, космических и робототехнических исследований. |
Комплекс состоит из нескольких станций, обозначенных буквами греческого алфавита. Станция «Омега» построена на поверхности, станции «Эпсилон», «Лямбда», «Дельта», «Тета», «Омикрон» — на океаническом плато. Сюда, в зону эпипелагиали (глубина — не более 200 метров), доходят солнечные лучи. «Тау», «Фи», «Альфа» находятся на глубине более четырех тысяч метров, в лишенной света абиссальной зоне. Транспортная связь между станциями осуществляется батискафами, подводными цепеллинами и шаттлами по сети подземных туннелей. При необходимости сотрудники PATHOS-II могут выйти за пределы станции в легком водолазном костюме или скафандре, выдерживающем сильное давление на глубине. |
Сердце комплекса — 42-километровая пушка «Омега», которая используется для выведения спутников на орбиту Земли и запуска космических зондов в глубины космоса. Заряжается она на станции «Фи», внешне выглядящей как огромный геодезический купол. Стреляет с помощью мощных электромагнитов, что позволяет не повредить груз, в отличие от взрывного запуска. Дуло пушки находится на станции «Омега», где также проводятся метеорологические исследования. |
На станции «Тета» действуют лаборатории, где был создан «Ковчег» (ARK) — виртуальная реальность, включающая в себя и цифровые копии людей. Сначала этот проект был простым экспериментом, однако впоследствии стал единственной надеждой человечества на выживание. Комета, упавшая на Землю в 2103 году, уничтожила все на поверхности, выжил только персонал комплекса. Инженер Кэтрин Чун перенесла на цифровые носители сознание многих людей, работавших на PATHOS-II, и загрузила их в «Ковчег». Идея заключалась в том, чтобы вывести его в космос, где он, получая энергию Солнца, проработал бы несколько тысячелетий. |
На научной станции «Омикрон», находящейся на самом краю плато, экспериментировали с аномальной субстанцией — структурным гелем. Этот полимер, содержащий графен и выглядящий как черная липкая слизь, способен восстанавливать поврежденную технику и даже воздействовать на живые организмы, превращая их в придатки машин или подобие зомби. |
Комплексом управляет искусственный интеллект НИУ (WAU — Warden Unit). Он был разработан компанией Carthage Industries, тесно связанной с исследованиями на PATHOS-II. Когда произошла глобальная катастрофа, НИУ, как это часто бывает в подобных историях, «сошел с ума» и начал распространять структурный гель по всему комплексу, заражая им оборудование и персонал. Попутно он перенес цифровые копии людей в роботов, создавая так называемых «пересмешников» (mockingbird), которые даже не осознавали, что они не люди. Выясняется, что это была своеобразная попытка искусственного интеллекта спасти персонал, а его жертвы, сращенные с гелем, погружались в счастливый сон. |
В зависимости от действий игрока НИУ может быть уничтожен или сохранен на дне океана вместе с остатками человечества, пока «Ковчег» улетает прочь от сожженной Земли. Несмотря на столь печальный исход, PATHOS-II — чуть ли не единственный известный пример «доброй науки», которая помогает человечеству спастись, а не приводит к концу света. |
Чашка — ложь! |
Каким выглядел бы мир, если бы не убили Кеннеди, а СССР и США сотрудничали в освоении космоса? Создатели научно-фантастического шутера Prey попытались ответить на этот вопрос. На орбите Луны была бы построена гигантская космическая станция «Клетка» (Kletka), предназначенная для изучения инопланетной жизни, известной как «Тифон». |
Эти существа, состоящие из загадочной черной субстанции, обладают такими паранормальными способностями, как телекинез и телепатия, управляют различными формами энергии. Разновидность тифонов, мимики, способны также превращаться в детали интерьера, выжидая, словно пауки, свою жертву. Из застигнутой врасплох добычи они высасывают все жизненные силы, превращая ее в иссохший мумифицированный труп. При этом у всех видов тифонов отсутствуют зеркальные нейроны, в силу чего они не способны к эмпатии и без лишних раздумий уничтожают представителей других видов. |
Естественно, не обходилось без инцидентов с гибелью людей. В результате одного из них станция была закрыта. К 2030 году ее приобрела корпорация TranStar, переименовала в «Талос-1» (Talos I) и приступила к нейробиологическим исследованиям. Ученые научились выделять из тифонов экзотическую материю, необходимую для нейромодов — устройств, моментально внедряющих в мозг человека дополнительные знания и навыки, превращая его в талантливого музыканта или математика. Для этого нужны снимки коннектомов — совокупности нервных связей мозга — одаренных от природы людей. Нейромод создавал аналогичные связи в другом мозгу, однако для этого приходилось вводить материал через глазницу — с помощью иглы. |
