Забудьте о женщинах с Венеры и мужчинах с Марса
|
Пропастью между полами (gender gap) пропитан практически каждый аспект нашей культуры. От комиксов до конституции — всё подчёркивает различие, а не сходство между мужчинами и женщинами. В любом книжном магазине вам пообещают разгадку тайн противоположного пола. Нам говорят, что мужчины — с Марса, а женщины — с Венеры, что у мужчин своя логика, у женщин — своя, что мальчики — это вафли, а девочки — спагетти. Ситкомы, романтические комедии, боевики — повсюду стереотипы: женщины беспокойны, придирчивы, всю дорогу прихорашиваются, тогда как мужчины строят теории, распутничают и спешат на помощь. |
Есть авторы, которые хотят выглядеть наукообразно и пытаются объяснить все особенности мужского и женского поведения условиями жизни наших далёких предков из африканской саванны, но это не более чем малохудожественная литература. |
К сожалению, истинная наука недалеко ушла от массовой культуры: результаты исследований противоречивы, итоги экспериментов невозможно воспроизвести, фокус-группы постоянно разного размера и состава. И в этом нет ничего странного, ведь учёным приходится учитывать огромное количество факторов: генетику, физиологию, поведение, культуру, возраст, окружение, расу и бесчисл. мн. др. Более того, каждая из этих переменных — бездонное и мутное море. |
Само определение пола — дело не из лёгких. Поверьте, мужчин и женщин, самцов и самок разделяет не одна только хромосома. |
Несмотря на трудности, связанные с изучением разницы между полами, эта важная задача должна быть решена, потому что мы знаем (или думаем, что знаем): эта разница влияет на наше поведение. Учителя относятся к школьникам и школьницам по-разному и неодинаково их оценивают. Показатели женщин в тестах на производительность падают, когда им говорят, что мужчины в целом демонстрируют более высокие результаты. И мужчины, и женщины, как правило, стремятся удовлетворить культурные ожидания, даже когда речь идёт о такой простой вещи, как улыбка. Наша осведомлённость о половых различиях и их понимание имеют значение, потому что умышленно или неумышленно, но мы применяем это знание, выстраивая своё поведение и оценивая поведение других. |
Первый вопрос, который требует ответа: существует ли разрыв между полами? Может, это просто всеобщая иллюзия? Нетрудно догадаться, что однозначного ответа нет. |
Большое и строгое исследование, результаты которого были опубликованы недавно в журнале PLoS ONE, обнаружило множество гендерных различий, касающихся в том числе чувствительности, сердечности, мрачных предчувствий, стремления к господству и умения сознательно держаться правил. Выяснилось, что по этим параметрам характеристики личности мужчин и женщин перекрываются всего на 10%. |
Однако метаанализ, проведённый психологом Дженет Шибли Хайд, не подтвердил эти результаты. Объединив данные 46 исследований, г-жа Хайд определила лишь несколько аспектов, по которым мужчины и женщины серьёзно различаются. Это физическая агрессия, двигательные навыки и степень сексуальности (например, частота мастурбации). Но по подавляющему большинству (78%) охваченных исследованиями характеристик г-жа Хайд не нашла практически никакой разницы между полами. У мужчин и женщин, считает она, больше сходства, чем различий. |
Таким образом, консенсуса нет. И неопределённость становится нормой, когда речь заходит об исследовании гендерных различий в области познания и поведения. Судя по научной литературе, самооценка то различается у мужчин и женщин, то нет; мужчины то лучше разбираются в картах, то нет; то имеются различия между полами в использовании языка и словарного запаса, то их нет. Методология разная, контекст разный, вопросы задаются по-разному (а тут важны тончайшие нюансы). Так что если и можно делать какие-то обобщения, то вот они: мужчины более агрессивны и чаще совершают преступления, а женщины более склонны к тревоге, и у них чаще диагностируют депрессию. |
Как видим, выяснить характер различий очень тяжело. Следующий шаг ещё сложнее. Надо разобраться в причинах. Различия между мужчинами и женщинами — нечто изначально данное, продиктованы ДНК и эволюционной историей или продукт нашей культуры, опыта, межличностного взаимодействия? |
Ответ кажется очевидным только на первый взгляд. Начнём с мозга. Нет никаких сомнений, что существуют биологические различия в мозге мужчин и женщин, то есть в размерах, симметрии и характере активации определённых крупных областей мозга, а также в количестве серого и белого вещества. |
