Судьба или свободная воля
|
|
Раньше или позже любой из нас задумывается над тревожащим вопросом насколько наша жизнь и наше будущее предопределены? Существуют ли фатум и фортуна? Нужно ли принимать разговоры о предначертанности нашей судьбы всерьез? Интуитивно мы чувствуем, что нами что-то движет, порой вопреки нашей собственной воле, но... Так хочется думать, что все определяет только наш собственный выбор.
|
|
«Между Богом и Сатаной»
|
|
Согласно библейской легенде, Адам и Ева под влиянием Сатаны променяли жизнь в райском саду на возможность «знать, что есть добро и зло», делая осознанный выбор. И хотя позже они грустили об утраченном блаженстве, нет ни одной легенды о том, что они пытались отказаться от приобретения.
|
|
Наличие у человека свободы воли было темой для множества богословских дискуссий. Возможно, самая знаменитая из них состоялась между основоположником протестантизма Мартином Лютером и нидерландским ученым-гуманистом Эразмом Роттердамским. Эразм полагал, что человек по собственной воле способен избрать добродетели, отказаться от грехов и обрести спасение.
|
|
Лютер считал, что натура человека извращена грехопадением Адама и Евы, поэтому указать человеку, как следует поступать, может только Бог: «Воля же человеческая находится где-то посередине, между Богом и Сатаной, словно вьючный скот. Если завладеет человеком Господь, он охотно пойдет туда, куда Господь пожелает... Если же владеет им Сатана, он охотно пойдет туда, куда Сатана пожелает».
|
|
Как водится, противники остались при своем мнении, и каждый был уверен в том, что именно он переспорил оппонента. Однако современная гуманистическая философия склоняется к точке зрения Эразма Роттердамского. А что же наука? Сказала ли она свое веское слово?
|
|
«Я прошу вас отрыгнуть»
|
|
Как известно, главная заслуга Зигмунда Фрейда в том, что он открыл в людях бездны потаенной сексуальности и показал, что секс и мысли о сексе играют в жизни человека гораздо большую роль, чем готовы были признать узколобые моралисты.
|
|
Безусловно, это правда. Но не меньшая заслуга основоположника психоанализа заключается в открытии того, что рассудок человека вовсе не безраздельно хозяйничает в его мозгу. Существует еще и бессознательное — огромный океан запретных чувств и желаний, которые наши представления о приличиях не выпускают на свет, но которые пользуются любой лазейкой в сознании, чтобы вырваться наружу.
|
|
В своих лекциях «Введение в психоанализ» Зигмунд Фрейд приводит такие примеры: некий оратор, произносивший тост на дне рождения своего шефа, вместо «Я прошу вас поднять бокалы» (по-немецки anstossen) вдруг по ошибке сказал: «Я прошу вас отрыгнуть» (по-немецки aufstossen) — выразив тем самым свое истинное отношение к юбиляру. Другой, произнося речь на похоронах, вместо «Я не способен перечислить все заслуги покойного» сказал: «Я не склонен...» Разумеется, он был далек от мысли сводить счеты у свежей могилы, но его подсознание напомнило ему о давних обидах.
|
|
Таких примеров Фрейд в своих лекциях приводит довольно много, и вы сами без труда сможете их найти, если послушаете, к примеру, речи современных политиков. Как правило, они рано или поздно «проговариваются» и случайно выдают то, что на самом деле их интересует. Такая «охота по Фрейду» может оказаться весьма интересной и полезной.
|
|
Один из современных психоаналитиков Эрих Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» заставил подсознание, сознание и сверхсознание (представления о добре и зле, полученные от родителей или усвоенные из «культурного контекста») вести внутри человека довольно горячие споры, в которых сознание изо всех сил пытается примирить спорщиков, но далеко не всегда выходит победителем.
|
|
Но психоаналитики хотя бы оставляют нам возможность договориться с нашими бессознательными импульсами и догматическими требованиями морали, склонной распинать любого, кто не смог или не захотел играть по правилам. Генетики более суровы и беспощадны.
|
|
«Это тетя виновата!»