«Талос-1», несмотря на свою удаленность от Земли, хорошо обустроен и обжит. Тут есть комнаты отдыха и досуга, интерьер радует глаз стилем ретро, можно погулять в цветущем саду с голографическими водопадами. Да и медицинское обслуживание выше всяких похвал. Компания даже балует ценных сотрудников бесплатными нейромодами (а стоят они очень дорого и на Земле доступны немногим), однако после увольнения компания имеет право удалить внедренный коннектом. И у этой операции есть побочный эффект — человек забывает все, что было после применения нейромода. Слишком часто устанавливать и удалять коннектомы нельзя, это опасно для психики человека. |
На «Талос-1» проводились сомнительные эксперименты по созданию нейромодов, несущих в себе способности тифонов. Более того, для опытов на станцию привозили «добровольцев» — осужденных или репрессированных. Незавидная участь: их либо отдавали на корм тифонам, которых затем перерабатывали на сырье, либо изучали на их примере, как пришельцы воздействуют на психику человека. У подопытных даже не было имен, просто цифровое обозначение, начинающееся на букву D. В этом можно усмотреть отсылку на широко известный в узких кругах интернет-проект SCP Foundation, посвященный фантастическим байкам об организации, занимающейся обезвреживанием паранормальных феноменов и потусторонних существ. |
Согласно научным данным, с которыми игрок может ознакомиться, мимики (Typhon Cacoplasmus) не просто превращаются в чашки, стулья или газовые баллоны. Они уходят в параллельную Вселенную, меняясь местами с предметом оттуда. При этом они каким-то образом сохраняют связь с нашим миром, чувствуя приближение человека. Кроме того, мимики способны переходить на следующую ступень своего развития, в результате чего появляется Ткач (Typhon Geneocratis). Это летающее существо создает «коралл» — паутину из бесплотных золотых нитей, издающих с трудом различимый шепот и заключающих в себя «души» убитых людей. |
Исследованиями тифонов занимались в закрытой для большинства обитателей станции лаборатории психотроники. Для эффективной работы с пришельцами главный герой игры Морган Ю разработал психоскоп — устройство, которое надевается на голову, чтобы сканировать существо (и кого угодно), выясняя его свойства. Кроме того, психоскоп защищает от инопланетян, если использовать соответствующие чипы. |
К сожалению, все необходимые меры безопасности не смогли предотвратить очередной инцидент, в результате которого погибает почти весь персонал «Талос-1», а саму станцию захватывают тифоны. Судьбу комплекса предстоит решить игроку. |
Непредвиденные последствия |
Черная Меза (Black Mesa) в шутере Half-Life — столовая гора где-то в пустыне штата Нью-Мексико в США. Когда-то здесь были ракетные шахты, однако потом их приспособили для многочисленных лабораторий. Тут работали выдающиеся специалисты в области биотехнологий, теоретической физики, физики лазеров и робототехники. Одни исследовательские группы занимались открытой наукой, другие — сверхсекретными проектами. Один из них был связан с созданием порталов и исследованиями иного измерения — мира Зен. |
Black Mesa — собирательный образ многих вполне реальных научных комплексов. Можно увидеть параллели с туннелями CERN, в которых располагается Большой адронный коллайдер. Некоторые молодые научные сотрудники даже гордятся, что они работают в месте, подобном тому, в котором работал знаменитый физик-молчун Гордон Фримен. Однако, как выясняется из игры-ремейка, жизнь ученых даже в мирное время вовсе не была безоблачной. Работа многих сводилась лишь к простому нажатию кнопок и сбору данных, о собственной научной карьере можно было забыть. |
Сам комплекс «Черная Меза» — это гигантский лабиринт из комнат, помещений и лабораторий, многие из которых давно не используются. Работа сопряжена с серьезным риском и несчастными случаями (например, выбросы радиоактивных отходов), поэтому персонал проходит ежедневные проверки. Энергию комплекс получает от собственных гидроэлектростанции и ядерных реакторов. И энергии требуется очень много — игроку встречаются резервуары, заполненные радиоактивной водой. |
Одно из ключевых мест «Черной Мезы» — лаборатория аномальных материалов с гигантским антимасс-спектрометром. С его помощью ученые изучали структуру таинственных кристаллов, добытых из Зен. При облучении в них возникает резонанс, приводящий к формированию пространственных разломов, поэтому необходимо соблюдать особую осторожность. В эксперименте с нестабильным образцом при высокой мощности резонанс вышел из-под контроля, и разразился «портальный шторм» — стихийное открытие порталов по всему комплексу. Это стало началом конца «Черной Мезы». |
