Тайны заиграевского леса |
Хотя в Бурятии множество достопримечательностей, будь то памятники природы, истории или разные мистические места, о них странным образом малоизвестно даже в среде местных любителей туризма. Например, немало таких объектов расположено в Заиграевском районе – утёсы и гроты, овеянные мистическими легендами, или памятники времён Бронзового века |
Шаман-гора |
Первым пунктом намеченного маршрута стала Шаман-гора – огромный утёс, о мистических свойствах которого ходит много историй. Судя по координатам, она располагалась за посёлком Новая Брянь в Заиграевском районе. |
Степной простор сменился стеной леса по обочинам. Через десять километров навигатор показал, что точка где-то здесь, вскоре показался отворот на грунтовку, вернее, накатанную машинами колею, уходящую вверх по склону. Когда машина преодолела подъём, взглядам предстала просторная поляна у подножия уходящей вверх высоченной отвесной стены. Скала, именуемая Шаман-горой, стоит на вершине пологой сопки, неприступной цитаделью возвышаясь над окружающим лесом, каменная поверхность покрыта округлыми извилинами, складывающимися в причудливые узоры. Видно, что тут регулярно бывают люди: ровная площадка перед скалой неплохо обустроена – сооружён длинный стол и скамьи, кто-то даже привёз старую двуспальную кровать, поодаль на молодой сосне закреплён умывальник из пластиковой бутыли. Увы, местами мусор – осколки стекла, брошенные бутылки. |
Едва мы вышли из машины, на лесной тропе показался белый микроавтобус – одно турагенство привезло французских туристов. Гид группы Елена Емельянова рассказала о достопримечательностях много интересного. |
- По легенде, когда-то давно здесь жил один из последних шаманов, изгнанный из села старообрядцами – рассказывает Елена – Он в затворничестве предавался молитвам и медитациям, в особые дни поднимался на самую вершину и подолгу оставался там. Когда он умер, его захоронили здесь же, и после его смерти верхняя часть отвесной скалы приняла вид его лица. Считается, что дух шамана до сих пор обитает здесь, и если человек приехал с добрыми помыслами, он обязательно поможет. |
Что ж, выветренные щели на верхушке нависшего над поляной утёса и в правду образуют очертания, напоминающие сморщенное лицо очень старого человека с густыми бровями, усами и бородой. |
- Это всё игра воображения - скептично говорит географ-эколог Эдуард Батоцыренов - Людям свойственно искать в природных объектах антропоморфные или зооморфные черты, либо признаки рукотворного происхождения. |
Чрево матери |
Полюбовавшись общим видом, подходим ближе, чтоб лучше осмотреть скалу вблизи. Первое, что бросается в глаза – огромная, высотой где-то метра три, расщелина с волнистыми краями, по сути, небольшой грот. Её называют «Чрево матери», и поверье гласит, что если у женщины проблемы с деторождением или вообще личной жизнью, ей следует приехать сюда и попросить помощи. Ещё в гроте отметились какие-то вандалы, написав на стене свои имена. Впрочем, они не пощадили и обугленный участок стены поодаль. |
Продолжаем осмотр. Справа от грота, в средней части скалы высечена странная фигура - вертикальная линия, перечеркнутая косым крестом. Судя по всему, высекали очень давно, края линий сгладились, но тем не менее, загадочный крест виден вполне отчетливо. Происхождение этого креста, по словам Елены, неизвестно. |
Несколькими метрами правее, где-то на высоте полутора метров, если присмотреться, можно различить рисунки-петроглифы: вертикальные черты, выполненные чёрным, либо кресты, нарисованные оранжевой охрой. Последние относятся к т.н. «селенгинскому стилю», и обозначают птицелюдей. Рисунки за минувшие века почти стёрлись, чтоб различить их, приходится смачивать водой шершавую поверхность. |
Ещё правее, уже ближе к краю стены, на высоте трёх-четырёх метров, из углубления в скале сочится «каменное масло» - на поверхности камня в этом месте чернеет огромное влажное пятно. Окрестные жители собирают это «масло» в лечебных целях, к влажному пятну можно добраться по деревянной лестнице-настилу. |
- Судя по всему, просто вода, может с высоким содержанием каких-то минералов – говорит Эдуард, спустившись после осмотра. |
Неподалёку от источника «каменного масла» располагается «Щель грешников» - расколотый камень, между частями которого человек должен протиснуться, воздевая руки к небу. Если человек не смог пройти через щель – значит камень отверг его. |
Туристы, по быстрому осмотрев расположенное внизу, вскоре уехали, мы же решили подняться на самый верх Шаман-горы. Обойдя отвесную стену с левого края, мы поднимаемся на неё сбоку, наверху оказываются новые уходящие ввысь утёсы, на них – ещё скалы. Можно видеть «бусы шамана» - покрытую трещинами извилистую полосу в наслоениях горных пород. |
Шаман-гора – природный храм. Считается, что камень впитывает в себя эманации душ и духов, накапливая их в себе. Именно в таких местах, как затерянные утёсы и пещеры, по шаманистской традиции поклонялись божествам и духам-хозяевам местности. На самой вершине произрастает традиционное для таких шаманских мест «древо жизни» - одинокое молодое дерево. Шаман-гора принимает всех, но тех, кто шумит и мусорит, или пришёл с недобрыми помыслами, может и наказать. И говорят, что поднявшись на вершину, получаешь много энергии силы и спокойствия, надолго забывая о болезнях и жизненных неурядицах. Могу сказать, что это действительно так. |