|
|
Помните короля в пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо»? Он рассказывал о себе: «Я по натуре добряк, умница, люблю музыку, рыбную ловлю, кошек. И вдруг такого натворю, что хоть плачь... Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты. Представляете удовольствие? Сделаешь гадость — все ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата».
|
|
Природный механизм, который придает ребенку тот же цвет глаз или волос, что был у его предков, давно выявлен. В нашей ДНК записаны «рецепты» всех белков нашего организма, в том числе и пигментов, которые окрашивают волосы и глаза. Три закона, открытые монахом Грегором Менделем, определяют, какой именно из пары генов, отцовский или материнский, «сыграет» у ребенка.
|
|
Родители в свою очередь получили пары генов и, значит, и пары признаков от своих родителей, и эта цепочка уходит в глубину веков. Но... наследуется ли слабость или сила xapaxтера, подлость или доблесть так же, как цвет глаз?
|
|
Выяснить это непросто. Эксперимент не поставишь, людей не будешь скрещивать, как мушек, чтобы получить потомство с тем или иным генетическим набором. На помощь приходит так называемый «близнецовый метод»: однояйцовые близнецы, появившиеся на свет из одной оплодотворенной яйцеклетки, которая позже разделилась на два зародыша, обладают одинаковым набором генов и являются как бы «естественными клонами» друг друга. Разнояйцовые близнецы, выросшие из двух оплодотворенных яйцеклеток, генетически близки друг к другу, как обычные братья и сестры, но отнюдь не идентичны.
|
|
Сравнивая их, мы можем надеяться на то, что выявим различия между наследственными признаками и влиянием среды.
|
|
В 2005 году ученые решили сравнить склонность к религии у 169 пар разнояйцовых и 104 пар однояйцовых близнецов. Результаты оказались неоднозначными. В детстве практически все испытуемые придерживались одних и тех же взглядов на религию (и это были взгляды их родителей, что вполне логично и ожидаемо). Позже двуяйцовые близнецы все чаще расходились во взглядах. А вот однояйцовые продолжали давать схожие ответы, как будто вера была записана в их идентичных геномах!
|
|
Но правилен ли такой вывод? Ведь однояйцовые близнецы не слепые: от них не ускользает их прородное сходство, которое родители так любят подчеркивать. Они предпочитают думать о себе как о едином целом и придерживаются сходных взглядов. То есть, возможно, перед нами снова влияние среды, а вовсе не генетическая предрасположенность.
|
|
«А тот, который во мне сидит, изрядно мне надоел»
|
|
В отличие от психоаналитиков и генетиков, которые изучают результат, не вникая в процесс, нейрофизиологи научились документировать сам момент принятия решения.
|
|
В 1983 году американский ученый Бенджамин Либет поставил простой эксперимент, который привел к поразительным результатам. Либет предложил испытуемым поднимать палец тогда, когда они захотят это сделать, и сообщать о возникшем желании, нажимая на кнопку звонка. Одновременно он записывал их энцефалограммы.
|
|
Оказалось, что в мозгу испытуемых специфическое возбуждение, предшествовавшее поднятию пальца, возникало на 500 миллисекунд раньше, чем звенел звонок. То есть человек еще не сознавал, что нохочет позвонить, а его мозг уже знал и готовился к этому. Казалось бы, о какой свободе воли может идти речь? Получается, мы все — рабы нашего мозга и пляшем под его дудку!
|
|
Или перед нами снова проблема интерпретации? Ведь на то, чтобы подумать: «Пожалуй, я хочу поднять палец, а доктор Либет просил меня предупредить, если я захочу это сделать», также уходит определенное время. Может быть, наш мозг не диктатор, а просто расторопный слуга, который все понимает с полуслова?
|
|
Впрочем, так ли актуален вопрос, что происходит раньше: возникновение желания или осознание его? Ведь нам хорошо известно, что люди способны совершать ужасные поступки вполне осознанно — просто потому, что они считают это правильным или следуют примеру других. Куда продуктивнее размышлять не о том, что стоит за нашим выбором, а о том, как максимально использовать природный самоконтроль и прожить свою собственную жизнь так, чтобы наши дети не проклинали нас.
