Василиса Премудрая и другие ведьмы
|
Еще во времена моего детства непослушных детей пугали ведьмой или Бабой-ягой. В сознании большинства эти персонажи сливались в единый образ — злобной костлявой старухи, от которой добра не жди. Между тем Баба-яга не имеет никакого отношения к ведовству. Скорее ее можно назвать «коллегой» Харона, древнегреческого перевозчика душ умерших, или Кербера, трехголового пса, стоящего на страже Аида, мира мертвых. |
Ведь знаменитая избушка на курьих ножках находилась на границе Кощеева царства, которое, согласно верованиям древних славян, представляло собой подземный, загробный мир. И живой человек мог попасть туда, лишь выдержав испытания старухи с костяной ногой. |
Что же касается ведьмы, в фольклоре ей соответствовал совершенно другой персонаж — Василиса Премудрая. Дама приятная во всех отношениях, обладающая волшебными способностями и всевозможными магическими «гаджетами». Как говорится, почувствуйте разницу. |
СТАРАЯ, СТАРАЯ СКАЗКА |
Кстати, одна очень древняя легенда раскрывает тайну магических способностей Василисы. Сюжет чем-то напоминает историю Золушки, но только в самом начале: у мужчины умирает жена, и он остается один с маленькой дочкой по имени Василиса. Через некоторое время приводит в дом новую супругу с двумя дочерьми. |
Мачеха и ее дети начинают всячески изводить бедную Василису и однажды заявляют, что в доме закончился огонь, а чтобы добыть его, нужно отправиться к Бабе-яге, чья избушка находится на другом конце темного леса. |
Василиса послушалась и отправилась в путь. Дорога через лес была долгой и страшной, однако девочка не сдавалась. Не испугалась она и трех всадников, которые повстречались на ее пути, — один белый, другой красный, а третий черный. Все они направлялись к жилищу Бабы-яги. |
Когда Василиса добралась до ее избушки, то увидела высокий забор из кольев, и на каждый из них был насажен человеческий череп. Даже столь жуткая картина не испугала Василису, и девочка вошла в избушку Бабы-яги. |
В домике царил полумрак, отовсюду виднелись странные, пугающие предметы, но самой страшной оказалась хозяйка — костлявая старуха с огромным крючковатым носом и костяной ногой. Впрочем, когда Василиса изложила свою просьбу, Баба-яга пообещала помочь — с условиями, разумеется. За один день Василиса должна вычистить двор, постирать вещи, приготовить еду, отделить здоровые зерна от порченых и мак от грязи. |
Если девочка не справится или выполнит задания плохо, Баба-яга пригрозила съесть ее. Но Василиса все сделала отлично, и тогда старуха разрешила ей задавать любые вопросы. Василиса поинтересовалась, что за всадники встретились ей по пути. Яга ответила, что это ее верные слуги — Ясный День, Красно Солнышко и Черная Ночь. |
Некоторое время Василиса продолжала служить Бабе-яге, а заодно наблюдала, как старуха творит настоящие чудеса и даже заставляет мир вертеться вокруг своей избушки. Получается, что в этой старой сказке Баба-яга не просто страж на границе миров, она великая богиня, праматерь человечества. А смышленая девочка Василиса — ее ученица. |
В конце концов Баба-яга дает Василисе огонь — пылающий череп, надетый на кол, символ тайного магического знания. С таким сияющим посохом Василиса отправилась домой, хотя Баба-яга и предлагала ей остаться. |
Однако Василиса выбрала мирскую жизнь, вернулась в семью, но уже в обиду себя не давала. Благодаря магическому искусству стала помогать отцу и добрым людям, а врагов и наказать могла. В конце концов девочка выросла, стала не только Премудрой, но и Прекрасной и удачно вышла замуж. За царевича, конечно же. |
ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ |
