Съешь меня на обед
|
|
Этот специалист по компьютерам слыл предупредительным, вежливым соседом, с которым так и хотелось поболтать часок-другой за кружкой пива.
|
Но когда полиция провела обыск в его доме в городке Ротенбурге в центральной Германии, то обнаружила в морозильнике куски человеческой плоти, аккуратно завернутые в целлофан и не менее аккуратно помеченные фломастером: "филе", "вырезка", "отбивные на ребрышках". А в саду - обглоданный человеческий череп.
|
|
Вежливый сосед с очаровательными маленькими усиками и поблескивающей от брильянтина шевелюрой, бывший военный, а ныне программист оказался при ближайшем рассмотрении прожорливым людоедом.
|
|
В среду в Германии в обстановке небывалого ажиотажа начался судебный процесс по делу 41-летнего Армина Мейвеса. Он обвиняется лишь в убийстве, поскольку такого преступления, как каннибализм, в уголовном кодексе страны нет.
|
|
Однако и с доказательством факта убийства прокурорам придется нелегко, если учесть поразительные обстоятельства преступления.
|
|
Весной 2001 года Мейвес дал в Интернете маленькое объявление в скромной рамочке: "Ищу хорошо сложенных молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, чтобы зарезать их и съесть". Как ни дико звучала эта фраза, доброволец быстро отыскался. Бернд-Йорген Брандес из Бонна, 42-летний инженер концерна "Симменс" и высоколобый интеллектуал, продал только что купленный "Мерседес", неожиданно взял отпуск и охотно откликнулся на голодный зов.
|
|
Вдумаемся: в начале третьего тысячелетия интеллигентный, образованный европеец отправился к другому интеллигентному, образованному европейцу, чтобы осуществить одну заветную мечту. А именно: быть убитым, съеденным и обглоданным до последней косточки. Это что-то новое в окруженной мистикой, пережившей века традиции людоедства, которая сама по себе, казалось бы, давно и хорошо исследована наукой.
|
|
Антропологи делят каннибализм на "спасительный" и "ритуальный". Первую разновидность прекрасно иллюстрирует знаменитый фильм "Выжить" /Alive/, основанный на реальном эпизоде - крушении в 1972 году в Андах самолета с уругвайской сборной по регби на борту. Спортсмены были вынуждены питаться телами мертвых, чтобы остаться в живых. Голодные, полные лишений времена нередко отмечены вспышками каннибализма в истории многих стран.
|
|
Второй, "ритуальный" обычай восходит к языческим поверьям, на которые обратил внимание еще Зигмунд Фрейд: поглощение плоти врага или ближнего своего будто бы делает тебя обладателем его физических и духовных сил. Можно вспомнить ацтеков с милой их сердцу, но отталкивающей, при взгляде из более поздних веков, традицией - приносить пленников в жертву богам и собственному желудку.
|
|
Впрочем, незачем так углубляться в историю. Не далее, как в начале нынешнего, 2003 года ООН обвинила повстанцев Демократической Республики Конго в том, что те употребляли в пищу своих врагов и заставляли родственников жертв присоединяться к страшной трапезе.
|
|
Но та же самая процедура может быть, так сказать, и доброкачественной. Австралийские аборигены до сих пор частенько прибегают к ритуалу того, что антропологи называют "эндоканнибализмом" - поеданию родственников и друзей, отошедших в мир иной. Таким образом душе усопшего дается шанс вселиться в новое тело и продолжить жизнь на нашей Земле.
|
|
Любопытно, что каннибализм - феномен не только из области выживания, язычества или психопатологии, но и политики. Испокон веков обвинения в людоедстве использовались для того, чтобы опорочить, демонизировать чужаков, которыми порой объявлялись целые народы и религиозные конфессии. Так, неотъемлемым атрибутом средневековой христианской культуры был миф о евреях, будто бы "пьющих кровь христианских младенцев". Во времена колонизации Америки было модно ссылаться на каннибализм местных племен. Именно поэтому, мол, эти варвары нуждаются в том, чтобы их срочно приобщили к цивилизации пулей и саблей.
|
|
Таким образом само по себе людоедство - не новинка. Табу, наложенное на этот вид занятий современной моралью, давно испещрено дырами и прорехами. Но судебное дело Армина Мейвеса, взбудоражившее в эти дни Западную Европу, не подпадает ни под ритуальную, ни под "самоспасительную" разновидность запретного феномена.
|
|
Программист Мейвес съел инженера Брандеса ради "получения крайнего сексуального удовлетворения", считают германские следователи.
|
|
Тоже, казалось бы, мало нового. В 20-х годах в США некто Альберт Фиш, который вошел в мировую криминалистику как "Американское пугало" насиловал, убивал и поедал детей, получая от этого, как он потом признавался, "невероятное сексуальной наслаждение". С удовольствием вонзал зубы в человечину и наш российский Андрей Чикатило, умертвивший с 1978 по 1990 год по меньшей мере 53 человека, а, может быть, и больше. У него тоже были проблемы с сексом.
|
|
Поразительная новизна дела Мейвеса-Брандеса состоит в том, что преступление - если случившееся можно так квалифицировать - было совершено по взаимному, полюбовному согласию.
|
|
Следствие точно знает, как это пришло, - действо снималось на видеокамеру. Одна из запечатленных там немыслимых сцен: Мейвес отхватывает у Брандеса ножом часть тела, готовит его на гриле, и оба участника дьявольского пиршества смакуют блюдо, запивая молодым мозельским из хрустальных бокалов.
|
|
Заметим, что Мейвес признан психиатрами вменяемым и привлечен к суду как человек вполне здоровый.
|
|
Многие средства массовой информации Германии не могут сейчас всего этого переварить. Национальный эфир наполнен стенаниями: как эта жуткая фантасмагория могла стать реальностью в нашей современной цивилизованной европейской стране?
|
|
Большинство газет и телеканалов забыли, как совсем недавно они восхищались кинотрилогией "Молчание ягнят", "Ганнибал" и "Красный дракон", где английский актер Энтони Хопкинс так убедителен и очаровательно естественен в роли просвещенного людоеда Ганнибала Лектера. Любительское видео Мейвеса-Брандеса выглядит жалко перед кадрами кинорежиссера Ридли Скотта, изображающими кормление живого человека поджаркой из его собственного мозга.
|
|
Никто не говорит, что без Голливуда не было бы монстров. Но крупным мировым художникам не сбросить с себя ответственность за травмы, которые они ежедневно наносят нормальной психике миллионов людей, облегчая тем самым их мутацию в чудовищ. И чем талантливее эти художники, тем больше их вина за помрачение разума, которым пугает наша технологичная, обнаженная, опутавшая человечество тысячами доступных и потому уже скучных соблазнов эпоха.
|
|
Похоже, случаем в Ротенбурге этот страшный процесс не кончится. В интервью перед судом Армин Мейвес предположил, что в благопристойных, сонных поселках одной Германии таится не менее 800 его последователей. И один из них, возможно, уже дал объявление в Интернете: ищу хорошо сложенного молодого человека на изысканный обед.
|
|
Политический обозреватель РИА "Новости" Владимир Симонов
|
|
http://www.rian.ru/rian/intro.cfm?nws_id=478509 03.12.2003
|