|
|
Елена ПЕРВУШИНА
|
|
Разные судьбы
|
|
Судьба героя
|
|
В эллинском мире только одну судьбу и боялись: ее воплощали множество богинь и божеств. Неизбежное возмездие несла Немезида; бездушную необходимость — Ананке; слепая случайность — Тихе — подкарауливала за каждым углом, а суровая и холодная необходимость — Адрастея — вырастала на жизненном пути внезапно и неизбежно.
|
|
Недаром и олимпийцы боялись судьбу. «Темная и безумная, совершенно неведомая, но в то же время всякую вещь определяющая» — так говорил о понятии судьбы в эллинском мире философ Лосев. Но даже страшная эллинская судьба дает право выбора. Ахилл знал, что участие в Троянской войне принесет ему гибель. А убийство Гектора станет началом его собственного конца.
|
|
И альтернатива была: можно было прожить долгую, приятную и бесславную жизнь... И Ахилл отправляется на поле боя и побеждает Гектора, изумляя богов своей смелостью и яростью... А потом — погибает. Пусть сбывается судьба героя. Страшно не погибнуть в бою, а умереть в слепой дряхлости под обломками сгнившего корабля, как Язон.
|
|
Судьба бедуина
|
|
Исследователи философии бедуинов обратили внимание на удивительное слово «сабр», которое имело два противоположных значения одновременно. Это терпение, стойкость, выносливость. Неимоверная покорность. И в то же время «сабр» — это отвага, смелость, дерзость. Неимоверная отвага.
|
|
Так что это странное понятие, относящееся к судьбе, можно перевести как «отважное терпение» или «терпеливая отвага». Чтобы жить мудро и правильно, нужно иметь сабр. Где нужно — покоряться судьбе. Где нужно—вступать в яростную схватку с обстоятельствами. Судьба непостижима, и нечего ломать голову, пытаясь понять ее сущность.
|
|
Ешь, пей, проводи время с гуриями, покупай лошадей и дома—пока судьба дает тебе такую возможность. А наступит день — спокойно прими предначертанное. И поэтому у бедуинов не было ни неврозов, ни депрессий — они просто принимали жизнь и судьбу как данность. И действовали по обстоятельствам.
|
|
Судьба конунга
|
|
Ничего ужасного в судьбе нет, считали скандинавы. Она может даже проявить к человеку благосклонность и милость—но только к конунгу. К вождю. К лидеру. На остальных судьба просто не обращает внимания. Ведь в переломных и критических битвах участвуют именно конунги, они и встречаются с судьбой. И она дарит им удачу и счастье — за храбрость. И даже человек простого рода может получить свой кусочек счастья, свою долю и участь — для этого надо примкнуть к конунгу.
|
|
Идти с ним, воевать с ним и за него, быть верным и преданным — и тогда можно получить немножко благосклонности судьбы. Так что блажен тот, кто примкнул ксиль-ному лидеру и разделил его судьбу, получив и свою часть—участь. Теперь и у такого человека есть взаимоотношения с судьбой; теперь и он — личность, достойная ее внимания!
|
|
Что делать?
|
|
Современная психология все чаще повторяет то, что 8 тысяч лет назад уже записали жрецы Месопотамии на глиняных табличках: чтобы жить в мире с судьбой, следует максимально соответствовать своей сущности. Имеешьталант—развивай его и следуй своим дарованиям. Имеешь мужество и силу — борись. Любишь — люби. Познаешь — познавай.
|
|
А наступит день встречи с судьбой — встреть ее достойно, как подобает древнегреческому герою, бедуину и конунгу. Ибо никто не знает, что будет после смерти. Но сохранились тайные знания и смутные догадки, подкрепленные и современными исследованиями, что «узор судьбы» (Шопенгауэр) не кончается вместе с этой жизнью. Это — только часть. И в неведомое мы вступаем с тем опытом, победами и познаниями, которые приобрели в этой жизни.
|
|
Анна КИРЬЯНОВА, психолог- философ
|
|
http://paranormal-news.ru/news/sudba_ili_svobodnaja_volja/2015-05-16-10834
|