Изменилась ли этика клонирования
|
|
Перед тем как во всеуслышание заявить в 1997 году, что он успешно клонировал овечку по имени Долли, Иэн Уилмут нанял пиар-фирму. Уилмут и его коллеги подозревали, что идея клонирования млекопитающего вызовет серьезные этические дебаты по всему миру, и постарался четко обозначить, что клонирование человека не было целью их исследований. Долли клонировали из чисто коммерческих побуждений, чтобы производить лекарства в молоке животного дешевле, чем позволяли традиционные методы.
|
|
Более того, в работе, описывающей эксперимент, которая была опубликована в Nature, ученые избегали слов «клон» и «клонирование» целиком и полностью, используя привычную и более нейтральную «пересадку ядра соматической клетки» (SCNT). Сам журнал в дальнейшем попросил избегать использования новых терминов, чтобы избегать этических трудностей.
|
|
Но предосторожности Уилмута и его коллег не помешали разразиться грому заявлений, что эта технология может быть применена для клонирования человека, а значит нарушает несколько этических принципов. Например: клонированные млекопитающие были более подвержены риску заболеваний и проблем со здоровьем; пересадка ядра соматических клеток направит ученых по скользкому пути, который приведет к дизайнерским младенцам; ученым не стоит «играть в Бога».
|
|
Неудивительно, что опрос в 1998 году показал, что общество было абсолютно настроено против клонирования людей. Многие ученые считают, что этические предубеждения помешали Уилмуту получить Нобелевскую премию.
|
|
Как бы то ни было, исследование SCNT привело ко многим важным результатам. Из самых свежих и интересных можно отметить статью, опубликованную в 2013 году Шухратом Миталиповым и его коллегами. В ней описывается успешное использование экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и технологии SCNT для переноса генетического материала из любой не-спермовой клетки в ооцит человека. Основной целью было использовать эту технологию для создания стволовых клеток под конкретного пациента; также она позволяет женщинам с митохондриальными заболеваниями иметь здоровых детей. Как это работает? Из яйцеклетки женщины с мутацией в митохондриальной ДНК извлекается ядро и пересаживается в яйцеклетку без ядра женщины со здоровыми митохондриями. Затем этот восстановленный ооцит оплодотворяется с помощью ЭКО и имплантируется женщине с митохондриальными мутациями. Ребенок рождается здоровым. Недавние исследования в Великобритании показали, что этот метод безопасен и можно начинать испытания на людях.
|
|
Но те же самые этические проблемы, поднятые вместе с Долли, остались, как и новые — появились. Технология, которая позволяет создавать эмбрионы, избавленные от наследственного митохондриального заболевания, требует, чтобы три человека пожертвовали свою ДНК ребенку: донор спермы, женщина с генетическим митохондриальным заболеванием и женина, которая жертвует здоровые митохондрии. И вот вопрос: не нарушает ли эмбрион с более чем двумя генетическими родителями этические принципы? Короче, кто родители-то?
|
|
Некоторые этики считают, что поскольку количество пожертвованной митохондриальной ДНК представлено меньше чем 0,2% общей ДНК, ее нельзя считать соучастной в рождении. Другие же указывают на важность митохондриальной ДНК в эмбриологии и говорят, что донора мДНК также можно считать матерью ребенка.
|
|
Некоторые полагают, что если эта «противоречивая» технология замены митохондрий начнет делать детей здоровыми, этическая динамика резко поползет в сторону одобрения SCNT. В 1978 году, когда был рожден первый ребенок из пробирки, Луиза Браун, возникли и опасения, что эта технология будет использоваться для создания дизайнерских младенцев.
|
|
Тем не менее сегодня уже больше пяти миллионов младенцев родилось благодаря ЭКО, и большинство людей поддерживает эту технологию. Кроме того, общество принимает и другую технологию на основе ЭКО — использование предимплантационной генетической диагностики для выбора здоровых эмбрионов для ЭКО. Урок истории понятен: биотехнологии привели к значительным улучшениям медицины, к появлению здоровых людей, и люди изменили свое мнение, несмотря на этические и даже религиозные убеждения.
|
|
Страсть и желание людей иметь здоровых детей — чрезвычайно мощная сила, способная преодолеть множество этических барьеров и проблем в технологиях клонирования.
|
|
http://hi-news.ru/research-development/kak-izmenilas-etika-klonirovaniya-za-dvadcat-let.html
|