Один из главных камней преткновения заключается в том, что биологические различия не обязательно эквивалентны врождённым, фиксированным. Мозг — это орган, который постоянно изменяется в ответ на жизненный опыт. Например, если вы занимаетесь карате, у вас может увеличиться часть мозга, отвечающая за моторику и координацию, а чем больше человек слушает музыку, тем более чувствительной становится слуховая система. Эта пластичность — одна из многочисленных причин, из-за которых очень трудно определить, есть ли врожденные количественные различия между мозгом мужчины и женщины. Разница в структуре или функционировании мозга ещё не означает, что гендерная специфика коренится в наших генах или эволюционной истории. |
Но, несмотря на трудности, исследователи всё же пытаются разобраться в этом вопросе. Например, можно изучать мозг и поведение детей, когда в них ещё больше «природы», чем «воспитания». Накоплена литература, которая говорит о том, что даже очень маленькие девочки лучше мальчиков справляются с тестами на социальное познание (social cognition; имеются в виду навыки понимания других людей и налаживания взаимоотношений с ними). Разумеется, новорождённые не могут отвечать на вопросы и выполнять сложные задания, поэтому применяются упрощённые методы, когда, например, достаточно зрительного контакта. Девочки в возрасте нескольких дней обычно чаще смотрят в глаза и лучше подражают взрослым. В возрасте 36 часов девочки проявляют больше интереса к человеческому лицу, а мальчики — к движущемуся неодушевлённому объекту (например, мобильному телефону). В три месяца девочки активнее выражают интерес (делают большие глаза, поднимают брови), чем мальчики. |
Возможно, за этими различиями действительно стоит некий генетический компонент. Учёные рассудили, что девочки могут наследовать навыки социального познания от отцов: вывод, который кажется нелогичным только на первый взгляд. Смотрите: женщины получают по одной X-хромосоме от каждого родителя, мужчины — только материнскую. Если какая-то из них и даёт преимущество, то папина — та, что есть лишь у девочек. |
Для проверки гипотезы исследователи воспользовались синдромом Шерешевского — Тёрнера — хромосомной болезнью, при которой у женщин есть только одна Х-хромосома, унаследованная либо от матери, либо от отца. Если навыки социального познания являются продуктом последней, то обладающие ею женщины должны иметь лучшую социализацию. Именно это и было обнаружено в последующих тестах. |
Учёные подозревают, что материнская X-хромосома эпигенетически выключается (возможно, за счёт добавления метильных групп). Подобный геномный импринтинг хорошо известен на примере других млекопитающих, когда аллели одного из родителей «молчат», а другого — выражаются. |
Увы, дальнейшее изучение этого явления (по крайней мере с точки зрения гендерных различий в области социального познания) не смогло подтвердить гипотезу: результаты получены самые разные, в том числе обратные. Хотя итоги первоначальной работы удалось воспроизвести, мысль о том, что геномный импринтинг играет важную роль в различиях между полами относительно социального познания, остаётся спорной. |
Аргументы в пользу того, что биология всё же играет роль в формировании ранних поведенческих различий между мальчиками и девочками, предоставило также изучение другой генетической аномалии — врождённой гиперплазии коры надпочечников (ВГКН). Как правило, любовь к тем или иным игрушкам возникает у детей под действием культурного давления и социализации: взрослые поощряют девочек играть в куклы, а мальчиков — с грузовиками. Но вдруг какую-то роль играют ещё и гормоны? |
У людей, страдающих классической формой ВГКН, в период внутриутробного развития вырабатывается слишком много маскулинизирующих гормонов андрогенов, из-за чего организм лишается возможности производить определённые ферменты. Если гипотеза верна, то девочки с ВГКН должны предпочитать традиционно мужские игрушки. |
Так оно и оказалось: девочки с ВГКН в возрасте 3–8 лет намного больше времени проводили с вертолётами, пожарными машинами и конструкторами, чем с куклами и кухонными принадлежностями. На самом деле они возились с игрушками мальчиков примерно столько же времени, сколько сами мальчики. |
Другие исследования показали, что родители таких девочек поощряют их играть с «женскими» игрушками, то есть полученные результаты весьма убедительны. Изучение других приматов (макак-резусов, верветок) показало, что у них тоже существуют гендерные предпочтения относительно детских игрушек, то есть биология тут очень даже при чём. |
Итак, получены некоторые доказательства того, что гены и гормоны играют роль в поведенческих различиях между мужчинами и женщинами. Как насчёт всего остального? |
