В ноябре прошлого года НАСА предприняло решительные шаги на пути к осуществлению плана по обновлению устаревшего космического шаттла, который разрабатывается вот уже два с половиной года. Агентство просто изъяло из плана основную часть. НАСА решительно и спокойно выбросило программу SLI (Space Launch Initiative - инициатива по разработке нового пускового устройства), направленную на создание системы для замены шаттла, последнюю в списке программ, составленных после катастрофы «Челленджера» в 1986 году, и направило большую часть из ассигнованных 5 миллиардов долларов на усовершенствования существующего шаттла. К этим усовершенствованиям, в частности, относится повышение безопасности полетов, которое позволит шаттлу выполнять полеты без инцидентов до 2020 года или даже дольше. Остановив планы по созданию нового шаттла, НАСА объявило, что программа SLI будет сосредоточена, в основном, на постройке OSP (Orbital Space Plane - орбитальный космический самолет), скромного и относительно недорогого космического аппарата повторного использования, который может нести на борту небольшую (точнее сказать, «маленькую») команду и будет запускаться одноразовыми ракетными ускорителями. НАСА надеется, что к моменту готовности OSP в 2010 году он будет выполнять функции альтернативного транспорта, «космического такси», до тех пор, пока Агентство не создаст шаттл нового поколения. Решение НАСА было последним средством спасения. По новым оценкам Агентства, стоимость проектирования и постройки шаттла нового поколения катастрофически выросла - с 6 до 35 миллиардов долларов. И даже эта цифра считается чересчур оптимистичной, говорит Кэрри Лайес, менеджер программы НАСА по новым пусковым установкам. «Разница в цифрах отражает трудности, которые испытывает НАСА при составлении бюджета, - говорит Лайес. - Нам необходимо разработать технологическую программу, которая обеспечивала бы точные данные по стоимости наших проектов». В то время, как стоимость SLI весьма расплывчата, стоимость существующего шаттла - 500 миллионов долларов за пуск - вполне конкретна. Следовательно, чиновники НАСА считали, что у них не было другого выхода, кроме как сделать ставку на систему 30-летней давности. Однако через три месяца при входе в атмосферу «Колумбия» потерпела катастрофу, в которой погибли все семь членов экипажа - и решение Агенства отложить в долгий ящик программу разработки шаттла нового поколения показалось весьма сомнительным. Полеты на трех оставшихся шаттлах пока закрыты, а когда они возобновятся, они будут стоить больше, чем раньше. Плюс добавятся затраты на обслуживание, связанное с повышением безопасности и всякого рода инспекциями, а расходы на содержание штата и инфраструктуры останутся прежними.
|