Прогулка в аду и НЛО с Санта-Клаусом
|
Полвека назад на орбиту отправился первый из американской серии пилотируемых кораблей «Джемини». Корреспондент BBC Future вспоминает об одной из самых рискованных и захватывающих программ в истории космической гонки между США и СССР. |
5 июня 1966 г., пролетая на высоте 200 км над австралийским континентом, Юджин Сернан пытался справиться с одним из наиболее плохо продуманных, отвратительно сконструированных и просто опасных устройств, когда-либо запущенных в космос. |
Индивидуальный маневрирующий модуль (Astronaut Manoeuvring Unit, AMU) представлял собой ракетный ранец в стиле фантастических устройств из фильмов о Джеймсе Бонде. Чтобы надеть его на спину, Сернану необходимо было покинуть обитаемый отсек «Джемини», перебраться в открытом космосе к кормовой части корабля, отстегнуть крепления и открыть в определенной последовательности ряд топливных и кислородных клапанов. Все это приходилось делать по большей части наощупь, почти в полной темноте. |
Астронавту было нужно подойти вплотную к работающим дюзам. Для защиты от струи отработанных газов ему выдали штаны из вязаных металлических лент. |
«Я летел верхом на ракете, работавшей на пероксиде водорода, — говорит Сернан. — По задумке наших инженеров, для того, чтобы нацепить ранец, мне нужно было сначала буквально оседлать одно из раскаленных сопел. Уже одно это обстоятельство отпугнуло бы многих». |
Тяжело дыша, в перегретом скафандре с запотевающим визором шлемфона, астронавт пытался нацепить ранец. Позднее Сернан опишет это испытание как «прогулку в космическом аду». |
Верхом на ракете |
«Мои движения сковывал скафандр, я летел со скоростью 28800 км/ч в кромешной тьме. Ничего себе поездочка», — вспоминает Сернан. |
К счастью для астронавта, подготовка ранца к работе оказалась на практике настолько изнурительной, что центр управления полетом отменил задание прежде, чем он успел включить устройство. Сернан проделал обратный путь по внешней поверхности корабля и добрался до обитаемого отсека. Из-за громоздких металлических штанов ему пришлось изрядно потрудиться, прежде чем он втиснулся в кресло, чтобы закрыть за собой крышку люка. |
Это была далеко не единственная опасная ситуация в истории программы «Джемини». Экспедиции изобиловали неприятностями, включая сбои в работе двигателей системы ориентации (из-за чего корабль начинал бешено вращаться вокруг своей оси), нераскрывающиеся причальные модули и катапультные кресла, разрывающие при тестах манекены на куски. |
Тем удивительнее, что все экипажи «Джемини» без потерь вернулись на Землю. Сернану даже довелось дважды после этого отправиться в космос в составе экспедиций «Аполлон». Он стал последним на сегодняшний день человеком, стоявшим на поверхности Луны. |
В рамках программы «Джемини» было осуществлено 12 запусков (включая 10 пилотируемых экспедиций) в течение двух с половиной лет — в период между первыми полетами астронавтов НАСА по программе «Меркурий» и высадкой первого экипажа «Аполлона» на Луну. Целью «Джемини» стало испытание технологий доставки людей на лунную поверхность и их безопасного возвращения на Землю. |
Испытание новых технологий |
В задачи, стоявшие перед астронавтами «Джемини», входили опробование методов выхода в открытый космос и орбитальной стыковки двух кораблей, а также исследование физиологии длительного пребывания людей на орбите. Экипажам довелось протестировать новые продукты космического питания, испытать работу системы жизнеобеспечения и топливных элементов. Экспедиции «Джемини» по праву считаются одними из наиболее рискованных и прорывных в истории покорения космоса. |
«С каждым полетом мы брали новую научную высоту, — вспоминает Сернан. — Мне каждый раз казалось, что мой полет закончился неудачей, но, как выяснялось позднее, он помог нам получить знания, благодаря которым в конечном счете стали возможными экспедиции на Луну». |
Орбитальные корабли «Джемини», рассчитанные на двух астронавтов, отличались по конструкции от любых других космических аппаратов, созданных до или после них. Внутри конического обитаемого отсека располагались два кресла, приборная панель и центральная консоль. Компоновка была очень похожа на салон автомобиля. Над каждым из кресел размещался люк, через который астронавты покидали корабль при выходе в открытый космос. |
