Виртуальная реальность. Будущее или дань моде
|
Проблема футурологии — то есть попытки предсказать будущее — в том, что это невозможно. Пытаться предсказать будущее точно и надежно — это как пытаться, кхм, предсказать будущее. Пересмотрите «Назад в будущее-2», затем посмотрите на наш 2015 год. Ховербордов нет, летающих машин нет, выворачивать карманы наизнанку не модно. Зато у нас есть куча технологий, которые представляют собой естественное продолжение всего, что мы делали последние 20-30 лет, и культура, которая отбирает лучшие элементы прошлого и совершенствует их. |
Тем не менее есть некоторые вещи, которые приводят нас к мысли вроде «черт возьми, мы на сто процентов, безусловно и точно живем в будущем». Вы наверняка помните то чувство, когда впервые взяли в руки свой первый iPhone, который еще только предстояло разблокировать и открыть для себя совершенно новый опыт, которого не было у ваших предков. Ваши родители, возможно, чувствовали что-то подобное, сев впервые за персональный компьютер, а родители ваших родителей — когда впервые посмотрели телевизор. Далее от первого лица Дрю Миллард, Vice. |
Проведя эти выходные на Virtual Reality Los Angeles Spring Expo, я подумал, что виртуальная реальность вскоре будет давать людям это же чувство. Хотя виртуальная реальность уже была открыта для человечества и проверялась на потребителях в прошлом (возможно, вы вспомните недолгую жизнь Virtual Boy от Nintendo), только теперь наши технологические возможности догнали наши проектные и производительные цели. У нас нет летающих туалетов или чего-то еще такого, но мы можем прикрепить ремешком смартфон к лицу и отправиться в дивный новый мир. |
Конечно, вполне возможно, что я просто потягиваю кулэйд с виртуальной реальностью. Если вы не догадались, ребята, которые работают на выставке VRLA, действительно грезят будущим виртуальной реальности. Во время слова открытия, на экране демонстрировались кадры из «Матрицы» и «Начала», двух мрачных научно-фантастических фильмов, которые имеют прямое отношение к современному поколению виртуальной реальности. Джонни Росс, один из соучредителей VRLA, задавал вопросы, что визионеры вроде Элона Маска, братьев Райт и Мартина Лютера Кинга (именно в таком порядке) могли бы сделать с технологией виртуальной реальности. |
Несмотря на поток квазиумных банальностей, Росс сказал несколько действительно стоящих вещей. Во-первых, технология виртуальной реальности не более диковинна, чем наушники, только для глаз, и более доступна для людей, чем они могут подозревать. Тем не менее эпоха виртуальной реальности еще не настала. Космо Скарф, другой соучредитель VRLA, сказал: «Мы пока далеки от пика этой технологии. Но довольно волнительно наблюдать за интересом и ажиотажем вокруг вещей, которые по сути являются ее препродуктами». |
Скарф довольно интересный человек. Будучи студентом Университета Южной Калифорнии, он в 20 лет нашел себя в центре лос-анджелесского хаба виртуальной реальности. Он выглядел уставшим и в ходе 20-минутной беседы неоднократно извинился за путаницу в словах. «Так или иначе, — сказал он, — я никогда не сомневался, что виртуальная реальность будет взрывом, и оказался прав». |
Когда я спросил Скарфа, что он думает о конечной цели виртуальной реальности, он ответил: «Конечная цель — мы все мчимся в направлении Матрицы — это жизнь в искусственно моделируемой компьютерной среде. Я не знаю, когда это произойдет или на что будет похоже, но это произойдет при моей жизни». И чтобы подколоть его, я спросил: «Если вы умираете в Матрице, вы умираете в реальной жизни?». К моему удивлению, он ответил: «Замечательный вопрос!» и продолжил рассуждать о потенциале имитации боли в виртуальной реальности. |
В настоящее время большинство гарнитур виртуальной реальности выступают как видоискатель вашего смартфона. Другие вроде Oculus Rift подключаются к компьютеру и качают контент с него. Гарнитуры отлично вписываются в уже существующие технологии и позволяют разработчикам удерживать относительно низкую цену на них. На стенде VRLA раздавали бесплатно Google Cardboard, гарнитуры от Google, сделанные из картона. Они крайне дешевы в производстве, и в настоящее время Google Play и iTunes предлагают несколько приложений специально для технологии Cardboard. Samsung между тем выпустила гарнитуру Gear VR, средняя цена на которую — 200 баксов, — но ее совместимость ограничена смартфонами Samsung Galaxy. |
Почти для каждого уровня потребителя есть варианты виртуальной реальности. Есть гарнитура Homido от Hyper, которая совместима с телефонами на Android и от Apple и стоит порядка 80 долларов. Oculus Rift, которая до сих пор находится в стадии разработки, обойдется вам в 350 долларов. Сам Скарф сказал мне: «Apple, безусловно, работает над устройствами виртуальной реальности, но об этом никто не знает. Думаю, они ждут, пока не сделают его как надо и не смоют остальных за борт». |
