На раскопках самого таинственного некрополя Крыма археологов пугали потусторонние силы
|
Дабы пополнить ряды археологов, нужно поцеловать кирку и принять жертвенную пищу: съесть кусочек земли и обглодать косточку |
Уже 21 сезон экспедиция под руководством старшего научного сотрудника Крымского филиала Института археологии НАНУ Александра Пуздровского работает на Усть-Альминском могильнике — возле села Песчаное в Бахчисарайском районе. Там, более двух тысяч лет назад почти на берегу моря, хоронили своих умерших скифы, сарматы, аланы. |
ТРУДЯГИ. Рабочий день начинается с рассветом. Народ разбирает шанцевый инвентарь и стягивается к раскопу. Отдых — в перерывах «на поесть» и когда нестерпимо начинает жечь солнце. «Это вам не «Индиана Джонс», — говорит Леонид, приезжающий на раскопки из Череповца второй год подряд. — Люди насмотрятся на Лару Крофт, которая кисточкой смахивает пыль с артефактов, и всем кажется, что жизнь археолога — сплошная романтика. А тут так за день киркой наработаешься, что никакой романтики не хочется». |
Леня все-таки немного лукавит. Во время отдыха он уединяется в теньке, чтобы побренчать на гитаре. А вот старший научный сотрудник Александр Труфанов любит посидеть за книжкой. Как и школьный учитель истории Александр Соломоненко, который в экспедиции с 1996 года. Официально в лагере — пять лаборантов и три научных сотрудника. Остальные — волонтеры. Еще вначале 1990-х таковых было больше полусотни, сейчас чуть больше десятка. |
ДУХ МОГИЛ. «В женских захоронениях часто встречаются обереги и талисманы, — рассказывает Пуздровский. — Раньше женщина считалась защитницей от злых духов, жрицей и врачевательницей». |
В 2001 году «усть-альминцы» раскопали склеп, в котором было погребено шесть воинов. При каждом — меч, наконечники стрел, золотые венки и лицевые пластины. «Еще в древности в этот склеп проникли грабители, но часть погребений уцелело, поскольку рухнул свод, и было не пробраться, — продолжает Александр Евгеньевич. — Современные расхитители пошли по яме, которую вырыли древние, дошли до осколков краснолаковой посуды и, подумав, что ловить нечего, убрались восвояси. Но не мы». |
Археолог вспоминает, что раскопки были нервными, «стыдно смотреть коллективу в глаза, когда выбрано 50 кубометров земли, а идут только грабленые кости и битая керамика». Но когда поняли, что две недели труда не напрасны, грунт ведрами тянули с глубины 7 метров, работали, увлекшись, по 12 часов в сутки. И эти раскопки войдут в сокровищницу науки. |
А как-то «усть-альминцы» нашли захоронение двух жриц, а при них — магические предметы: большие бронзовые зеркала среднеазиатские, курильницы, золотые украшения. Резной гранат древнего перстня стоит на порядок дороже, чем золото, в которое он обрамлен, потому что работали над ним умельцы Боспорской камнерезной мастерской. |
«Мы предполагаем, что на Усть-Альме где-то с середины I века н. э. находилась ставка одного из сарматских вождей — зажиточная аристократия. Сарматы контролировали маршрут караванов Великого шелкового пути. Купцы из Средней Азии, Индии и Китая, кроме традиционного шелка, везли уникальные китайские лаковые шкатулки. Найти такую вне Китая — редкость, но Пуздровский нашел. «Когда первую обнаружили, немного растерялись, — делится он. — Долго не могли решить, где и как ее хранить, ведь нужны специальные условия». |
Артефакт более десяти лет берегли в холодильнике археолога Юрия Зайцева, пока не нашлись деньги на отправку ценного экземпляра в Японию на реставрацию. |
ФАНАТИКИ. Научный сотрудник Национального музея Героической обороны и освобождения Севастополя Павел Ляшук примкнул к Усть-Альминской экспедиции в 1993-м. Тогда ему частенько приходилось «работать стукачом»: стоило кому-то на Севастопольскую «горку» вынести вещь, найденную на Усть-Альме, он сразу же сообщал об этом руководству. |
«Раньше археологи жили как-то веселее, — вспоминает с улыбкой историк. — Из-за скудного финансирования здоровых мужиков, которые должны были махать кирками, кормили манной кашей, зато на каждого выделялся спирт для дезинфекции рук: от всех понемножку — получалось поллитра». Младший научный сотрудник Крымского филиала Института археологии НАНУ Геннадий Медведев в команде чуть меньше — 16-й сезон. |
«Здесь особая атмосфера, которая притягивает, — признается он. — Жизнь насыщенная — день идет за три, а все заботы остаются в цивилизации». |
Археолог верит в существование потустороннего: случалось, стоило «вторгнуться» в погребальный склеп, тут же поднимался шквальный ветер и начиналась гроза. «Вещи, которые лежат там, умерли, ушли вместе с покойником. А мы возвращаем их, выдергиваем в наше пространство, нарушая естественный ход времени, — говорит он. — Но с точки зрения археологи — мы спасаем могильник от разорения». |
ТРАДИЦИИ. «Жилой массив» лагеря образуют старенькие палатки. Сакральной считается та, в которой хранится провиант и базируется начальник. Оккультное место — умывальник, но подолгу возле него не задерживаются — воды маловато. В небольшой кухоньке — казаны с борщом и ячневой кашей. Под навесом, за большим столом, не только трапезничают, но и играют в домино. |
«Идея и этого навеса и печки принадлежала сотруднику Бахчисарайского историко-культурного заповедника Ивану Лободе, — говорит Пуздровский. — Как и ритуал празднования Дня археолога, который отмечается 15 августа: сотрудники экспедиции торжественно строятся, слушают юмористический приказ, затем те, кто попал к нам впервые, дают клятву». Дабы пополнить ряды археологов, нужно поцеловать кирку и принять жертвенную пищу: съесть кусочек земли и обглодать косточку. А для полного счастья — схлопотать по «пятой точке» лопатой. |
УСТЬ-АЛЬМИНСКАЯ СОКРОВИЩНИЦА |
Городище занимает мыс, который на картах XIX века значится как Керменчик, что в переводе означает «маленькая крепость». Уже тогда жители деревни Альма-тамак знали: здесь находится древнее поселение. Усть-Альминское городище и некрополь — памятник культурного наследия национального значения. В юго-западном Крыму это крупнейший центр крымских скифов, уступающий по своим масштабам только Неаполю Скифскому. Территория городища около 6 га, а прилегающего к нему некрополя — 4 га. |
Широкую огласку в научных кругах археологический объект получил в 1930 годы, когда о нем написал Николай Эрнст. В 1945—1946 годах здесь работала Тавро-скифская экспедиция под руководством Павла Шульца. В 1964 году, когда при посадке леса «открылся» могильник, за раскопки взялась Тарханкутская экспедиция Александра Щеглова. С 1968 до 1984 года копал отряд Татьяны Высотской. Вначале 1990-х, когда объект «облюбовали» грабители, была сформирована комиссия по его охране. А в 1993-м — Альминский отряд, а затем и Альминская экспедиция, которая исследовала уже более 700 погребальных сооружений. |
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|