Если среда не оказывает никакого влияния на половые различия, они должны сохраняться в разных культурах. Но в Турции, Корее и Италии мальчики намного лучше справляются с заданиями по математике. В Исландии впереди девочки. В Норвегии и Швеции разницы почти нет. Что интересно, эти данные соответствуют общей мере гендерных различий, разработанной Всемирным экономическим форумом. В странах, где женщины обладают наибольшей политической и экономической свободой, между мальчиками и девочками нет почти никакой разницы в успеваемости по математике. Одновременно в этих же странах замечен наибольший разрыв между полами в том, что касается чтения: женщины читают намного больше мужчин. В обоих случаях очевидно, что простые биологические объяснения ничего не дают. Дело в культурной среде. |
Исследователи обнаружили подобное, изучая пространственное мышление представителей двух индийских племён, которые тесно связаны генетически, но сильно различаются социальным устройством: карби патрилинейны (наследование от отца к сыну) и патриархальны (у мужчин больше прав, чем у женщин), а хаси — наоборот. Мужчины племени карби лучше справлялись с пространственными задачами, чем женщины, а у хаси всё было по-другому. |
Многие другие исследования показали также, что большую роль в поведенческих различиях между полами играют ситуационные факторы. Достаточно просто спросить участника эксперимента, какого он или она пола, и результаты тестов на производительность изменятся: женщины будут набирать больше баллов по итогам вербальных заданий и меньше — математических. Стоит человеку вспомнить о своей половой принадлежности, как он стремится соответствовать гендерным стереотипам. |
Следует отметить, однако, что ни одно исследование роли культуры и окружающей среды в гендерных различиях не исключает вклада эволюции и биологии. Трудно поверить, что на протяжении эволюционной истории мозг и поведение мужчин и женщин не поддались селективному давлению. Самые разные виды, от колибри до гиен, демонстрируют важные различия в поведении между полами. |
По-видимому, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Конечно, различия есть, частично они имеют естественный характер, частично — культурный. Но в любом случае они не настолько велики, чтобы говорить о мужчинах с Марса и женщинах с Венеры. К тому же воздействие окружения так сильно, что влияние природы почти незаметно: мы можем как нивелировать гендерные различия, так и поместить между полами непреодолимую пропасть. |
Гендерные различия постоянно изменяются. Одни пропасти сужаются, другие — расширяются, а иногда роли мужчин и женщин даже меняются местами. Например, в 1970 году на долю женщин приходилось всего 42% студентов колледжей и университетов США, а сегодня их уже 57%. По прогнозам, к 2020 году этот показатель вырастет до 59%. Данные переписи в США говорят о том, что с начала 2000-х число мужчин, ушедших с работы, чтобы позаботиться о маленьком ребёнке, более чем удвоилось. В начале этого года американские военные сняли запрет на участие женщин в боевых действиях. |
Есть ли практическое значение у этих штудий? Конечно! Например, одно из исследований показало, что пол человека, проводящего контрольную по математике, увеличивает или уменьшает гендерный разрыв: девочки справляются со сложными заданиями так же хорошо, как мальчики, когда в роли учителя выступает женщина («Ага, она смогла, значит, и я смогу»), а преподаватель-мужчина приводит к обратному эффекту. Этот пример работает и впоследствии, когда девушка поступает в университет и решает заняться точными науками. На Западе активно проводятся исследования роли женщин в истории, в том числе в истории науки, — вовсе не ради того, чтобы принизить вклад мужчин, а чтобы женщины перестали думать, что они ни на что не годны. |
Исследования также показывают, что в одиночных математических конкурсах мальчики превосходят своих одноклассниц примерно на 10%. Если тестирование повторяется, гендерные различия исчезают. Кстати, некоторые считают, что это указывает на другой гендерный разрыв: мужчины и женщины по-разному реагируют на возрастание конкуренции. |
Конечной целью подобных исследований является не создание однородного общества, где нет разницы между мужчиной и женщиной. Речь идёт о том, чтобы мужчины и женщины помогали друг другу реализовать себя в самой полной мере. Пусть мы никогда не познаем весь спектр тонких различий между полами, но дальновидные учёные и хорошо продуманные исследования помогают понимать, что дихотомия Марс — Венера сильно преувеличена. |
|