Дюков бор - загадочный лесной уголок
|
Дюков бор - труднодоступный, малоизученный и загадочный лесной уголок на границе Владимирской и Ивановской областей. |
Камешковский и Суздальский районы там граничат с Савинским и Лежневским районами Ивановской области. Дебри там еще те, часто попадаются заболоченные участки, тянущиеся на километры. Оказавшийся в глуши на стыке двух регионов, этот край стал неформальным заповедником, сказочным царством, причем местами с почти мистическим оттенком. |
Веретевский погост |
1Один только Веретевский погост на маленькой речке Возотьме на краю Дюкова бора чего стоит. Уже не первый десяток лет заезжие любители экзотики распространяют про это бывшее село, когда-то стоявшее на торной дороге из Суздаля в сторону Коврова, самые невероятные слухи. И голоса-де там потусторонние звучат, и призраки являются. При этом с невероятными подробностями рассказывают реальную в своей основе историю об ограблении и поджоге веретевского кирпичного храма, возведенного в 1802 году в честь Смоленской иконы Божией Матери. Налет на погост произошел где-то в начале 1960-х гг. Будто бы тогда бандиты заживо спалили доживавшую свой век при закрытом храме старушку-монашку, а та, умирая, прокляла и налетчиков, и то забытое Богом место. |
Интернет пестрит свидетельствами того, как на снимках заброшенного храма в Веретево, высокая трехъярусная колокольня которого с обрушенным шатром кровли напоминает заколдованный замок, в зияющих провалах окон будто бы виднеются непонятные тени – то ли привидения, то ли просто последствия плохо протертого объектива. У забредших туда любителей экстрима, по их словам, то неожиданно начинает болеть голова, то они вдруг начинают испытывать необъяснимые приступы страха. Правда, некоторые из них в своих опусах чистосердечно расписывают, как перед марш-броском в лесной погост принимали на грудь… |
Черные копатели |
На самом деле, ничего паранормального там нет |
(доводилось и мне там бывать – призраков не видел), хотя когда-то оживленное место и центр обширного прихода, превратившееся в уединенный уголок с заброшенным храмом, на самом деле представляет собой грустноватое зрелище. Прежде проходивший там торный тракт, для которого через болота были устроены и постоянно ремонтировались крестьянами деревянные настилы – гати, давно пришел в упадок и местами почти исчез. |
А вот поваленные белокаменные резные памятники прошлых веков на бывшем сельском кладбище и изрытая «черными кладоискателями» земля вокруг, включая нарушенные старые могилы, действительно выглядят жутковато. Причем жуть по большей части в том, что святотатцы-гробокопатели – вовсе не тени прошлого, а кошмар настоящего. Может, и про привидения на погосте эти «туристы» специально придумывают, дабы не мешали любопытные их отвратной «работе»! |
На курьих ножках |
3Однако даже те, кто специально идет посмотреть на Веретево, нередко подолгу блуждают по лесной чаще и, случается, попадают к заветной цели далеко не с первой попытки и не в первый день. Что же касается походов в глубь Дюкова бора к почти исчезнувшему селению с одноименным названием Дюков Бор, когда-то являвшемуся центром лесного промысла, то там и вовсе можно потеряться с концами. Вроде до «большой земли», например, села Большое Борисово Суздальского района, где есть асфальт и иные блага цивилизации, по прямой всего десяток километров. Но гладок этот путь только на бумаге топографических карт. В действительности на этой «прямой» километров на 5-6 простирается поросшее нехоженым лесом Горелое болото с непроходимыми топями. |
Там даже деревни-призраки есть. Например, Черноха – давно уже нежилое селение с остатками прежних крестьянских усадеб в кольце болот. Порой ее даже с современными навигаторами не могут найти. Говорят, что Черноха иногда словно плывет вместе с туманом – этакий заповедный град Китеж на глухой окраине знаменитого на всю страну Суздальского района, словно стелящийся над поверхностью земли и открывающийся лишь избранным. |
А иногда и далекие от мистики грибники и ягодники (в Дюковом бору в болотистых местах в сезон полным-полно клюквы) на лесных полузвериных тропах встречают нечто, что впечатляет с первого взгляда. Сначала даже и не сразу поймешь, что впереди. А потом перед тобой вырастает… сооружение на курьих ножках! Тут поневоле поверишь в то, что баба-яга существует наяву. |
Но, оказывается, это постарались местные лесники. Кормушки для дюковского зверья они устроили в виде пресловутых избушек на курьих ножках! Искусно обработали стволы деревьев с мощными корнями. Именно такие подпорки со времен Древней Руси использовались в наших краях – в болотистой Мещере, клязьминской пойме и том же Дюковом бору для устройства изб и амбаров на заливаемой во время дождей и половодий местности. |
Впрочем, в Дюковом бору того и гляди набредешь на настоящую избушку на курьих ножках и всамделишную бабу-ягу. И никто не знает, какие тайны скрыты в этом медвежьем углу. Кстати, медведи там тоже время от времени попа даются. А уж «следов невиданных зверей», причем больших и четких, там на глинистых нехоженых дорожках и вовсе предостаточно! |
ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ |
В славянской мифологии избушка на курьих ножках являлась местом перехода из земного мира в потусторонний. Поворачиваясь, она открывала свою дверь то в мир живых, то в мир мертвых! По другой версии, такая избушка и вовсе сторожевая башня на пути в царство усопших. К тому же и ноги у нее не курьи (куриные), а… курные! Дело в том, что древний погребальный славянский обряд предусматривал обкуривание дымом ножек такой избы-склепа, зачастую просто сруба с крышей без окон и дверей, в которую помещали покойника. |
http://www.prizyv.ru/archives/386805 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|