В каждой сказке лишь доля сказки: тот факт, что ведьмы получили магические знания и способности от богов, славяне признавали безоговорочно. Само слово «ведьма» образовано от двух основ — «ведать» и «мать», то есть это ведающая мать, мудрая женщина, обладающая сакральными знаниями. Именно к ней обращались с любыми проблемами — будь то болезни, порча, неурожай или разногласия в семье. |
Ведьмы спасали свой род от эпидемий, помогали одолеть захватчиков. Они были непременными и главными участницами календарных обрядов: люди считали, что именно от ведьмы зависит и погода, и урожай. И конечно же, ведьмы ворожили, практиковали любовную и защитную магию, готовили целебные снадобья, лечили, принимали роды. Практически в каждом селении была своя ведьма, и люди просто не представляли, как жить без ее поддержки. |
Впрочем, в те далекие времена все были немного волшебниками. Каждый член рода или общины принимал участие в коллективных ритуалах, в любой семье проводились обряды, направленные на защиту дома, избавление от болезней и других напастей. Женщины делали амулеты, готовили исцеляющие отвары и настои. |
Позднее, когда люди начали жить более обособленно, отношение к ведьмам изменилось. Их по-прежнему уважали, однако к почтению стал примешиваться страх. Что в общем-то вполне понятно: ведьмы сумели сохранить древние тайные знания, а вот обычные люди постепенно утрачивали связь с родовыми корнями и природой. Магию стали воспринимать как нечто сверхъестественное, необъяснимое — а если человек чего-то не понимает, он боится. Как и раньше, люди обращались к ведьме за помощью. |
Но когда случалась беда, всю ответственность перекладывали именно на нее. А произойти могло все что угодно — от засухи до несчастной любви, от болезни до неудачной торговли. Если случался неурожай или заболевал скот, виновной объявляли ведьму. Совершенно незаслуженно образ ведьмы приобрел довольно неприятный мифологический налет. |
Например, стали поговаривать, будто ведьмы по ночам доят коров до крови, а потом у тех пропадает молоко, что заклинают тучи и завязывают особым образом колоски, чтобы навлечь голод, что превращаются в животных, дабы проникнуть в чей-то дом и навредить. |
Но хотя репутация ведьм сильно пострадала, люди боялись открыто выступать против них, опасались испортить от ношения, поскольку, как и прежде, верили в их могущество. А вот с распространением на Руси христианства ситуация изменилась. Князь Владимир издал Указ о церковных судах, согласно которому ведовство и волхование стали преследоваться церковью. Упоминания о первых судебных процессах и расправах над ведьмами и колдунами относятся к XI веку. |
К счастью, у нас охота на ведьм не достигла размаха средневековой Европы, но, как не трудно догадаться, ни к чему хорошему эти гонения не привели. Ведьмы были вынуждены затаиться, скрывать свои способности. Не всегда-удавалось передать древние сакральные знания новому поколению, так что огромный пласт магического наследия предков был утрачен. И если раньше почти в каждом селении была своя ведьма, то к началу XVIII столетия, когда преследования людей с магическими способностями практически прекратились, истинных ведуний осталось совсем немного. |
Впрочем, за это время пострадало немало людей, не имевших никакого отношения к магии и ведовству. В 1551 году Стоглавый собор запретил держать в доме «богомерзкие книги» и призвал народ обличать колдунов. Всех, кого подозревали в ворожбе, избивали, грабили и изгоняли из общины. Естественно, в основном страдали самые обычные люди, которые чем-то не угодили соседям. |
Интерес к магии возродился лишь в эпоху Просвещения и только в элитных кругах. Крестьяне же по-прежнему настороженно относились ко всем, кто вызывал малейшие подозрения. Правда, расправы прекратились, а суд все реже брался за подобные дела. |
ВЕДЬМЫ НОВОГО ВЕКА |