Сейчас очень много контента виртуальной реальности создается, чтобы выявить конкретные ощущения, меньше внимания уделяется самому контенту. Лучше всего это иллюстрируется парой датчиков на выставке, которые нужно было привязать к ногам, чтобы побегать в виртуальной реальности. Когда я спросил разработчиков о практическом применении таких датчиков, они предположили, что их можно было бы прикрепить к пенису и получить виртуальный секс. Другие стенды демонстрировали демоигры (по большей части неиграбельные), технологию захвата движений в реальном времени, один — голографическую установку диджея. На другом стенде все желающие просто могли сыграть в Counter Strike. Старые привычки умирают с трудом. |
На другом стенде предлагали концерт EDM в виртуальной реальности. Я обнаружил, что меня заинтересовало не фактическое исполнение, а виртуальная толпа вокруг меня — люди проверяли свои телефоны, разговаривали друг с другом, аплодировали, не имея представления, что я наблюдал за ними. Если бы я был на концерте, эти люди в лучшем случае бы не представляли для меня никакого интереса, в худшем — раздражали. Но в виртуальной реальности музыка ушла на задний план. |
Другие стенды предлагали более целостный опыт. Reload Studios — новая игровая компания, которая будет создавать игры исключительно для виртуального пространства. Они представили World War Toons, шутер от первого лица с мультяшными солдатами Второй мировой, которые сражаются на реалистичных картах Европы. Поговорил с соучредителем Reload Джеймсом Чангом, который когда-то помогал делать популярный шутер Call of Duty. Чанг так восхищен возможностями виртуальной реальности, потому что «впервые в истории аудитория не отделена от сцены — она находится в середине действия, что меняет динамику повествовательной формы». |
Когда я сел поиграть в грубое пятиминутное демо World War Toons, которое работало на Microsoft Xbox, я сразу понял, о чем он говорит. Для своей грубой формы World War Toons обеспечивала головокружительное погружение. Хотя я играл в шутеры от первого лица со школы, всегда оставалось чувство разделения, когда ракета прилетала прямо в мое цифровое лицо: между мной и экраном всегда было пространство, которое не давало мне забыть, что испытываемый опыт — нереален. В мире WWT все стало по-другому. Не удается отвязаться от чувства, что я полностью в игровом мире. |
Одна из проблем виртуальной реальности заключается в том, что наше пространственное понимание не совсем догнало технологии. Недавнее исследование показало, что у наших тел есть внутренний и внешний мониторы, которые отслеживают наше положение в пространстве. Когда они рассинхронизируются, происходят странные вещи. Когда я поворачиваю голову налево, я смотрю в игровой мир. Когда я нажимаю кнопку прыжка или бегу, моя перспектива считает, что тело движется, хотя я сижу в кресле. Эта смесь сигналов путает мое тело и мозг, что вызывает головокружение и тошноту. Приходится пить воду и ждать, пока все пройдет. |
Кевин Мак, между тем, хочет использовать потенциал виртуальной реальности для создания диссоциативных ощущений в целях искусства. Виртуальная реальность, как он полагает, «лучше подходит в качестве среды для искусства, чем для рассказа историй и для игр». Впрочем, он знает, о чем говорит: он был пионером компьютерной графики в области визуальных эффектов. Мак получил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты в 1999 году за работу Винсента Уорда «Куда приводят мечты» с Робином Уильямсом в главной роли, а его отец был аниматором в Disney. Не так давно он ушел из Голливуда, чтобы заняться виртуальной реальностью. |
Его программа Shape Space — почти полная противоположность World War Toons. Shape Space — пример упражнения, которое сам автор называет «вынужденной внимательностью», в ходе которого пользователь отправляется в 90-секундное путешествие, где ты проходишь через абстрактные трехмерные скульптуры, как через облака. Это полный дзен, который позволяет дрейфовать в бестелесном состоянии в сюрреалистическом пространстве. Когда я спросил Мака, когда он решил плотно заняться виртуальной реальностью, он ответил следующее: «В 1973. Я мечтал об этом. И это наконец осуществилось. Было весело, когда компьютерная графика была новинкой для визуальных эффектов, и мы были пионерами, изобретали этот процесс. Но это совершенно новое, и я хотел бы стать пионером в этой области». |
http://hi-news.ru/games/virtualnaya-realnost-budushhee-ili-dan-mode.html |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|