В этой старой покосившейся избушке, построенной в прошлом веке, на берегу реки Таз, вдали от людских глаз - жил уважаемый в районе человек - Гавриил Мандаков. Местные жители уверены, что он обладал даром ясновидения, сверхъестественными способностями и был шаманом.
Василий Лапсуй«Он знал обряды многих народностей Севера - ненцев, хантов, селькупов… И все обращались к нему со своими проблемами – кто по болезни, кому-то надо было после похорон родственников пройти специальный обряд», рассказывает заведующий передвижным отрядом по культурному обслуживанию тундрового населения Василий Лапсуй.
Только шум травы и деревьев… С тех пор, как в 2002 году в возрасте 76 лет Гавриил Мандаков умер, его избушка опустела. Иногда, правда, сюда заглядывают путники – просто из любопытства или чтобы укрыться от непогоды.
«Мне не очень часто приходится здесь бывать – в последний раз я здесь был в 2007 году. Ну, вижу - изменилось многое», отмечает Василий Лапсуй.
В доме шамана и сегодня можно растопить печь, согреться, да и переночевать. Для этого здесь есть лежанка и даже старые матрасы, вот только зайти сюда осмеливаются не все. Ненцы верят: дух Гавриила Мандакова – все еще рядом. С тех пор как он умер прошло уже более 10 лет.
Большая часть личных вещей и предметов быта была передана в Тазовский краеведческий музей. Но кое-что здесь осталось, например, керосиновая лампа, которую до сих пор можно использовать по назначению. Есть здесь и фотографии, на которых сам бывший хозяин этого дома.
Роман БерладинКстати, вещи шамана попали в Тазовский краеведческий музей неслучайно.
«Буквально перед смертью он все свои личные вещи, предметы культа завещал нашему краеведческому музею, и сейчас эти предметы составляют часть нашего фондового собрания и постоянно экспонируются в нашем музее», рассказывает директор Тазовского районного краеведческого музея Роман Берладин.
« Вот, например, его головной убор. Он представляет собой вот такую корону или венец из четырех скрещивающихся полос. Ещё одна полоса одевается на голову, наверху - железные рога, они символизируют рога оленя», объясняет Роман Берладин.
Сотрудник краеведческого музея Ада Кац хорошо знает историю и особенности каждого экспоната, она подробно изучала биографию Гавриила Мандакова и общалась с теми, кто знал шамана лично.
Ада Кац«Он мечом проткнул себя и на мече была кровь, потом через некоторое время у него на теле не оказалось ни одной раны и кровь каким-то чудодейственным образом исчезла с меча». - вот такое воспоминание. Есть ещё воспоминание этого же работника поссовета о том, что Мандаков мог разговаривать с животными, понимал их язык. Женщина была также свидетельнецей этого разговора: приходил медведь, они с ним о чем-то поговорили. Медведь послушал Мандакова и ушел от его жилища», рассказывает о собранных свидетельствах научный сотрудник Тазовского районного краеведческого музея Ада Кац.
Охотничьи стрелы, одежда, посуда, предметы быта, культа и другие личные вещи Гавриила Мандакова занимают в музее целый стенд. Отдельно представлены фотографии шамана. Прикасаться к этим экспонатам работники музея стараются как можно реже.
«Эти вещи имеют свойство влиять на человека. Вдыхаешь их запах и будто начинаешь заболевать. Дня три болит голова. И кажется что его личностные какие-то качества шаманские, они передаются тому человеку, который открывает, трогает эти вещи своими руками», говорит Ада Кац.
Где заканчивается правда и начинается легенда, бывает, сразу и не поймешь. Но именно этим и интересна личность Гавриила Мандакова. Шамана, который уже навсегда вошел в историю Тазовского района.