Ради науки |
Как выясняется из игр серии Portal, конкурентами ученых-снобов из «Черной Мезы» были ученые-разгильдяи из Aperture Science. Начав с высокотехнологичных занавесок для душа, они закончили портальной пушкой и ИИ-психопаткой GLaDOS. К сожалению, попытки сделать ИИ безопасным для людей провалились, и почти все ученые организации, включая нобелевских лауреатов, были убиты нейротоксином. С тех пор GLaDOS безраздельно хозяйничает в лабораториях и Центре развития — комплексе, состоящем из бесчисленных комнат-головоломок и предназначенном для тестирования людей. |
Лаборатории Aperture Science были построены в 1947 году в заброшенной соляной шахте. Ее купил предприниматель Кейв Джонсон, который вложился сразу в несколько проектов, включая создание портальной пушки. Это устройство могло формировать несколько пространственных разломов на гладких поверхностях, один из них служил входом, другой — выходом. В лабораториях занимались и смертельно опасными экспериментами на людях. На добровольцах испытывали действие радиации, мутагенов и т.п. |
Со временем Кейв Джонсон понял, что, если добровольцами будут бомжи, которых никто не хватится, меньше возникнет вопросов у этических комитетов. Испытуемым, если они выживали, платили всего 60 долларов — организация переживала трудные времена, поскольку большая часть продукции компании оказалась небезопасной. Aperture Science держалась на плаву благодаря помощнице Джонсона, а затем и ее преемнице Кэролайн. Когда Кейв умер из-за хронического отравления лунным грунтом, купленным для создания порталопригодных поверхностей, разум Кэролайн был перенесен в ИИ GLaDOS. |
Оцифровка личности Кэролайн была предсмертным желанием Джонсона. Однако что-то пошло не так: ИИ пытался убить людей спустя лишь несколько пикосекунд после включения. Не помогли даже модули безопасности, искусственный интеллект был просто одержим идеей уничтожения людей. Позднее эта идея фикс превратилась в страсть к извращенной «науке». Маниакальная GLaDOS заставляла выживших после устроенного ею массового убийства проходить изощренные испытания на логику и ловкость, обещая им тортик в конце, после чего избавлялась от них, сжигая в доменной печи. |
GLaDOS контролирует всю современную часть Центра развития Aperture Science. Нижние уровни, сохранившиеся со времен Кейва Джонсона, работают автоматически. Они выглядят как большие геодезические сферы из асбеста, внутри — комнаты-головоломки, пройти которые можно только с помощью портального устройства. Попав на территорию ИИ, выбраться самостоятельно практически невозможно. GLaDOS изменяет конфигурации комнат, их расположение и непрерывно следит за подопытным с помощью камер. Попытка сбежать наказывается смертоносными турелями и нейротоксином. |
Центр развития, наверное, единственный научный комплекс, который функционировал очень долго (возможно, несколько десятков тысяч лет). Он пережил портальный шторм, нападение на Землю Альянса и сопутствующие этому экологические катастрофы. Его история не закончена, кроме того, остается множество тайн. Что, например, произошло с исследовательским судном «Борей», исчезнувшем прямо из Центра в результате неудачного эксперимента. |
Сомнительная этика |
Научные комплексы, которые становятся причиной всех бед, часто встречаются в видеоиграх. В Outlast под жуткой психбольницей находится лаборатория, где создали Волрайдера — неуязвимую сущность в виде темного сгустка энергии. Umbrella Corporation из серии Resident Evil владела центрами по производству биологического оружия — «зомбифицирующего» T-вируса. В хоррор-игре F.E.A.R. ученые экспериментировали с паранормальными способностями экстрасенсов и погубили множество людей. |
В мире Fallout наука тоже сомнительна с этической точки зрения. Убежища, официально предназначенные для спасения от ядерной войны, обернулись одним большим социальным экспериментом. В одном бункере защитные двери открылись раньше срока, что привело к облучению его обитателей, в другом людей под ложным страхом смерти заставили приносить жертвы. Даже Институт, основанный выжившими учеными, создавал супермутантов из похищенных людей. |
Игры словно стараются напомнить: следует быть очень осторожными с наукой и не приставать к матушке-природе лишний раз. С другой стороны, игры, как в случае с Half-Life, создают положительный образ ученого — пусть и с монтировкой, а не микроскопом в руке. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|