Если вам вздумается почувствовать себя на месте астронавтов «Джемини», наденьте скафандр и запритесь с коллегой по работе на передних сиденьях своего автомобиля, в идеале на пару недель — именно столько продолжалась самая длительная экспедиция. Не забудьте захватить с собой несколько пластиковых пакетов, поскольку туалета на борту корабля не было. |
Тесное соседство |
«Места внутри корабля очень мало, — говорит Эд Стюарт, куратор музея при Ракетно-космического центра в Хантсвилле, штат Алабама, показывая мне один из хранящихся там аппаратов. — По размерам обитаемый отсек был сравним с передней частью салона «Фольксвагена Жука». |
Корабль, выставленный в хантсвилловском музее, когда-то использовался в качестве симулятора при подготовке астронавтов «Джемини». Каждый проводил в нем по нескольку часов кряду, отрабатывая полетные процедуры. |
«Джемини» называли космическим кораблем для летчиков-истребителей, — говорит Стюарт. — Из-за расположения кресел и иллюминаторов его обитаемый отсек гораздо больше походил на кабину боевого самолета, чем на отсеки кораблей серии «Меркурий». |
Дело в том, что, в отличие от «Меркурия», «Джемини» являлся пилотируемым кораблем в полном смысле этого слова. В состав его бортового оборудования входили вычислитель системы наведения (с объемом оперативной памяти 12кб и возможностью установки различного программного обеспечения с носителя на магнитной ленте), система ориентации корабля, управлявшая микродвигателями на корпусе, а также радар. Одной из основных задач программы являлась демонстрация технологии сближения и стыковки двух кораблей на орбите. Эта операция требовала сложных расчетов, очень точной навигации и предельно аккуратного маневрирования. Если бы не вышло у «Джемини», о программе «Аполлон» можно было бы забыть. |
«Траектории полета кораблей более ранней разработки — „Меркурия“ и советских аппаратов — были изначально заданными и недостаточно точными, — говорит Стюарт. — Экипажам же „Джемини“ был необходим полный контроль над поведением корабля. До этого никто таких кораблей не создавал». |
Шутки на орбите |
Первая попытка орбитального сближения с беспилотным космическим аппаратом должна была состояться при участии экипажа «Джемини-5». Эксперимент пришлось отменить из-за отказа системы ориентации пилотируемого корабля. Следующую попытку, при участии «Джемини-6», отменили по причине того, что ракета с беспилотной целью взорвалась вскоре после старта. |
Тем не менее, учитывая важность отработки процедуры сближения, НАСА запустило в космос следующий корабль, «Джемини-7», с Фрэнком Борманом и Джимом Лоуэллом на борту. 11 дней спустя, 15 декабря 1965 г., на перехват отправился «Джемини-6А» с экипажем из Уолли Ширра и Тома Стэффорда (чей запуск не состоялся ранее). Через 6 часов два корабля уже летели рядом на расстоянии 36 м друг от друга. |
Помимо беспрецедентных технических достижений, эта экспедиция вошла в историю благодаря карточке со словами «Мы побили армию», которую Ширра, служивший когда-то летчиком на авианосце, показал через стекло кабины «перехваченному» им Борману — в прошлом летчику армейской авиации. На этом проделки экипажа «Джемини-6А» не закончились — незадолго перед сходом с орбиты астронавты доложили на землю, что наблюдают НЛО, пилотируемое кем-то «в красном тулупе». После чего сыграли на губной гармошке популярную рождественскую мелодию Jingle Bells. Возможно, эта выходка не стала самым выдающимся достижением программы «Джемини», но следует признать, что и такого никто раньше в космосе не делал. |
Первая пилотируемая экспедиция «Джемини» отправилась на орбиту 23 марта 1965 г. Через четыре с половиной года первый человек ступил на поверхность Луны. |
«В 1961 г. президент Кеннеди поставил перед нацией задачу в течение десятилетия отправиться к Луне, — вспоминает Сернан. — Мы тогда ничего не знали о Луне, нам пришлось создавать все необходимые технологии с нуля и искать ответы на вопросы, которые мы даже еще не могли сформулировать. Но мы своего добились». |
Программа «Джемини» сделала реальностью полеты человека на Луну и последующее создание космических челноков Спейс Шаттл, а также строительство пилотируемой орбитальной станции МКС. Она заслуживает большего, чем просто сноска мелким шрифтом на страницах истории космических исследований. |
Стюарт полон уважения к астронавтам «Джемини», бросившими вызов неизвестности. «Это были очень отважные, терпеливые и интеллектуально одаренные люди, — говорит он. — Чтобы заниматься подобной работой, нужен особенный взгляд на жизнь». |
http://inosmi.ru/world/20150416/227535524.html |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|