В советское время в нашей стране ни о какой магии не могло быть и речи. Единственной разрешенной «верой» стал научный атеизм, а за интерес к магии легко было угодить в психиатрическую больницу. Так что те немногие ведьмы, которым удалось получить сакральные знания от предков, вновь ушли в подполье. Зато теперь у нас просто расцвет чародейства и волшебства! Маленькие девочки мечтают стать ведьмочками, а вполне взрослые барышни всерьез считают себя таковыми. |
Если просмотреть многочисленные тематические форумы в Интернете, сложится впечатление, будто маги, чародеи, ведьмы и колдуньи буквально повсюду. Молодые и не очень люди с энтузиазмом создают всевозможные «магические» сообщества, ковены, школы волшебства, открыто делятся «тайными» знаниями и с удовольствием принимают в свои ряды новых «чародеев». |
Все это напоминает театр абсурда, хотя понять причины повального увлечения колдовством несложно. Много веков магия была под запретом и теперь, когда ее реабилитировали, стала невероятно притягательна для обывателей: согласитесь, заманчиво считать себя чародеем или ведуньей. |
Массовый интерес к магии подогревает и зарубежная поп-культура. В кинематографе, к примеру, ведьм давно перестали изображать как дряхлых уродливых старух. Напротив, это весьма привлекательные особы любого возраста — от юных школьниц до почтенных матерей семейства, которые между делом спасают мир от вселенского зла. |
Впрочем, на Западе ажиотаж давно прошел: люди наигрались в волшебников еще в XX веке. Начиная с 50-х годов в США и Европе стали появляться всевозможные магические ордены, неоязыческие течения, колдовские общины. |
Одним из самых известных и популярных направлений стало викканство (от англ, witchcraft — «колдовство») — учение на стыке магии и религии. В 1954 году Джеральд Гарднер, американский служащий в отставке, опубликовал книгу «Колдовство сегодня», где изложил основные принципы и понятия викки. Гарднер называл себя одним из последних посвященных древнейшей магической традиции, существовавшей в Европе еще до нашей эры. |
Виккане поклоняются силам природы, Рогатому богу (которому в кельтской традиции соответствует божество Кернунн, атакже фольклорные персонажи — Зеленый человек, Дубовый Король, Король Остролист и др.) и Триединой богине (богине Луны в трех ее проявлениях — Девственница, Мать и Старуха, которые соотносятся с лунными фазами). |
Приверженцы этой традиции практикуют ритуальную магию (во многом перекликающуюся с кельтскими календарными обрядами) и придерживаются довольно свободных моральных принципов. |
«Делай все, что угодно, если это никому не вредит» — основное правило викки. Словом, течение получилось весьма привлекательным. А главное, получить посвящение в традицию викки совсем не сложно: нужно в течение года самостоятельно изучать базовые принципы, а затем пройти инициацию. Впрочем, в некоторых ковенах практикуется и самопосвящение: если человек считает, что готов стать магом, то почему бы и нет? |
Конечно, можно относиться к викканству с улыбкой, однако в Америке виккане получили официальный статус, а их символ (пентаграмма, помещенная в круг) внесен в официальный список эмблем вероисповедания. Прижилась викка и в новой России: в 2011 году в городе Ижевск был зарегистрирован первый русский ковен викки с красивым названием «Ковен Ивовой Лощины». |
Правда, не совсем понятно, где мы и где традиции языческой Европы. Тем более что у нас и своих неоязычников достаточно. Новоиспеченные волхвы и ведуньи в возрасте «до 16 и старше» утверждают, что стремятся сделать мир лучше. |
Однако конкретную магическую помощь способны предложить очень немногие. Что понятно: настоящих колдунов и ведуний сегодня считанные единицы. И они не торопятся делиться сакральными знаниями со всеми желающими: далеко не каждый способен стать истинным магом — вспомните хотя бы историю Василисы. |
Анастасия НЕВЕРОВА |
http://paranormal-news.ru/news/vasilisa_premudraja_i_drugie_vedmy/2015-04-22-10738 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|