Тело режь, а душу не тронь
|
|
Целительство основано не на церковной, а на личной харизме целителя. В этом деле царит волюнтаризм. Поскольку нет никакого контроля, кроме собственного представления целителя о мифологии, в рамках которой он работает, больной не защищен от возможных злоупотреблений и ошибок.
|
|
Отец Даниил (Трегубский), иеромонах
|
|
Я не понимаю, кто и зачем разрешил проводить в Москве всемирный знахарский форум. Наша столица – не Лысая гора в Вальпургиеву ночь, а столица православия. Христианство относится к целительству отрицательно, хотя лечение тела всеми способами традиционной медицины только приветствуется. Если надо – травите, режьте, облучайте, прогревайте, массируйте тело. Но когда речь заходит о работе с душой, психикой, все меняется. Церковь неоднозначно относится к психологам, потому что неясно, что именно они делают с душой. В чем их задача: снять комплекс вины или наоборот – призвать к покаянию. По тем же соображениям она запрещает и оккультную практику, кроме той, которая связана с деятельностью праведников. Что касается православных методов целительства, чинопоследования таинств и треб Русской православной церкви содержат своеобразную защиту верующего, в том числе и от ошибочных действий священника. За этим стоит объективный многовековой опыт. Если священники ошибутся, священноначалие делает им соответствующее замечание. Когда нашли негативную тенденцию в практике отчитки (изгнания нечистой силы), в СМИ были опубликованы статьи профессора Алексея Осипова, в которых был дан исторический анализ практики, рассказано, как это делается и почему это плохо. Патриарх отметил, что нечего нам кашперизацией заниматься.
|
|
Сложнее дело обстоит в отношении к восточной медицине. Признавая ее действенность, Церковь ее в традиционной форме отвергает, потому что восточная медицина требует от больного перехода на другую религиозную платформу. Если уложить ее в формат христианства, скорректировать ряд вербальных и медитативных техник, идеологически все подчистить и убрать то, что вредно для души, она вполне может существовать. К примеру, так изобрели славяно-горецкую борьбу, хотя неизвестно, была она в Древней Руси. Карате – это нехорошо, а рукопашный бой, где все термины переведены на русский язык и вместо мантр существует молитва богу, – это уже нормально.
|
|
Прочие виды целительства основаны не на церковной, а на личной харизме целителя. В этом деле царит волюнтаризм. Поскольку нет никакого контроля, кроме собственного представления целителя о мифологии, в рамках которой он работает, больной не защищен от злоупотреблений и ошибок. Непонятно даже, что именно с ним делают. Один говорит про чакры, другой – про седьмой глаз, единой терминологии нет. Конечно, если целитель приходит к консенсусу со своим духовником и получает его благословение, он будет исцелять уже не силой своей власти и мастерства, а по благословению, силой Церкви.
|
|
Единственная христианская церковь, которая относится к целительству по-другому, – протестанты второй волны реформации, квакеры. Их главный принцип – не излагать Символ веры, а «ловить» святой дух. У них другое отношение к медитативным практикам. Они пускают к себе представителей всех религий по принципу – что хочешь, то и делай, Бог один. Квакеры в этом смысле «пофигисты», хиппи. Недаром их символ – пацифик.
|
|
http://www.stog.ru/article.asp?oid=c53b8b29-141a-4afd-87aa-5a2fb52d7f8a 26.11.2003
|