Дания: цемент всех цветов радуги
|
|
Едешь по какой-нибудь московской дороге, хоть по кольцевой, хоть по свежепостроенному Третьему кольцу, а про себя думаешь: неужели нельзя нанести на дорожное полотно такой состав, чтобы белизна разметки сохранялась хоть пару лет? Оказывается, такой состав имеется - это белый морозостойкий цемент. Именно из него сделаны полосы разметки на аэродромах. Производят его только в Дании и уже оттуда развозят по всему северному миру. Но если удача улыбнется нашим ученым, то скоро и в России такого белого цемента будет достаточно: химики из Российского химико-технологического университета им. Менделеева сумели создать хорошую рецептуру и подходящую технологию.
|
|
У изобретения сразу две изюминки - состав исходного сырья и особенности технологического режима. По сути, технология, разработанная москвичами, вполне традиционна. Минеральное сырье, смесь различных силикатов и алюминатов, измельчают и обжигают - спекают в особых печах. Получается цементный клинкер. Затем его размалывают с добавкой гипса в тонкий порошок - собственно цемент. Однако до сих пор бетону из этого цемента удавалось приобретать лишь одно из двух желаемых качеств: либо белый цвет, либо высокую устойчивость к морозу.
|
|
"Нам удалось так подобрать тонкие параметры этих хорошо известных процессов, что получился цемент с уникальным сочетанием обоих свойств, - говорит один из авторов разработки Александр Осокин. - Самым главным оказалось, как и из чего делать клинкер".
|
|
В нашем континентальном климате с внезапными морозами и столь же моментальными потеплениями бетон должен хорошо переносить перепады температур. Чтобы проверить его на морозоустойчивость, бетонное изделие обычно много раз охлаждают и размораживают, определяя, насколько снижается прочность. Так вот, обычный белый цемент выдерживает не больше 75 таких циклов попеременного замораживания и оттаивания, после чего изделия из него растрескиваются. У датского цемента характер более стойкий - чтобы в нем появились трещины, его надо замораживать и оттаивать не меньше 200 раз. А цемент, полученный по методике российских ученых, выдерживает более 300 резких перепадов температуры, а значит, и изделие из такого бетона прослужит гораздо дольше.
|
|
Если эту технологию удастся воплотить в виде производства, у строителей появится отечественный материал для того, чтобы наносить несмываемую разметку на дороги и взлетно-посадочные полосы аэродромов. Впрочем, на основе нового цемента можно сделать не только белый, но и разноцветный бетон - достаточно добавить в него минеральных красителей нужного колера. Такой материал пригодится для создания фасадов зданий.
|
|
|
|
|
Аккумулятор Новостей, 14:14 30.05.2003
|
Источник: Ведомости
|