С высоты Шаман-горы открывается чудесная панорама окружающей долины. Кстати, местность вокруг горы носит название «Страшная падь», с ней тоже связано множество жутких легенд. |
Налюбовавшись окружающими видами, мы спустились вниз, и пообедав у подножия горы монгольским сушеным творогом, двинулись на поиски следующего объекта. |
Фаллический останец |
Следующим объектом, который мы посетили, стала причудливой формы скала-останец, расположенная тремя километрами дальше. Пришлось подняться по высокому склону горы, густо заросшей смешанным лесом, и за гребнем нам открылись башни останцев, возвышающиеся над стеной сосен. С обратного склона этих скал молодые деревья странным образом согнуты, кое-где вывернуты корнями и свалены друг на друга, образовывая вроде огромного шалаша. Возникает ощущение, что их словно скрутил могучий вихрь. Видимо, утёсы при сильном ветре перенаправляют воздух, создавая эффект смерча. Под старой сосной, привалившейся к скале, клочья желто-серой шерсти – возможно, их оставила рысь. |
Пройдя мимо первого останца, мы идём дальше по гребню через бурелом и, наконец, находим тот самый утёс, что видели на фотографии. Про этот останец тоже есть смутная легенда, что давным-давно он служил чем-то вроде идола для шаманских обрядов. Скала на первый взгляд имеет форму гриба, хотя, если зайти с другого ракурса, на самом деле продолговатая. Есть история, что когда-то Гэсэр поверг тут злого великана, но поленился как следует закопать тело. С обратной стороны останца нарисована фигурка чёрта, рисунок явно современный. Не лень же было кому-то забираться за этим в такие дебри. |
Обойдя «гриб» сзади, где он смыкался со склоном горы, мы забрались на «шляпку», откуда тоже открывается широкая панорама. Полюбовавшись, мы двинулись обратно. |
Где прятали жену Чингисхана |
Завершающим пунктом нашего рейда стала пещера-грот, находящаяся ещё тремя километрами дальше по трассе, в полутора километрах за деревней Старая Брянь. Она примечательна тем, что в эпоху бронзы там была стоянка первобытных охотников, оставивших наскальные рисунки-петроглифы. Этот грот был открыт в 1974 году знаменитым исследователем Алексеем Окладниковым. Пещера является одним из самых известных объектов такого рода в Бурятии. Ещё бытует легенда, что меркиты, похитив жену Чингисхана, прятали её в этой самой пещере. |
Сопка, где расположена пещера, находится прямо у дороги, остаётся лишь подняться на несколько десятков метров вверх по лесистому склону к отвесному нагромождению скал. Дальше видна едва заметная тропинка, петляющая ввысь среди торчащих уступов. Саму пещеру разглядишь не сразу, пока не поднимешься к ней вплотную, это уже сто с лишним метров. Это именно небольшая пещера, довольно обширная полость в скальной толще, а не расщелина или ниша, образованная нагромождением камней. Скала перед входом образует небольшую площадку-обрыв, с которого открывается чудный вид на долину протекающей рядом речки Шабур. Справа от входа в грот в небольшой расщелине целый красный ковёр – кладбище божьих коровок. |
Прямо перед входом в пещеру сооружена грубая приземистая скамья. Сам вход имеет форму трапеции высотой около двух метров, внутри своды раза в полтора-два выше и местами почти прямоугольные, словно высеченные. Вдобавок внутри грот имеет ещё крупную полость слева. В задней стене пещеры на высоте в рост человека виднеется ниша, сужающаяся в расщелину, уходящую куда-то в глубь скалы. Внутри пещеры прохладно и сухо, объём пространства с жилую комнату - слишком много людей не поместится, но в качестве прибежища охотникам от непогоды и на ночлег самое то. Увы, вандалы не пощадили и этот грот – местами на стенах можно видеть надписи, относящиеся к нашему времени. |
То тут, то там возле входа в пещеру и на скалах вокруг него, если приглядеться, можно также рассмотреть знаки, оставленные древними людьми: уже виденные нами косые крестики, а также группки круглых точек шириной сантиметр-полтора, иногда очерченных такой же линией-«оградкой». Все рисунки выполнены красной охрой. Время их почти затёрло – приходится долго высматривать, и, чтоб отчётливо разглядеть, камень вновь приходилось смачивать. |
- Точки символизируют души погибших охотников, – объясняет Эдуард. – А кресты то ли птиц, то ли мифических птицелюдей. |
Внимательно осмотрев пещеру и все обнаруженные наскальные рисунки, тщательно всё сфотографировав, мы двинулись к машине, чтобы отправиться в город. На этом наша экспедиция закончилась. Кстати, уже выходя из пещеры, я обнаружил, что потерял свой нож. Как позже объяснил один знакомый, его забрал дух Шаман-горы в качестве взноса. |
В Заиграевском районе есть и другие примечательные места, как-нибудь мы наведаемся и к ним. Надо сказать, что такие объекты, помимо научной ценности, вызывают большой интерес у туристов, что мы наглядно наблюдали. Тем печальнее видеть варварское к ним отношение людей, оставляющих дурацкие надписи, порой поверх бесценных наскальных рисунков. |
Фото автора |
Автор: Василий Тараруев |
Источник: Еженедельник "Информ Полис" |
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|